Информационные системы в логистике
Информационно-техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для ее обработки, а методами и принципами построения информационных систем.
Определение информационной логистической системы можно сформулировать следующим образом: информационная логистическая система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение функциональных задач управления материальным потоком.
Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема решает следующие задачи:
-
учет движения материального потока;
-
планирование материального потока;
-
оперативное управление материальным потоком.
Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы:
-
техническое обеспечение, т. е. совокупность техни- ческих средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
-
информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
-
математическое обеспечение – комплекс программ и средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальным потоком, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.
Р ис.2.1. Структура информационной системы
Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.
На уровне отдельного предприятия информационные системы в свою очередь, подразделяют на три группы:
* плановые;
* диспозитивные (или диспетчерские);
* исполнительные (или оперативные).
Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
-
создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
-
управление условно-постоянными, т.е. мало изменяющимися, данными;
-
планирование производства;
-
общее управление запасами;
-
управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационныё системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
* детальное управление запасами (местами складирования);
* распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
* отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с кон处ролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.
В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, осуществляемая посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы, приведена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Принципиальная схема информационных потоков в микрологистических системах.
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
* возрастает скорость обмена информацией;
* уменьшается количество ошибок в учете;
* уменьшается объем непроизводительной "бумажной" работы;
* совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.
Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. Вся система движения товаров — это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления. Для того, чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной идентифицировать (распознавать) отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды.
Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.
ЛЕКЦИЯ 13
ТЕМА: «ШТРИХОВЫЕ КОДЫ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ЛОГИСТИКЕ»
План лекции:
1. Методы кодирования и характеристика основных систем кодирования.
2. Применение штриховых кодов в логистике.
С развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.
В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.
Штриховой код – чередование темных и светлых полос разной ширины и их сочетания, иногда к ним добавляются цифры.
Скорость ввода штрихового кода по сравнению со скоростью вводы символов возрастает в 1,5 – 2 раза, а достоверность данных повышается на несколько порядков.
Сейчас в зарубежных странах товары массового спроса снабжены штриховыми кодами, которые идентифицируют каждый товар. Штриховой код становится неотъемлемым элементом маркировки товаров. В соответствии с последними требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.
Система кодирования и обработки информации о товаре становится экономически оправданной только в том случае, если она охватывает не менее 85% товаров.
Правительством России принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение системы штрихового кодирования в торговли, банковском деле, на транспорте, в медицине и других сферах народного хозяйства.
1. МЕТОДЫ КОДИРОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СИСТЕМ КОДИРОВАНИЯ
Как правило, при кодировании товаров используют в основном 10 –разрядный штриховой код, удобный для машинной обработки данных.
Для образования кода применяют регистрационный и классификационный порядок.
Регистрационное кодирование осуществляется порядковым номером. Это самый простой метод и кодовыми обозначениям в этом случае являются натуральные числа. Разновидностью этого метода является серийно-порядковый метод.
К классификационному методу относятся последовательный и параллельный метод кодирования. Последовательный метод применяют для объектов разделённых по иерархическому методу. В его кодовом обозначении указываются признаки классификации. По этому методу образуются коды продукции в ОКП. Параллельный метод применяется для объектов, разделенных по фасетному методу, при сочетании иерархического и фасетного методов. В этом случае значение каждой части кодового обозначения не зависят от других.
В современных условиях применяются много различных по типу стандартов ШК, которые можно разделить на две группы: товарные1 и технологические2.
В данное время в мире используют несколько основных систем штрихового кодирования:
Западногерманская система BAN. Эта система введена в ФРГ в 1968 году и является усовершенствованной формой прежней идентификации. Символ кода состоит из 8 цифр: первая и вторая цифра содержат информацию о виде товара; третья – номер товарной группы; четвёртая – номер ассортиментной группы; пятая, шестая и седьмая – порядковый номер товара; восьмая – номер пробы.
ХХ Х Х ХХХ Х
Вид товара
Товарная группа
Ассортиментная группа
Порядковый номер
Номер пробы
В таком виде BAN применяется только для обозначения потребительских товаров.
