2. Проблемы внедрения информационных технологий в транспортных компаниях
Отечественные предприятия транспорта, особенно те, которые связаны с международными перевозками, одними из первых в новых экономических условиях почувствовали необходимость внедрения информационных технологий в управление производственными процессами. Конкуренция на рынке транспортных услуг в связи с возникновением множества мелких частных компаний и активным освоение восточного направления перевозок иностранцами в сочетании с жесткой налоговой политикой и удорожанием ресурсов поставили транспортные компании перед необходимостью мобилизовать все внутренние резервы. Очевидным стало то, эффективная деятельность транспортных компаний уже невозможна без широкого применения информационных технологий и персональных компьютеров.
Потребность в качественной и точной информации явилась основой структурных и концептуальных преобразований в дорыночных информационных службах предприятий транспортной отрасли. Концепция АСУ, достаточно широко распространенная на транспорте в 60 – 70-е гг., претерпела существенные изменения. Из самостоятельного специализированного подразделения для сбора и обработки данных АСУ постепенно преобразуется в распределенную информационную службу, занимающуюся обработкой данных и производством необходимой для управления информации непосредственно на рабочих местах. Изменился не только подход к информационной проблематике, но и терминология. Сегодня все чаще говорят не о службах АСУ, а об информационных технологиях и системах, интегрированных информационных и коммуникационных системах, подчеркивая тем самым приоритет информации над техникой и технологией обработки данных. Во главу угла ставится качество и доступность необходимой информации для специалистов, удобство ее представления и использования для решения различных производственных задач. Намечается создание новых информационно-коммуникационных служб, внешне напоминающих бывшие кустовые вычислительные центры, но с совершенно новой концепцией и на иной технико-экономической основе. Это так называемые логистические центры, призванные обслуживать транспортные процессы и обеспечивать перевозчиков необходимой для их работы информацией на коммерческой основе. С возникновением логистических центров и интегрированных транспортных систем концепция информационно-вычислительного обслуживания транспортно-логистической деятельности становится не только реальной, но и востребованной. Ключевым направлением в развитии логистических центров является интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение транспортировки товаров. В целом это направление связано с интеграционными процессами в экономике развитых стран и обозначено как новая научно-практическая отрасль – телематика.
Несмотря на проблемы, связанные с внедрением информационно-компютерных технологий, этот процесс необходим и неизбежен. Это обусловлено все возрастающим объемом подлежащих обработке данных. Обычными, традиционными способами уже не удается из этого потока извлечь всю полезную информацию и использовать ее для управления предприятием. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Оборот информации все существеннее влияет на эффективность управления предприятием, его финансовые успехи. Более того, все чаще информацию называют «стратегическим сырьем». В развитых западных странах расходы на информацию уже превышают расходы на энергетику. Прежде всего, внедрение компьютерного учета и обработки данных существенно повышает производительность труда в сфере документооборота. Современные информационные технологии, построенные на основе использования концепций информационных хранилищ и интеллектуальной обработки данных, сегодня могут обеспечить отдачу в 100%.
Анализ зарубежного и отечественного опыта компьютеризации предприятий позволяет сделать ряд обобщений и использовать их при разработке стратегии и тактики внедрения информационных технологий.
Процесс компьютеризации происходит поэтапно:
-
начальный этап связан с накоплением опыта использования ЭВМ и автоматизацией бухгалтерских расчетов на позадачном уровне;
-
контрольный этап характеризуется стабилизацией парка ЭВМ, определением сфер их применения, информационным поиском в Интернете и организацией локальных сетей в предприятии;
-
интеграционный этап характеризуется использованием сетевых решений разного уровня, децентрализацией управления с помощью ЭВМ и новой организационной основой предприятий, базирующейся на широком применении информационных технологий в управлении, применением сложных корпоративных информационных систем, интегрированных в Интернет.
На начальном этапе все усилия направляются на автоматизацию простых рутинных операций учета, финансовых расчетов. Как правило, автоматизируются задачи материально-технического снабжения, бухгалтерского учета, начисления зарплаты и подобные им. Главной целью автоматизации на этом этапе является сокращение персонала предприятия. Причем большинства из этих задач не требует высокой скорости обработки данных и оборота информации и может успешно решаться централизованно специализированными вычислительными центрами. Основными чертами второго этапа являются полная техническая определенность относительно вычислительных систем и становление локальных сетей ЭВМ для предприятий. В этот период начинает меняться целевая направленность информационных технологий – на первый план выдвигается концепция «информация для руководителя». Доминирующими на этих двух этапах являются так называемые информационно-справочные системы. На третьем этапе происходит структурное изменение в предприятиях, в которых возникают собственные информационные службы с децентрализованной системой подготовки и обработки информации. Для этого этапа характерно создание корпоративных сетей, подключение предприятий к единой глобальной информационной системе страны, активное использование технологий электронного документооборота, организация логистических центров, предоставляющих пользователям на коммерческой основе доступ к удаленным базам данных и приложениям для автоматизации всех расчетных и поисковых операций, а также наличие соответственно обученного персонала. На этом этапе широко используются многофункциональные интегрированные информационно-вычислительные системы на низшем и среднем уровнях управления и специализированные экспертные системы и системы интеллектуального анализа данных для составления прогнозов и поиска оптимальных решений на верхнем уровне. В целом информационные технологии становятся новой единой организационной основой предприятий, а концепция управления информационными ресурсами – доминирующей.
- Российская федерация федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Предисловие
- 3. Отличия традиционной и логистической концепций управления
- 2. Понятие логистической цепи и логистической системы
- 3. Показатели качества и эффективности логистической системы
- 4. Классификация логистических систем
- 1. Цель и задачи снабженческой деятельности
- Способы выбора поставщиков
- Анализ потенциальных поставщиков
- 4. Оценка результатов работы с поставщиками
- План лекции:
- 1. Производственная логистическая концепция
- 2. Управление материальными потоками в производственной логистике
- Виды производственных логистических систем
- 1. Развитие концепции управления предприятием
- 2. Логистические концепции в повышении конкурентоспособности предприятия
- Достижение конкурентного преимущества с помощью логистики
- Сущность и задачи распределительной логистики
- Каналы распределения товаров
- Виды запасов
- Стратегии управления запасами
- Система поставок «точно в срок» (система твс)
- 1. Классификация и краткая характкристика складов
- 2. Технология работы складов
- 2. Организация перевозок
- 3. Логистические посредники при транспортировке Развитие международных перевозок усилило заинтересованность российских производителей в развитии экспедиторских услуг.
- Лекция 12
- 1. Информационные потоки в логистике
- Информационные системы в логистике
- 2. Применение штриховых кодов в логистике
- 2. Проблемы внедрения информационных технологий в транспортных компаниях
- 3. Информационные потоки в транспортно-логистических системах доставки товаров
- 4. Информационная интеграция в транспортной логистике
- Пересветов Юрий Владимирович, карпычева Марина Вячеславовна логистика