25. Особенности организации пассажирских перевозок.
Потребность населения в перевозках связана как с производственной деятельностью (поездки к месту работы и в командировки), так и с культурно-бытовой необходимостью (поездки на отдых, туризм и экскурсии).
Рынок транспортных услуг представлен следующими видами пассажирских перевозок: внутригородскими, пригородными, междугородними и международными.
Каждый из видов перевозок характеризуется различной емкостью рынка, видом и уровнем конкуренции, мотивацией поездки и эластичностью спроса (ценовой, перекрестной и от дохода).
Внутригородские перевозки являются наиболее значительными по количеству перевезенных пассажиров. В крупных городах транспортный рынок достаточно конкурентен и представлен автобусными, троллейбусными и трамвайными сообщениями, метрополитеном, железнодорожным транспортом, личными автомобилями, маршрутными такси. В небольших городах и населенных пунктах он более монополизирован и представлен, в основном, автобусным транспортом и личными автомобилями граждан. Среди мотиваций поездок преобладают перемещения к месту работы или учебы, в магазины и по другим личным надобностям. Спрос на данные перевозки является неэластичным по цене и доходу, но имеет высокую перекрестную эластичность.
Пригородные перевозки занимают второе место по массовости после внутригородских. Рынок этого вида транспортных услуг представлен железнодорожным, автобусным, а также личным автотранспортом. К целям поездок добавляется значительное количество дачных поездок. Спрос по цене и доходу более эластичен. Большое влияние на окончательный выбор населением определенного вида транспорта оказывает такой неценовой фактор конкуренции как удобство и надежность расписания. Для населения, совершающего ежедневные поездки в пригородном сообщении на работу и учебу, основным видом транспорта является железнодорожный из-за его высокой провозной способности, надежности и регулярности движения. Велика его социальная роль в перевозках городского населения на дачные участки, к местам массового отдыха. Кроме того, пригородными поездами выполняется и значительная доля внутригородских перевозок. Ежедневно в пригородном сообщении российскими железными дорогами перевозится около 3,3 млн. пассажиров. По данным социологических опросов, более 41% пассажиров пригородных поездов совершают поездки на работу и учебу, около 29% – на дачу. Более 45% пассажиров практически ежедневно пользуются железнодорожным транспортом.
Местные перевозки выполняются, в основном, железнодорожным транспортом и автобусами. Транспортный рынок высоко монополизирован. Мотивация поездки ограничена «шоп-турами», перевозками по личным надобностям и к местам отдыха. Верхний уровень тарифов по данному виду перевозок определяется железнодорожным транспортом. В местных перевозках усиливается роль неценовых факторов конкуренции: удобство времени отправления и прибытия, продолжительность поездки, местонахождение начального и конечного пункта следования, количество багажа, разрешенного к бесплатному и платному провозу, безопасность и комфортабельность проезда. Спрос на пассажирские перевозки в местном сообщении эластичен.
Дальние перевозки выполняются, в основном, железнодорожным и воздушным транспортом и небольшой долей автобусных и водных сообщений.
На железнодорожном транспорте 35% поездок пассажиров связаны с посещением родственников и друзей, 33% – с командировками и 21% – с поездками к месту отдыха. На воздушном транспорте выше доля деловых поездок (39%) и поездок к месту отдыха (33%). Конкуренция между железнодорожным и авиатранспортом носит как ценовой, так и неценовой характер. Спрос эластичен по цене, доходу и цене конкурента, однако сильно дифференцирован по разным группам пассажиров в зависимости от цели поездки. Каждый из видов транспорта на данном сегменте рынка характеризуется своими преимуществами и недостатками, в связи с чем определяющее значение для потребительского выбора имеет соотношение «цена-качество». Кроме межтранспортной, сильной является конкуренция между разными авиаперевозчиками.
