logo
Организация и проведение компаний PR / диплом

§1.Оценка на уровне подготовки и реализации.

В данном разделе будет рассмотрен первый, уже завершившийся этап «конструирование события» (1000-летие г.Казани), исследованы праздничные программы, ход тактических мероприятий и проведён контент-анализ федеральных и республиканских средств массовой информации с целью проследить динамику освещения темы тысячелетия г.Казани.

Анализ реализуемых мероприятий.

Конструирование события необходимо было начать с установления и научного обоснования точной даты возникновения Казани. С этой просьбой городская мэрия обратилась в Институт истории АНТ. До этого попытки определения возраста города Казани предпринимались городской думой дважды - в 1894 году и 25 лет назад, но в том и другом случае не хватало бесспорных научных доказательств и фактов. Кропотливые исследования последних пяти лет, которые проводились в 32 археологических раскопах, в 62 библиотеках и архивах, в том числе в 46 зарубежных, вскрыли новые пласты истории. Заключения и научные экспертизы находок делались отделом нумизматики Государственного Эрмитажа, Национальными музеями Венгрии и Чехии, специалистами университетов Москвы, Берлина, Каира. Принимая во внимание частоту совпадения экспертных оценок, учёные путём математических аппроксимаций вывели дату возникновения Казани как города - 1005 год. Результаты исследования были рассмотрены на трёх международных форумах с участием учёных 21 страны. В итоге пять институтов отделений Российской Академии наук и его бюро вынесли вердикт о времени возникновения города. Указами президентов Российской Федерации Б.Н.Ельцина54 и Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева55 празднование 1000-летия основания г.Казани возведено в государственный ранг. Казань обрела свой день рождения.

Формирование организационного комитета, определение его целей и задач, направления работы было вторым шагом на пути «конструирования» события. Так для подготовки к празднованию 1000-летия основания г.Казани организованы Государственная Комиссия под председательством В.В.Путина, республиканская, возглавляемая М.Ш.Шаймиевым и городская – К.Ш.Исхаковым, созданы рабочие группы и Специальное Управление. В соответствии с основной задачей комиссий были утверждены федеральная, республиканская и городская программы по подготовке к юбилею, в которых определены объекты, подлежащие строительству, реконструкции, план мероприятий, объёмы и источники их финансирования, предусмотрено использование федерального, республиканского, городского бюджетов, а также внебюджетных фондов и добровольных взносов юридических и физических лиц. В целом же программы во многом дублируют друг друга и, с моей точки зрения, целесообразнее было бы утвердить один комплексный план мероприятий, что значительно облегчило бы выполнение и контроль над проведением PR-кампании. Помимо этого, существенный недостаток республиканских, городских программ и планов по подготовке к празднованию 1000-летия основания г.Казани заключается в том, что они не структурированы, включённые в них мероприятия даются одной общей лентой, подразделяясь лишь на международные, общероссийские и республиканские, что осложняет осуществление контроля за выполнением программы. При этом PR-деятельность, являющаяся, на мой взгляд, залогом успеха всей кампании по празднованию юбилея, чётко не обозначена, а представлена рядом разрозненных и несвязанных между собой акций, нет комплексного, многократного воздействия на мнения и отношения людей. Кроме того, не определены цели, задачи, стратегия, а значит не известно, чего и каким образом нужно достичь в результате проведения PR-кампании. Не выделены целевые общественные группы, а ведь аудитория – это центральный элемент любой PR-программы, так как «можно эффективно говорить с кем-то только при том условии, что ты знаешь о своём собеседнике как можно больше»56. Не продуман механизм оценки PR –кампании, который даёт возможность сделать выводы о её результативности и устранить выявленные недостатки. Всё это может отрицательно сказаться на эффективности реализации PR-кампании.

Этап реализации программы – проведение тактических мероприятий по воздействию на целевые общественные группы, которые в данном случае не обозначены, поэтому при оценке этой стадии будут рассмотрены акции, направленные на массовую аудиторию.

Согласно справке о ходе выполнения федеральной Программы подготовки к празднованию 1000-летия г.Казани за период с 1 сентября 1999 г. по 1 марта 2002 г. (2 года 6 месяцев) были проведены такие мероприятия, как международные конференции, фестивали, конкурсы, выставки, концерты, дни г.Казани за рубежом, - это опосредованное информирование о тысячелетнем юбилее, а как прямое воздействие:

Как видно, проводится достаточно большое количество мероприятий по работе с общественностью, но их минус в том, что они не связаны между собой общей концепцией, идеей, и значит, представляют собой лишь совокупность разрозненных акций, а не PR-кампанию по подготовке к празднованию 1000-летия Казани. А, как известно: «Неструктурированная деятельность в области PR никогда не будет столь эффективной, как планируемая программа»57 - Питер Грин.

Контент-анализ федеральных и республиканских СМИ.

Для оценки эффективности программ мероприятий по празднованию юбилея г.Казани на уровне их подготовки и реализации был проведён контент-анализ федеральных и республиканских средств массовой информации с целью определения их позиции в освещении темы тысячелетия. Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

Обзор был проведён по наиболее массовым изданиям:

Временные границы: январь 2001 года – апрель 2002 года.

Информация определялась как нейтральные и негативные отзывы, позитивные материалы не были обозначены ввиду их малого количества (за 2001 год 3 материала).

Диаграмма № 1 наглядно показывает, что в целом внимание СМИ к теме тысячелетия достаточно высоко. При этом пики интереса приходятся на июнь 2001г., что связано с Днями Республики Татарстан в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО и включением Казанского Кремля в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также на август, когда в рамках программы по 1000-летию прошли научно-практическая конференция «Великий Волжский путь» и День города.

Диаграмма № 1.

Материалы в основной своей массе нейтрального характера, количество же критических отзывов, главным поставщиком которых являются коммерческие СМИ, оппозиционные к власти, незначительно. При этом критики чаще всего апеллируют к следующим аргументам:

Как мне кажется, для изменения оценки события в этих СМИ необходимо перенести акценты с политической важности события на его научную и культурную значимость. Также важно информировать общественность об источниках финансирования юбилея.

Теперь проследим активность освещения темы тысячелетия в средствах

массовой информации Республики Татарстан (см. Диаграмма №2).

Диаграмма №2.

Итак, диаграмма №2 позволяет сделать заключение о том, что степень освещения темы тысячелетия Казани по Республике Татарстан достаточно высока, при этом лидирующее положение занимают телекомпании «Татарстан», «Эфир» и газеты «Шахри Казан», «Казанские ведомости».

Диаграмма №3 даёт представление о том, как освещается тема тысячелетия в федеральных средствах массовой информации.

Диаграмма №3

Из диаграммы №3 видно, что тысячелетие Казани практически не затронуло федеральные средства массовой информации, поэтому по количеству материалов на эту тему они значительно отстают от республиканских, как показано в диаграмме №4.

Диаграмма №4.

Таким образом, контент- анализ федеральных и республиканских средств массовой информации показал:

Принимая в расчёт тот факт, что средства массовой информации формируют общественное мнение, можем сделать следующий вывод:

Для исправления сложившейся ситуации, с моей стороны предлагается создать единый пресс-центр по освещению мероприятий, связанных с 1000-летием Казани, направив его работу на взаимодействие не только с местными средствами массовой информации, но и российскими, и зарубежными. Это необходимо, если уж мы задались целью создания благоприятного имиджа г.Казани, республики в целом, не только у себя «дома», но и за его пределами.