Американская система UPC. Она введена в 1973 году в США и Канаде и была приспособлена к системе розничной торговли. Символ кода обозначается 12 цифрами, так как префикс стран в этой системе всегда состоит из 2-х цифр. Каждая позиция года образуется двумя тёмными и двумя светлыми штрихами. Ширина и расстояние между этими знаками отмеряется с помощью фотоэлектронного устройства. Символ кода UPC состоит из 2-х частей – левой и правой. Каждая часть имеет форму прямоугольника. Элементы левой части представляют собой зеркальное отражение правой. Светлая полоса означает ноль, темная – единицу. Прочтение символа совершается посредством движения луча света фотоэлемента, который должен быть направлен под углом 1800, чтобы охватить обе стороны символа.
Европейская система EAN. Эта система используется с 1977 года. Для её введения была основана международная европейская ассоциация кодирования товаров (JANA). Данная система представляет собой международный стандарт, в соответствии с которым осуществляется разработка технических средств для нанесения и считывания кодов обозначений. Символ кода состоит из цифровых обозначений и штрихов. Цифровые обозначения состоят из 8, либо из 13 цифр.
ХХХ ХХХХ ХХХХХ Х
Страна
Производитель
Товар
Контрольный
Индекс
Цифровое обозначение кода EAN – 13.
Последняя цифра – контрольный индекс, в коде EAN – 13 его можно рассчитать самостоятельно по следующей схеме:
-
Складываются цифры, стоящие на чётных позициях кода;
-
Результат умножается на 3;
-
Складываются цифры на нечётных позициях кода№
-
Суммируется результат 2 и 3 действия;
-
Контрольная цифра представляет собой разность между итоговой суммой и близлежащим к ней высшим числом, кратным 10.
Код EAN не классифицирует, а идентифицирует товары таким образом, что никакой другой товар не может иметь такого же кода. Его наличие позволяет потребителю определить страну-импортёра товара, его конкретный номер, предъявить при необходимости претензии к качеству товара и его безопасности.
Японская система CALRA-CODE. Эта новая система кодирования, введена в Японии в 1987 году и представляет собой графический год. Он состоит из 10 больших квадратов, каждый из которых разделён на меньшие одинаковые величины, им приписываются конкретные цифры – 1,2,4,8. Эта система более проста в применении. Она содержит большой объём информации, причем устройство для её расшифровки дешевле и эффективней при нечётном шрифте. Её можно прочитать при искажении квадрата до 1 мм. Данная система применяется только в Японии, так как не получила распространения в других странах.
- Российская федерация федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Предисловие
- 3. Отличия традиционной и логистической концепций управления
- 2. Понятие логистической цепи и логистической системы
- 3. Показатели качества и эффективности логистической системы
- 4. Классификация логистических систем
- 1. Цель и задачи снабженческой деятельности
- Способы выбора поставщиков
- Анализ потенциальных поставщиков
- 4. Оценка результатов работы с поставщиками
- План лекции:
- 1. Производственная логистическая концепция
- 2. Управление материальными потоками в производственной логистике
- Виды производственных логистических систем
- 1. Развитие концепции управления предприятием
- 2. Логистические концепции в повышении конкурентоспособности предприятия
- Достижение конкурентного преимущества с помощью логистики
- Сущность и задачи распределительной логистики
- Каналы распределения товаров
- Виды запасов
- Стратегии управления запасами
- Система поставок «точно в срок» (система твс)
- 1. Классификация и краткая характкристика складов
- 2. Технология работы складов
- 2. Организация перевозок
- 3. Логистические посредники при транспортировке Развитие международных перевозок усилило заинтересованность российских производителей в развитии экспедиторских услуг.
- Лекция 12
- 1. Информационные потоки в логистике
- Информационные системы в логистике
- 2. Применение штриховых кодов в логистике
- 2. Проблемы внедрения информационных технологий в транспортных компаниях
- 3. Информационные потоки в транспортно-логистических системах доставки товаров
- 4. Информационная интеграция в транспортной логистике
- Пересветов Юрий Владимирович, карпычева Марина Вячеславовна логистика