Международные перевозки во многом аналогичны дальним. Спрос на международные перевозки наиболее эластичен. Лидирующее положение на данном рынке транспортных услуг занимает воздушный транспорт. В развитии связей с европейскими и азиатскими странами большую роль также играет железнодорожный транспорт. Он перевозит ежегодно в международном сообщении около 600 тыс. пассажиров. Для работы на международных маршрутах пассажирские поезда формируются не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других крупных областных центрах. Экономические, политические и социальные процессы, произошедшие в России в последнее десятилетие, оказывают существенное влияние на функционирование пассажирской транспортной системы.
Анализ состояния транспортного рынка России показывает, что с начала 90-х гг. ХХ в. произошло падение объемов пассажирских перевозок на всех видах транспорта общего пользования. В 1999 г. пассажирооборот на всех видах транспорта составил 55,5% от уровня 1991 г. Вместе с тем, с начала 2000 г. темпы снижения объемов перевозок значительно замедлились, а в отдельные годы даже отмечен рост. Так, в 2000 г. рост общей транспортной работы составил 104% к уровню 1999 г., которое было достигнуто, в основном, за счет железнодорожного транспорта. В последующие два года отмечено перераспределение объемов перевозок в пользу авиационного транспорта, которое удалось преодолеть только в 2003 г.
Объем перевозок пассажиров всеми видами магистрального транспорта в 2003 г. составил в стране свыше 19 млрд. человек. По этому показателю уже многие годы устойчиво занимает первое место автомобильный транспорт, выполняя более 90% общего объема перевозок. На втором месте после автомобильного транспорта по числу перевозимых пассажиров (пассажирообороту) в общей транспортной системе находятся железные дороги. В 2003 г. железнодорожный транспорт выполнил 6,7% общего объема перевозок и 42% пассажирооборота.
Таким образом, железнодорожный транспорт, наряду с автомобильным, является основным видом пассажирского транспорта в стране. По объему пассажирских перевозок железные дороги Российской Федерации занимают одно из ведущих мест в мировой транспортной системе, уступая лишь железным дорогам Японии, Индии и Китая.
Городской пассажирский транспорт
Из всех видов пассажирского транспорта основное количество пассажиров перевозится автобусами общего пользования. Легковые автомобили-такси являются связующим звеном между всеми видами пассажирского транспорта.
Автобусный транспорт широко взаимодействует со всеми другими видами городского пассажирского транспорта и получает все более широкое развитие не только в малых и средних, но крупных городах.
Развитие и совершенствование всех видов городского пассажирского транспорта направлено на более полное и своевременное удовлетворение возрастающих потребностей населения в передвижениях, повышение уровня, качества и культуры обслуживания пассажиров. Это достигается путем непрерывной модернизации подвижного состава, развития комплексной транспортной сети городов, оптимизации маршрутной системы всех видов городского транспорта, совершенствования планирования перевозок, методов организации движения и введения координированного диспетчерского управления всеми видами пассажирского транспорта на территории всего города.
Транспортная сеть городов все более широко разделяется на две взаимоувязанные системы обслуживания: обычную и скоростную. Особую роль в развитии скоростной разветвленной транспортной сети города будет занимать наряду с метрополитеном в крупнейших городах автобусный транспорт. Этому способствует организация системы приоритетного движения автобусов на улицах городов.
К городским автобусным перевозкам относятся также перевозки пассажиров автобусами особо малой вместимости – маршрутные автомобили-такси. Эти перевозки по характеру обслуживания пассажиров занимают промежуточное положение между автобусным и таксомоторным транспортом.
Воздушный транспорт в России
В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему пассажирских перевозок. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты - 1/5.
Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт. Поэтому не случайно среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный показатель для железнодорожного транспорта (перевозки пассажиров в дальнем сообщении).
Особую роль играет воздушный транспорт для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения.
В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.
География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных зон, масштабами и направлениями международных поездок.
Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал предложение.
Основу парка гражданской авиации страны составляют самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, разработанные в 60-70-х годах и устаревшие морально и физически (26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет). В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам - не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.
- 2. Понятие о показателях качества продукции и их классификация.
- 3. Показатели качества транспортных услуг.
- Своевременность
- 4. Методы определения показателей качества продукции.
- 5. Методы оценки качества продукции.
- 6. Оценка качества транспортного обслуживания.
