logo search
41-50 (ТПМИ)

41. Основные принципы организации навигации по сайту (из учебника Борисовой)

Доступность информации на сайте называется юзабилити. 

Она складывается из:

-легкости доступа к нужной странице сайта (измеряется количеством кликов, желательно, чтобы оно не превышало трех),

- заметности на экране и понятности тех зон, которые должны быть вызваны (кликнуты) для выхода на нужную информацию,

- легкости восприятия и понимания экранного текста, содержащего нужную информацию.

Навигация по сайту задается при помощи зон, клик по которым переводит на другую страницу сайта. Зоны могут быть визуальными (картинки, карты, части изображения), вербальными (слова, словосочетания), иконическими (условные значки - "иконки"). Чаще всего зоны объединяются в меню, в которых приводятся смысловые области, внутри которых может находиться нужная информация. Например, меню сайта вуза "Ректорат" - "Наука" - "Факультеты" - "Условия приема" позволяет найти сведения о руководителях вуза ("Ректорат"), о научной конференции, публикациях, научных связях ("Наука"), о каждом факультете, а также об условиях приема абитуриентов.

Удобство навигации определяется выбором смысловых параметров, по которым организуется меню. Если эти параметры достаточно очевидно связаны с интересующей информацией, по ним легко перейти к ней. Поэтому при организации меню нужно иметь представление о смысловой организации картины мира потенциальных пользователей (о тезаурусе). Например, у владельца загородного дома водопроводные трубы, батареи отопления попадут в группу "товары, обеспечивающие инженерное оборудование дома", а у жителя квартиры - "объекты внимания обслуживающей организации".

Деление  на группы у людей не являются однозначными. Те же батареи могут попасть и в "интерьер", и в "источники опасности для детей". Поэтому на сайте полезно иметь два меню (реже три и больше), предлагающие доступ к нужной информации по разным признакам, например, меню "товары для дома" и меню "предметы интерьера".

Наконец, дополнительными входами в сайт могут быть календари, карты местности, а также поисковик (чаще всего это часть большого поиковика, где условия поиска задаются с ограничением "на данном сайте").Иногда выносят на отдельную страницу "карту сайта" (в последнее время - редко).

Если сайт обновляется, важным входом оказывается ссылка на обновление, которую почти всегда располагают на первой странице (чаще в особой зоне).

Размеры меню должны быть не очень велики, чтобы пользователь мог быстро оценить каждую из зон с точки зрения поиска нужной информации - около 7-9 позиций. Поэтому иногда на наиболее загруженных информацией "направлениях" создаются промежуточные меню, например на сайте вуза "факультет" - меню каждого факультета, включающего общие сведения, состав кафедр и т.п.

Позиции в меню должны быть названы просто и наиболее близко к отражаемому содержанию, игривость здесь встречается, но редко (например, для очевидной зоны Контакты можно предложить название "Как нас найти"). Линейки меню могут располагаться горизонтально (обычно под логотипом) и/или вертикально - чаще в левой части сайта. Желательно, чтобы шрифт, его размер и цвет позволяли легко схватывать содержание меню. Меню обычно повторяется и на других страницах, что позволяет переходить к нужной информации без возвращения на главную.