Система поставок «точно в срок» (система твс)
Первые системы своевременности в материальном снабжении появились в Японии после Второй мировой войны, поскольку послевоенные японские предприятия не могли позволить себе вкладывать оборотные средства в производственные запасы.
Основа системы в том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких товаров, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих товарах.
Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применять систему поставок «точно в срок», должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования, достичь необходимого уровня технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.
Система ТВС предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного снабжения. Следовательно, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому, если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системах ТВС предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.
Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, сокращает потребность в складских мощностях, персонале.
Задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения системы ТВС.
1. В области отношений с поставщиками:
-
поиск близко расположенных поставщиков;
-
переход на длительные хозяйственные связи;
-
пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками;
-
стимулирование поставщиков к внедрению системы ТВС у них и продвижению системы ТВС далее к их поставщикам;
-
поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок;
-
концентрация отдаленных поставщиков;
-
вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень;
-
организация безбумажного информационного обмена;
-
централизованная доставка силами и средствами поставщика;
-
применение сквозных технологических карт работы с материальным потоком.
2. По объему поставок:
-
поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью реализации;
-
обеспечение возможности частых поставок малыми партиями;
-
работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту;
-
поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых количествах.
3. В области качества поставляемой продукции:
-
тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у потребителя.
4. В области отгрузки:
-
составление и четкое соблюдение расписаний прибытия грузов;
-
использование постоянных, проверенных перевозчиков;
-
заключение долгосрочных контрактов на комплексное логистическое обслуживание, включающее складирование и транспортировку.
Система «точно в срок» требует для внедрения значительных усилий. Следовательно, ее разработке должна предшествовать дифференциация ассортимента (номенклатуры) поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций, работа с которыми по методу ТВС может дать наибольший эффект. В качестве инструмента дифференциации может использоваться анализ ABC и XYZ.
-
АНАЛИЗ АВС И XYZ
Управление в логистической системе характеризуется, как правило, большой номенклатурой управляемых объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей или поставщиков, разнообразные грузы и т.п. В процессе работы с каждым отдельным объектом, например позиция ассортимента, предприниматель получает какую-то часть намеченного результата. При этом с точки зрения вклада в общий результат управляемые объекты не равноценны.
В логистике АВС-анализ применяют, ставя цель сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли предприятия, а также преследуя другие цели.
. Метод быстрого реагирования Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.
В экономике широко известно, так называемое, правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми обычно приходиться иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата.
Например, в торговле 20% наименований товаров дает, как правило 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара – лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент.
Правило Парето действует, не только в экономике. Если разделить всех студентов потока, то окажется, что 20% студентов создают 80% всех хлопот деканата. Из всего количества поставщиков предприятия лишь 20% создают 80% всей опасности потерь от связей с недобросовестным контрагентом.
Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада в результат, то же внимание, что и объектам первостепенной важности. Согласно методу Парето множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части.
Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение – на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности. Метод АВС можно применить для контроля состояния товарных запасов.
Товары класса А – это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов по позициям группⴌ А постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.
Товары класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов.
Товары класса С, составляющие, как правило, большую часть ассортимента, относят к второстепенным. На долю этих товаров приходится наименьшая часть всех финансовых средств, вложенных в запас. Точные оптимизационные расчеты размера и периода заказа с товарами данной группы не выполняются. Пополнение запасов регистрируется, но текущий учет уровня запасов не ведется. Проверка наличных запасов проводится лишь периодически.
Установлено, что в большинстве торговых фирм примерно 75% стоимости запасов охватывает около 10% ассортиментных позиций (подмножество А), 20% стоимости – соответственно 25% позиций ассортимента (подмножество В) и 5% стоимости – 65% ассортимента (подмножества С).
Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле – ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат.
Плотность распределения спроса на товары из подмножеств А,В и С имеет различную дисперсию.
Дифференциация ассортимента по степени случайности спроса осуществляется согласно принципу XYZ.
В группу Х включают товары, спрос на которые заранее известен с большой достоверностью. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.
