1.5. Потребности и мотивы покупательского поведения
С точки зрения маркетинга, потребителей можно разделить на две большие группы: конечных потребителей и организации-потребители.
Конечные потребители — отдельные лица и семьи, приобретающие товары и услуги для личного (семейного, домашнего) потребления.
Организации-потребители — покупатели, приобретающие товары и услуги для дальнейшего использования в процессе производства и получения других продуктов, перепродажи или использования в целях организации.
Поведение этих двух групп покупателей может существенно различаться. Это объясняется различными объектами рыночного спроса, различными целями и способами принятия решений о покупке, разной мотивацией и др.
Потребительский рынок образуют отдельные лица и семьи, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
Процесс принятия решения о покупке конечным потребителем состоит из нескольких этапов:
1) возникновение потребности, осознание необходимости ее удовлетворения путем покупки товара;
2) поиск информации о возможности удовлетворения потребности;
3) сопоставление и оценка различных вариантов покупок;
4) выбор варианта (принятие решения о покупке);
5) реакция на покупку.
Итак, именно неудовлетворенные потребности заставляют людей приобретать те или иные товары. Это означает, что любая фирма, прежде чем заняться производством товаров, должна изучить потребности своих потенциальных покупателей, определить основные тенденции их развития и найти возможности удовлетворить покупательские потребности лучше, чем конкуренты.
В специальной литературе существуют самые разные подходы к классификации и оценке потребностей покупателей.
Потребности, как правило, классифицируют следующим образом.
1) Материальные, духовные и социальные.
Материальными являются потребности в пище, одежде, жилье, физической деятельности, здоровье, нормальных взаимоотношениях с природной средой.
Духовные потребности распространяются на научные знания, духовное общение, поиск смысла жизни. Они могут быть нравственными, эстетическими, художественными и т.п.
Социальный характер имеют потребности в общественно-политической деятельности, членстве в партии, участии в общественных движениях и др.
2) Первичные и вторичные.
Первичные потребности не могут быть заменены одна другой и не исчезают до тех пор, пока не будут удовлетворены. К ним относят физиологические потребности и потребности в защищенности.
Вторичные потребности часто могут быть взаимозаменяемы, от них можно легко отказаться (совсем или на некоторое время), многие из них могут вообще отсутствовать. Вторичные потребности поэтому считаются эластичными. К ним относят социальные потребности, а также в уважении и самоутверждении.
3) Истинные (реальные), присущие потребителю как носителю собственных желаний, что нормально и естественно, и ложные или искусственные, создаваемые обществом и производителем.
4) Абсолютные, ощущаемые безотносительно к тому, в какой ситуации оказываются другие люди, и относительные в том смысле, что человек ощущает их лишь тогда, когда удовлетворение потребностей возвышает его над другими людьми. Насыщение абсолютных потребностей возможно, а относительных — нет. Чем выше общий уровень относительных потребностей, тем больше стремление этот уровень превысить.
5) Родовые и производные потребности. Если родовой является потребность, скажем, в обработке информации, то производная потребность может распространяться на калькуляторы, компьютеры и другую аналогичную технику. Родовая потребность ненасыщаема; производная, наоборот, насыщается на определенной стадии жизненного цикла товара, а нововведения способствуют удовлетворению родовых потребностей с все большей эффективностью.
6) Индивидуальные, коллективные, региональные, государственные и др.
Поведение покупателей промышленных товаров зависит от ряда факторов, к которым маркетологи обычно относят:
факторы окружающей среды — экономические условия; состояние законодательства; юридические аспекты регулирования предпринимательства; деятельность конкурентов; развитие НТП; отдельные политические события и пр.;
особенности менеджмента закупающей организации — его цели и задачи, методы работы, политика закупок;
особенности работников, непосредственно занятых закупками — их мотивации, восприятия, предпочтения;
Процесс принятия решения о закупках товаров промышленного назначения включает ряд этапов: осознание проблемы; описание необходимой продукции; поиск возможных поставщиков продукции; выбор поставщика; формирование заказа на продукцию; оценка полученного продукта и работы поставщика.