- 7. Стандартизация в обеспечении качества продукции.
- 8. Цели, задачи и области сертификации.
- 9. Федеральный закон о техническом регулировании.
- 10. Международные стандарты качества iso 9000.
- Захаров.
- 11. Понятие укрупненной грузовой единицы, их классификация и характеристика.
- 12. Принципы формирования транспортно-логистических систем, их особенности и недостатки
- 13. Характеристика пакетной транспортно-логистической системы.
- 14. Характеристика контейнерной транспортно-логистической системы.
- 15. Характеристика трейлерной и паромной транспортно-логистической системы.
- Пример использования алгоритма выбора перевозчика.
- 22. Выбор тары и упаковки.
- 23. Выбор подвижного состава.
- 24. Способы перевозки грузов.
- Контейнерные перевозки.
- Классификация контейнеров.
- Перевозки грузов в сменных кузовах.
- Перевозки грузов в контрейлерах и роудрейлерах
- Роудрейлеры
- 25. Особенности организации пассажирских перевозок.
- II раздел Экономические аспекты управления Гришина.
- 26. Анализ технико-организационного уровня организации.
- 27. Анализ объемов перевозок грузов и других видов услуг (динамика, структура, качество, ритмичность).
- 28. Организация и информационное обеспечение экономического анализа.
- 29. Анализ использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов.
- Определяется последовательность функций, необходимых для производства товара или услуги.
- Для каждой функции определяются полные годовые затраты и количество рабочих часов.
- Для каждой функции на основе оценок из пункта 2 определяется количественная характеристика источника издержек costdriver).
- После того как для всех функций будут определены их источники издержек, проводится окончательный расчет затрат на производство конкретного продукта или услуги.
- 34. Анализ общей суммы затрат.
- 35. Анализ себестоимости перевозок.
- Анализ себестоимости перевозок по долям затрат.
- 36. Анализ доходов, прибыли и рентабельности.
- 37. Системно-матричный диагностический анализ.
- Семухина.
- 38. Основные фонды, их воспроизводство и эффективность использования.
- 39. Виды амортизационных списаний основных фондов и нематериальных активов.
- Имущество делится на следующие категории:
- Нематериальные активы.
- В настоящее время в странах рыночной экономики используются следующие виды амортизационных списаний:
- 1. Линейное (пропорциональное);
- 40. Экстенсивный и интенсивный пути использования основных фондов.
- 41. Оптимизация производственных запасов организаций автомобильного транспорта.
- 42. Показатели использования основных фондов и оборотных средств.
- 43. Экономическая эффективность инвестиций.
- 44. Постоянные, переменные и предельные издержки производства.
- 45. Совершенствование тарифов на грузовые автомобильные перевозки.
- 46. Пути повышения производительности труда в организациях автомобильного транспорта.
- Факторы:
- 1. Повышение технического уровня производства:
- 2. Улучшение организации производства и труда:
- 3. Прочие факторы
- 47. Факторы и пути повышения рентабельности производства в организациях автомобильного транспорта.
- Оборачиваемость оборотных средств определяется след показателями:
- Факторы:
- III раздел.
- Статья 2
- Ответственность перевозчика.
- 52. Права сторон по договору перевозки грузов (кдпг). Права перевозчика:
- Требования отправителя:
- Категория c. Основная перевозка оплачена продавцом - любые виды транспорта – cfr.
- 55. Характеристика терминов fas и cif. Категория f. Основная перевозка не оплачена продавцом - морские и внутренние водные перевозки – fas.
- Категория c. Основная перевозка оплачена продавцом - любые виды транспорта – cif
- 56. Характеристика терминов fob и cpt. Категория f. Основная перевозка не оплачена продавцом - морские и внутренние водные перевозки – fob.
- Категория c. Основная перевозка оплачена продавцом - любые виды транспорта – cpt.
- 57. Характеристика терминов cip и dap. Категория c. Основная перевозка оплачена продавцом - любые виды транспорта – cip.