В группу Y включают товары, спрос на которые случаен, но мало отклоняется от известной средней величины. Возможности прогнозирования объема реализации по товарам группы Y средние.
В группу Z включают товары, спрос на которые значительно отклоняется от средней величины. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе Х,Y или Z, является коэффициент вариации спроса () по этой позиции, определяемый по формуле:
где: хi – значение спроса оцениваемой позиции при i-ой реализации;
х – среднее значение спроса по оцениваемой позиции;
n – количество реализаций, по которым произведена оценка спроса.
Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение на группы Х, Z и Y может быть осуществлено, например, по следующей схеме:
Х: 0 ≤ ν < 10%
Y: 10% ≤ ν < 25%
Z: 25% ≤ ν < ∞
Страховые запасы товаров группы X могут практически отсутствовать, поскольку объем их реализации заранее известен, а товаров группы Z должен быть завышен, поскольку спрос на них практически неизвестен.
-
МЕТОД БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ
Метод быстрого реагирования разработан в результате развития философии «точно в срок» и представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия оптово-розничной торговли и в распределительные центры, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортом. Суть метода раскрыта в его названии: быстрая реакция логистической системы на изменения рыночного спроса.
Поставщик должен иметь возможность быстрого доступа к информации о реальном спросе, который предъявляет потребителю рынок. Решение о поставке товара на предприятие торговли предприятием-изготовителем принимается тогда, когда достаточно высока вероятность возникновения реальной потребности в товаре данного вида. Передача заказа и поставка товаров должны осуществляться без каких-либо задержек.
Метод быстрого реагирования основан на использовании трех технологий и новой концепции бизнеса.
Технология первая: автоматическая идентификация штриховых товарных кодов. Позволяет быстро и эффективно собрать точную и детальную информацию, о том, что в данный момент продается.
Технология вторая: электронный обмен данными. Это не только “Интернет”, но и комплекс стандартов, позволяющий предприятиям оперативно обмениваться большими объемами документированной информации.
Технология третья: автоматическая идентификация грузовых единиц (например, транспортировочных контейнеров).
Текущий запас сокращается, так как в логистических системах запас, обеспечивающий непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками, не должен превышать величины, расходуемой за время, в течение которого размещается и выполняется заказ.
ЛЕКЦИЯ 10
ТЕМА: «СКЛАДИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ»
План лекции:
1. Классификация и краткая характеристика складов.
2. Технология работы складов.
- Российская федерация федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Предисловие
- 3. Отличия традиционной и логистической концепций управления
- 2. Понятие логистической цепи и логистической системы
- 3. Показатели качества и эффективности логистической системы
- 4. Классификация логистических систем
- 1. Цель и задачи снабженческой деятельности
- Способы выбора поставщиков
- Анализ потенциальных поставщиков
- 4. Оценка результатов работы с поставщиками
- План лекции:
- 1. Производственная логистическая концепция
- 2. Управление материальными потоками в производственной логистике
- Виды производственных логистических систем
- 1. Развитие концепции управления предприятием
- 2. Логистические концепции в повышении конкурентоспособности предприятия
- Достижение конкурентного преимущества с помощью логистики
- Сущность и задачи распределительной логистики
- Каналы распределения товаров
- Виды запасов
- Стратегии управления запасами
- Система поставок «точно в срок» (система твс)
- 1. Классификация и краткая характкристика складов
- 2. Технология работы складов
- 2. Организация перевозок
- 3. Логистические посредники при транспортировке Развитие международных перевозок усилило заинтересованность российских производителей в развитии экспедиторских услуг.
- Лекция 12
- 1. Информационные потоки в логистике
- Информационные системы в логистике
- 2. Применение штриховых кодов в логистике
- 2. Проблемы внедрения информационных технологий в транспортных компаниях
- 3. Информационные потоки в транспортно-логистических системах доставки товаров
- 4. Информационная интеграция в транспортной логистике
- Пересветов Юрий Владимирович, карпычева Марина Вячеславовна логистика