- Тема 1. Сущность маркетинга и его современная концепция
- 1.1. Сущность маркетинга, хронология возникновения и развития
- 1.2. Эволюция концепции маркетинга
- 1.3. Тенденции развития современной концепции маркетинга
- 1.4. Основные понятия маркетинга
- 1.5. Потребности и мотивы покупательского поведения
- Тема 2. Системы и характеристики маркетинга
- 2.1. Маркетинговая система
- 2.2. Принципы, цели, задачи и функции маркетинга
- Основные функции маркетинга
- 2.3. Характеристика видов маркетинга
- 2.4. Комплекс маркетинга
- 2.5. Маркетинговая среда
- Тема 3. Маркетинговые исследования
- 3.1. Сущность маркетинговых исследований, основные направления проведения
- 3.2. Процесс проведения маркетингового исследования
- I этап. Выявление проблем и формулирование целей исследования
- II этап. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации
- III этап. Планирование и организация сбора первичной информации
- IV этап. Систематизация и анализ собранной информации
- V этап. Представление полученных результатов исследования.
- 3.3. Источники вторичной маркетинговой информации
- 3.4. Методы сбора первичной маркетинговой информации
- 3.5. Исследование маркетинговой среды предприятия
- Тема 4. Маркетинговая товарная политика
- 4.1. Сущность маркетинговой товарной политики и ее структура
- 4.2. Маркетинговая концепция товара
- 4.3. Конкурентоспособность продукции
- 4.4. Разработка новой продукции
- I этап. Формирование идей
- II этап. Отбор идей
- III этап. Разработка замысла и его проверка
- IV этап. Разработка стратегии маркетинга
- V этап. Анализ возможностей производства и сбыта
- VI этап. Разработка товара
- VII этап. Испытания в рыночных условиях
- VIII этап. Коммерческое производство
- 4.5. Концепция жизненного цикла продукции и характеристика его основных этапов
- 4.6. Формирование товарного ассортимента и управление им
- Тема 5. Маркетинговая ценовая политика
- 5.1. Сущность и роль маркетинговой ценовой политики
- 5.2. Характеристика основных этапов алгоритма расчета цены
- II этап. Определение спроса
- III этап. Анализ издержек
- IV этап. Анализ цен конкурентов
- V этап. Выбор метода ценообразования
- VI этап. Установление окончательной цены
- 5.3. Характеристика основных методов ценообразования
- 5.4. Маркетинговые политики управления ценами
- Тема 6. Маркетинговая политика коммуникаций
- 6.1. Сущность маркетинговой политики коммуникаций
- 6.2. Алгоритм планирования комплекса маркетинговых коммуникаций и характеристика его основных этапов
- I этап. Определение цели комплекса маркетинговых коммуникаций.
- II этап. Определение целевой аудитории и желаемой обратной реакции.
- III этап. Создание обращения.
- IV этап. Выбор средств распространения маркетинговой информации.
- V этап. Учет потока обратной связи.
- 6.3. Реклама
- VIII этап. Непосредственное рекламирование.
- IX этап. Контроль и анализ программы рекламирования.
- 6.4. Стимулирование продаж.
- 6.5. Прямой маркетинг
- 6.6. Работа с общественностью
- Тема 7. Маркетинговая политика распределения
- 7.1. Сущность маркетинговой политики распределения
- 7.2. Природа каналов товародвижения
- 7.3. Алгоритм формирования каналов товародвижения
- II этап. Постановка и координация целей распределения.
- III этап. Спецификация задач распределения.
- IV этап. Разработка возможных альтернатив каналов распределения.
- V этап. Выбор структуры канала распределения.
- VI этап. Выбор оптимального канала.
- VII этап. Выбор субъектов канала и управление ими.
- 7. 4. Формы распространения продукции
- 7.5. Основные аспекты управления каналами распределения
- 7.6. Маркетинговая логистика
- Тема 8. Управление маркетинговой деятельностью
- III. Реализация маркетинговой стратегии
- 8.2. Стратегические маркетинговые решения
- 8.3. Планирование маркетинга
- Структура плана маркетинга
- Последовательность разработки плана маркетинга
- 8. 4. Организация маркетинга
- Оргструктуры управления маркетингом
- 8.5. Контроль маркетинга