- Категория d. Доставка. Любые виды транспорта – dap. (инокотермс – 2010)
- 58. Характеристика терминов dat и ddp. Категория d. Доставка. Любые виды транспорта – dat. (инокотермс – 2010)
- Категория d. Доставка. Любые виды транспорта – ddp. (инокотермс – 2010)
- Тетцоева.
- 59. План маркетинга: определение, классификации, состав и структура, этапы разработки.
- Вот типичная классификация маркетинговых планов (ф.Котрлер):
- По Филипу Котлеру маркетинговый план включает в себя следующие разделы:
- 1. Анализ текущей маркетинговой ситуации:
- 2. Цели и задачи маркетинга:
- 3. Стратегии маркетинга
- 4. План действий
- 5. Контроль
- При сегментации рынка используются такие критерии:
- 61. Положение предприятия на рынке транспортно-экспедиционных услуг. Pest — анализ
- 62. Концепции управления маркетингом в организации.
- Основные концепции:
- 1. Производственная концепция (конец 19 – начало 20 века).
- 2. Товарная концепция маркетинга.
- 3. Сбытовая концепция маркетинга (30 – 50-е годы);
- Основные положения сбытовой концепции:
- Как правило, сбытовая концепция применима в следующих ситуациях:
- 4. Концепция традиционного маркетинга (60 – 70-е).
- При использовании данной концепции компания получает выгоды следующими способами:
- Маркетинговая концепция действенна в следующих ситуациях:
- 5. Концепция социально – этического маркетинга (80 – 90 годы).
- Подход используется в следующих случаях:
- 6. Концепция маркетингового взаимодействия.
- 63. Исследования рынков транспортно-экспедиционных услуг.
- 64. Конкуренция на рынке транспортно-экспедиционных услуг.
- 65. Структура маркетинга: различные подходы.
- 66. Аналитические матрицы в маркетинге, их применение.
- 67. Эластичность спроса. Расчёт коэффициента эластичности спроса.
- Эластичность спроса по цене зависит:
- В зависимости от этих показателей различают:
- II. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько изменится объем спроса (dqd) при изменении доходов потребителей (di) на 1 %.
- Знак коэффициента epb (da) зависит от связи между товарами:
- Фиалко.
- 68. Процессный и функционально-ориентированный подходы к управлению организацией.
- Так что же такое процессный подход? Четкое определение процесса.
- Процесс характеризуется следующими свойствами:
- Таким образом, можно дать следующее определение процесса:
- Ключевыми моментами для внедрения процессного подхода к управлению являются:
- С внедрением процессного подхода к управлению организация имеет следующие возможности:
- Альтернативой процессному подходу, является функционально-ориентированный подход.
- Функциональная иерархия обладает рядом присущих ей недостатков. В первую очередь следует отметить:
- 69. Моделирование бизнес-процессов транспортно-экспедиционных организаций.
- Этапы описания бизнес-процессов:
- Моделирование бизнес-процессов организации включает два этапа структурное и детальное:
- На этапе структурного моделирования в модели должны быть отражены:
- Детальная модель бизнес-процесса должна включать:
- 70. Сбалансированная система показателей, как средство управления транспортно-экспедиционной организацией.
- Ссп дополняет систему финансовых параметров уже свершившегося прошлого, а также:
- Как развивались показатели эффективности деятельности компании:
- Выгоды применения ссп
- 1. Необходимое условие создания ссп – разработка стратегии компании.
- 2. Контроль реализации стратегии.
- Трудности применения ссп
- 2. Отсутствие быстрых результатов.
- 3. Невозможность разработки ссп без инициативы топ-менеджмента.
- 4. Трудность оценки важности ключевых показателей.
- Захаров.
- 71. Основные понятия логистики.
- 72.Цели, задачи и функции логистики.
- Функции логистики как отдельные логистические операции:
- 73. Понятие логистической системы и их классификация.
- Классификация макро лс:
- 74. Области и задачи оптимизации процессов в логистических системах.
- 1. Структура лц.
- 2. Размещение элементов инфраструктуры.
- 3. Стратегические взаимоотношения.
- 4. Организация вспомогательных процессов.
- 75. Логистические концепции и технологии на транспорте.