3.4. Методы сбора первичной маркетинговой информации
Если вторичные данные не дают информации, достаточной для достижения целей исследования, и необходимо собрать первичные данные, проводят так называемые полевые маркетинговые исследования. При этом используются следующие методы сбора первичной информации: наблюдение; эксперимент; имитация; опрос; панель.
Наблюдение представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями.
К достоинствам этого метода относятся:
его простота, и, следовательно, относительная дешевизна,
исключение искажений, вызываемых контактами объектов с исследователями (что, например, нельзя в полной мере исключить при опросе).
Основной недостаток этого метода состоит в том, что он не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов наблюдения и процессы принятия ими решений, и, следовательно, они могут быть неправильно истолкованы наблюдателями.
Эксперимент представляет собой метод сбора информации о поведении исследуемых объектов, предусматривающий установление исследователями контроля над всеми факторами, влияющими на функционирование этих объектов.
Целью исследования, проводимого с помощью эксперимента, является, как правило, установление причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов.
К достоинствам этого метода относятся:
его объективный характер;
возможность установления причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов.
Недостатки такого метода заключаются:
в трудности контролировать все факторы маркетинга в естественных условиях,
сложности воспроизведения нормального поведения социально-экономического объекта в лабораторных условиях;
проведение эксперимента сопряжено, как правило, с гораздо большими издержками, чем наблюдения и особенно при необходимости исследования нескольких факторов маркетинга.
Имитация представляет собой метод сбора данных, генерируемых ЭВМ с помощью заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования.
Достоинство этого метода состоит в возможности оперативного анализа множества вариантов маркетинговых действий и выбора на этой основе наилучшего.
К недостаткам этого метода относится, прежде всего сложность и трудоемкость создания самой модели.
Опрос. Под опросом понимается метод сбора информации, путем установления контактов с объектами исследования.
Существуют четыре основных вида активного опрашивания при исследовании рынка:
Персональное анкетирование (или интервью).
Телефонные опрашивания.
Рассылка анкет по почте.
Интервью с помощью Internet.
Достоинство этого метода состоит прежде всего в практически неограниченной области его возможного применения.
К недостаткам этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.
При использовании различных процедур проведения опроса практики обращают особое внимание на методы “фокус-группы” и “глубинного” интервью.
Процедура проведения “фокус-группы” сводится к обсуждению маркетинговой проблемы в группе из 5—12 специально отобранных людей под руководством модератора — специалиста, задающего вопросы и создающего такие условия, чтобы каждый из участников группы мог свободно высказываться, а беседа проходила в нужном направлении. Полученная информация фиксируется на аудио- и видеопленке. Эту разновидность исследования используют, когда необходимо определить, как потенциальный потребитель воспримет новый товар или новую форму обслуживания.
При “глубинном” интервью после сегментации рынка (методом наблюдений) проводится подробный опрос нескольких человек из каждого сегмента. Интервьюер должен в ходе свободного разговора с респондентом выделить из его речи те слова, выражения, эмоции, которыми потенциальный покупатель описывает данный товар. По мнению психологов, объяснение преимуществ товара его потребителям на их же языке является наиболее доходчивым, а следовательно, эффективность рекламы, построенной на словах респондента, будет максимальной.
В качестве основного орудия исследования методом опроса используется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий фиксацию ответов.
Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью.
Исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос.
При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Преимущество такого опроса состоит в возможности исключить трактовки опрашиваемым вопросов, не соответствующие целям исследования. Основным недостатком является стремление опрашиваемого в ряде случаев избежать откровенного ответа и прежде всего на вопросы личного характера.
Скрытый опрос позволяет избежать отмеченного выше недостатка, повысить степень искренности ответов, но может привести к нежелательным смещениям в ответах в связи с неправильной трактовкой опрашиваемым заданного вопроса.
В зависимости от формы различают два типа вопросов: открытые и закрытые.
Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа (например, "Укажите важные для Вас характеристики компьютера").
Открытые вопросы предпочтительней при предварительных исследованиях, направленных на выяснение характера проблемы. Их недостаток состоит в том, что возникают трудности перед исследователем при анализе ответов из-за расхождений оттенков слов и выражений и невозможности их однозначной интерпретации. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы.
Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию (например, "Укажите две наиболее важные для Вас характеристики компьютера: быстродействие, объем оперативной и постоянной памяти, разрешение монитора, надежность, стоимость). Эти вопросы могут требовать однозначного ответа ("да" или "нет") или предоставлять множественный выбор.
Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны и отвечать следующим требованиям:
Вопрос должен быть ясным и понятным опрашиваемому и не допускать двусмысленности. Для этого важно, чтобы слова, включенные в формулировку вопроса были понятны опрашиваемому.
Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, "Не считаете ли Вы, что не следует ...").
Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны пересекаться (например, до 20: 21-30; 31-40 и т.д.).
Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "редко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.
Состав и последовательность вопросов анкеты также не должна носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:
Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.
В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого в анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, позволяющих выявить возможные противоречия в его ответах.
Последовательность вопросов должна учитывать их логическую взаимосвязь, в основе которой следует положить принцип "от общего — к частному".
Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к. при их постановке возрастает вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу.
Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.
Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться указанием "вилки".
Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.
