logo
ЛОГИСТИКА(Курс лекций2)

Информационные системы в логистике

Информационно-тех­ническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для ее обработки, а методами и принципа­ми построения информационных систем.

Определение информационной логистической системы можно сформулировать следующим образом: информационная логистическая система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств програм­мирования, обеспечивающая решение функциональных задач управления материальным потоком.

Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема решает следующие задачи:

Обеспечивающая подсистема вклю­чает в себя следующие элементы:

Р ис.2.1. Структура информационной системы

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организа­ции логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.

На уровне отдельного предприятия информационные системы в свою очередь, подразделяют на три группы:

* плановые;

* диспозитивные (или диспетчерские);

* исполнительные (или оперативные).

Плановые информационные системы. Эти системы со­здаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического ха­рактера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

Диспозитивные информационныё системы. Эти систе­мы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

* детальное управление запасами (местами складиро­вания);

* распоряжение внутрискладским (или внутризаводс­ким) транспортом;

* отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управле­ния. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую инфор­мацию о движении грузов в текущий момент времени и сво­евременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связан­ные с кон处ролем материальных потоков, оперативным уп­равлением обслуживания производства, управлением пе­ремещениями и т. п.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегри­руются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между пла­новой, диспозитивной и исполнительной системами, осу­ществляемая посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информаци­онных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы, приведена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Принципиальная схема информационных потоков в микрологистических системах.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и испол­нительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информаци­онных систем заключаются в следующем:

* возрастает скорость обмена информацией;

* уменьшается количество ошибок в учете;

* уменьшается объем непроизводительной "бумажной" работы;

* совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каж­дого звена товары неоднократно перемещаются по мес­там хранения и обработки. Вся система движения товаров — это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имею­щихся запасов, так и от скорости реализации и потребления. Для того, чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной логистической системой, не­обходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее матери­альных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной иденти­фицировать (распознавать) отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды.

Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет уп­равляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.

ЛЕКЦИЯ 13

ТЕМА: «ШТРИХОВЫЕ КОДЫ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ЛОГИСТИКЕ»

План лекции:

1. Методы кодирования и характеристика основных систем кодирования.

2. Применение штриховых кодов в логистике.

С развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.

В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.

Штриховой код – чередование темных и светлых полос разной ширины и их сочетания, иногда к ним добавляются цифры.

Скорость ввода штрихового кода по сравнению со скоростью вводы символов возрастает в 1,5 – 2 раза, а достоверность данных повышается на несколько порядков.

Сейчас в зарубежных странах товары массового спроса снабжены штриховыми кодами, которые идентифицируют каждый товар. Штриховой код становится неотъемлемым элементом маркировки товаров. В соответствии с последними требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.

Система кодирования и обработки информации о товаре становится экономически оправданной только в том случае, если она охватывает не менее 85% товаров.

Правительством России принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение системы штрихового кодирования в торговли, банковском деле, на транспорте, в медицине и других сферах народного хозяйства.

1. МЕТОДЫ КОДИРОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СИСТЕМ КОДИРОВАНИЯ

Как правило, при кодировании товаров используют в основном 10 –разрядный штриховой код, удобный для машинной обработки данных.

Для образования кода применяют регистрационный и классификационный порядок.

Регистрационное кодирование осуществляется порядковым номером. Это самый простой метод и кодовыми обозначениям в этом случае являются натуральные числа. Разновидностью этого метода является серийно-порядковый метод.

К классификационному методу относятся последовательный и параллельный метод кодирования. Последовательный метод применяют для объектов разделённых по иерархическому методу. В его кодовом обозначении указываются признаки классификации. По этому методу образуются коды продукции в ОКП. Параллельный метод применяется для объектов, разделенных по фасетному методу, при сочетании иерархического и фасетного методов. В этом случае значение каждой части кодового обозначения не зависят от других.

В современных условиях применяются много различных по типу стандартов ШК, которые можно разделить на две группы: товарные1 и технологические2.

В данное время в мире используют несколько основных систем штрихового кодирования:

Западногерманская система BAN. Эта система введена в ФРГ в 1968 году и является усовершенствованной формой прежней идентификации. Символ кода состоит из 8 цифр: первая и вторая цифра содержат информацию о виде товара; третья – номер товарной группы; четвёртая – номер ассортиментной группы; пятая, шестая и седьмая – порядковый номер товара; восьмая – номер пробы.

ХХ Х Х ХХХ Х

Вид товара

Товарная группа

Ассортиментная группа

Порядковый номер

Номер пробы

В таком виде BAN применяется только для обозначения потребительских товаров.

Американская система UPC. Она введена в 1973 году в США и Канаде и была приспособлена к системе розничной торговли. Символ кода обозначается 12 цифрами, так как префикс стран в этой системе всегда состоит из 2-х цифр. Каждая позиция года образуется двумя тёмными и двумя светлыми штрихами. Ширина и расстояние между этими знаками отмеряется с помощью фотоэлектронного устройства. Символ кода UPC состоит из 2-х частей – левой и правой. Каждая часть имеет форму прямоугольника. Элементы левой части представляют собой зеркальное отражение правой. Светлая полоса означает ноль, темная – единицу. Прочтение символа совершается посредством движения луча света фотоэлемента, который должен быть направлен под углом 1800, чтобы охватить обе стороны символа.

Европейская система EAN. Эта система используется с 1977 года. Для её введения была основана международная европейская ассоциация кодирования товаров (JANA). Данная система представляет собой международный стандарт, в соответствии с которым осуществляется разработка технических средств для нанесения и считывания кодов обозначений. Символ кода состоит из цифровых обозначений и штрихов. Цифровые обозначения состоят из 8, либо из 13 цифр.

ХХХ ХХХХ ХХХХХ Х

Страна

Производитель

Товар

Контрольный

Индекс

Цифровое обозначение кода EAN – 13.

Последняя цифра – контрольный индекс, в коде EAN – 13 его можно рассчитать самостоятельно по следующей схеме:

  1. Складываются цифры, стоящие на чётных позициях кода;

  2. Результат умножается на 3;

  3. Складываются цифры на нечётных позициях кода№

  4. Суммируется результат 2 и 3 действия;

  5. Контрольная цифра представляет собой разность между итоговой суммой и близлежащим к ней высшим числом, кратным 10.

Код EAN не классифицирует, а идентифицирует товары таким образом, что никакой другой товар не может иметь такого же кода. Его наличие позволяет потребителю определить страну-импортёра товара, его конкретный номер, предъявить при необходимости претензии к качеству товара и его безопасности.

Японская система CALRA-CODE. Эта новая система кодирования, введена в Японии в 1987 году и представляет собой графический год. Он состоит из 10 больших квадратов, каждый из которых разделён на меньшие одинаковые величины, им приписываются конкретные цифры – 1,2,4,8. Эта система более проста в применении. Она содержит большой объём информации, причем устройство для её расшифровки дешевле и эффективней при нечётном шрифте. Её можно прочитать при искажении квадрата до 1 мм. Данная система применяется только в Японии, так как не получила распространения в других странах.