После разработки анкеты важно провести ее опробование в реальных условиях, т.е. провести тестирование с ее помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию.
Панель — это метод исследования, предполагающий многократный опрос интересующей группы покупателей или наблюдение за развитием сбыта в определенной группе предприятий торговли через равные промежутки времени.
Признаками "панели" считаются:
постоянность предмета, темы исследования и совокупности объектов исследования (домашних хозяйств, предприятий торговли и др.);
четкая периодичность сбора данных, его повторение через равные промежутки времени.
Различают:
торговую панель — панель розничной торговли, панель оптовой торговли;
потребительскую панель — индивидов, отдельных семей, субъектов производственного потребления;
специальные формы панели, например, панели представителей определенных профессий и видов деятельности (врачей, адвокатов и т.д.), панели отдельных предприятий и учреждений (парикмахерских, домов отдыха и т.д.).
Метод панельных исследований относится к числу сложных, требующих квалифицированных исполнителей и больших денежных затрат. Как правило, им занимаются специализированные институты.
- Тема 1. Сущность маркетинга и его современная концепция
- 1.1. Сущность маркетинга, хронология возникновения и развития
- 1.2. Эволюция концепции маркетинга
- 1.3. Тенденции развития современной концепции маркетинга
- 1.4. Основные понятия маркетинга
- 1.5. Потребности и мотивы покупательского поведения
- Тема 2. Системы и характеристики маркетинга
- 2.1. Маркетинговая система
- 2.2. Принципы, цели, задачи и функции маркетинга
- Основные функции маркетинга
- 2.3. Характеристика видов маркетинга
- 2.4. Комплекс маркетинга
- 2.5. Маркетинговая среда
- Тема 3. Маркетинговые исследования
- 3.1. Сущность маркетинговых исследований, основные направления проведения
- 3.2. Процесс проведения маркетингового исследования
- I этап. Выявление проблем и формулирование целей исследования
- II этап. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации
- III этап. Планирование и организация сбора первичной информации
- IV этап. Систематизация и анализ собранной информации
- V этап. Представление полученных результатов исследования.
- 3.3. Источники вторичной маркетинговой информации
- 3.4. Методы сбора первичной маркетинговой информации
- 3.5. Исследование маркетинговой среды предприятия
- Тема 4. Маркетинговая товарная политика
- 4.1. Сущность маркетинговой товарной политики и ее структура
- 4.2. Маркетинговая концепция товара
- 4.3. Конкурентоспособность продукции
- 4.4. Разработка новой продукции
- I этап. Формирование идей
- II этап. Отбор идей
- III этап. Разработка замысла и его проверка
- IV этап. Разработка стратегии маркетинга
- V этап. Анализ возможностей производства и сбыта
- VI этап. Разработка товара
- VII этап. Испытания в рыночных условиях
- VIII этап. Коммерческое производство
- 4.5. Концепция жизненного цикла продукции и характеристика его основных этапов
- 4.6. Формирование товарного ассортимента и управление им
- Тема 5. Маркетинговая ценовая политика
- 5.1. Сущность и роль маркетинговой ценовой политики
- 5.2. Характеристика основных этапов алгоритма расчета цены
- II этап. Определение спроса
- III этап. Анализ издержек
- IV этап. Анализ цен конкурентов
- V этап. Выбор метода ценообразования
- VI этап. Установление окончательной цены
- 5.3. Характеристика основных методов ценообразования
- 5.4. Маркетинговые политики управления ценами
- Тема 6. Маркетинговая политика коммуникаций
- 6.1. Сущность маркетинговой политики коммуникаций
- 6.2. Алгоритм планирования комплекса маркетинговых коммуникаций и характеристика его основных этапов
- I этап. Определение цели комплекса маркетинговых коммуникаций.
- II этап. Определение целевой аудитории и желаемой обратной реакции.
- III этап. Создание обращения.
- IV этап. Выбор средств распространения маркетинговой информации.
- V этап. Учет потока обратной связи.
- 6.3. Реклама
- VIII этап. Непосредственное рекламирование.
- IX этап. Контроль и анализ программы рекламирования.
- 6.4. Стимулирование продаж.
- 6.5. Прямой маркетинг
- 6.6. Работа с общественностью
- Тема 7. Маркетинговая политика распределения
- 7.1. Сущность маркетинговой политики распределения
- 7.2. Природа каналов товародвижения
- 7.3. Алгоритм формирования каналов товародвижения
- II этап. Постановка и координация целей распределения.
- III этап. Спецификация задач распределения.
- IV этап. Разработка возможных альтернатив каналов распределения.
- V этап. Выбор структуры канала распределения.
- VI этап. Выбор оптимального канала.
- VII этап. Выбор субъектов канала и управление ими.
- 7. 4. Формы распространения продукции
- 7.5. Основные аспекты управления каналами распределения
- 7.6. Маркетинговая логистика
- Тема 8. Управление маркетинговой деятельностью
- III. Реализация маркетинговой стратегии
- 8.2. Стратегические маркетинговые решения
- 8.3. Планирование маркетинга
- Структура плана маркетинга
- Последовательность разработки плана маркетинга
- 8. 4. Организация маркетинга
- Оргструктуры управления маркетингом
- 8.5. Контроль маркетинга