2. Логистические концепции в повышении конкурентоспособности предприятия
Деятельность предприятий и организаций в области логистики для достижения конкурентных преимуществ складывается из нескольких правил, которые получили название "шесть правил логистики":
- Груз - нужный товар;
- Качество - необходимого качества;
- Количество - в необходимом количестве;
- Время - должен быть доставлен в нужное время;
- Место - в нужное место;
- Затраты – с минимальными затратами.
Эффективное управление логистикой может стать важным источником
обеспечения конкурентного преимущества, - другими словами, устойчивое превосходство над конкурентами с точки зрения предпочтений потребителей может быть достигнуто за счет умелого применения логистики.
Возможность получения конкурентного преимущества заключается, во-первых, в способности организации продемонстрировать клиентам свое отличие от конкурентов и , во-вторых, в умении работать с меньшими издержками, а значит, и обеспечивать себе большую прибыль.
будет продолжаться и завтра.
Логистическая деятельность должна носить интеграционный характер, иначе достижение этих шести правил не возможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в логистической цепочке в логистическую систему. Например, если на кирпичный комбинат транспортная организация, осуществляющая снабжения комбината глиной, транспортирует глину не того качества, с примесями и землей, произойдет ухудшение качества выходящего кирпича, он будет менее прочным, крошащимся. Тем самым такой кирпич будут покупать меньше, и лучше купят более надежный и качественный у конкурентов. Конкурентоспособность данного кирпича упала, и не о каких конкурентных преимуществах говорить нельзя.
Западными учеными и специалистами было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ "JUST-IN-TIME"(точно в срок)
Эта концепция является наиболее широко распространенной. Ее появление относится к концу 50-х годов, когда японская компания Тойота Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KONBAN.
Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделения и координация поставщиков деталей. В "Тойота Моторс" это было достигнуто благодаря передаче информации в системе через специальные карточки "konban" в пластиковом конверте, которые несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции. Эти карточки циркулируют внутри предприятия, а также между поставщиками, прикрепляясь к определенной детали или полуфабрикату.
Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ "REQUIREMENTS/RESOURCE PLANNING"
На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I/MRP II - "Materials/manufacturing requirements/resource planning" (Системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I/DRP II - "Distribution requirements/resource planning" (Система планирования распределения продукции/ресурсов).
Основными целями MRP систем являются:
1. Удовлетворение потребностей в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям.
2. Поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции.
3. Планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.
MRP II является эффективной плановой техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса.
Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.
Среди преимуществ DRP систем можно отметить:
-
-уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции;
-
-уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок;
-
-сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;
-
-уменьшение транспортной составляющей издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;
-
-улучшение координации между дистрибьюцией и производством.
МАКРОЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ "LEAN PRODUCTION"
Сущность данной концепции выражается в творческом соединении следующих основных компонентов:
-
высокого качества;
-
маленьких размеров производственных партий;
-
низких уровней запасов;
-
высококвалифицированного персонала;
-
гибкого оборудования.
Эта концепция получила свое название "тощее производство", потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.
КОНЦЕПЦИЯ RULES BASED REORDER (ROP)
Данная концепция использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) - "reorder poit" и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность данного метода в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса, а так как данные прогнозы не отличаются особой точностью, данный метод не получил широкого распространения, но с внедрением новых информационных технологий данный метод начинает завоевывать популярность.
КОНЦЕПЦИЯ QUICK RESPONSE QR
Переводится, как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьютивных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них - производителям готовой продукции.
Применение концепции QR позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.
КОНЦЕПЦИЯ CONTINUOUS REPLENISHMENT CR
Данная концепция является модификацией QR концепции и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью СR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашения между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам.
Для эффективной работы СR систем необходимо выполнение двух пунктов:
1. Должна быть обеспечена достоверная информация от ритейлеров и надежная доставка готовой продукции.
2. Размеры грузовых поставок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.
КОНЦЕПЦИЯ AUTOMATIC REPLENISHMENT (AR) (автоматическое пополнение запасов)
Еще более улучшенная концепция QR и CR. Стратегия данной концепции обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям.
Категория представляет собой комбинацию размеров, цвета и сопутствующих товаров, обычно представленных вместе в определенной торговой точке розничной сети.
Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия позволяет также уменьшить затраты ритейлеров, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения.
- Российская федерация федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Предисловие
- 3. Отличия традиционной и логистической концепций управления
- 2. Понятие логистической цепи и логистической системы
- 3. Показатели качества и эффективности логистической системы
- 4. Классификация логистических систем
- 1. Цель и задачи снабженческой деятельности
- Способы выбора поставщиков
- Анализ потенциальных поставщиков
- 4. Оценка результатов работы с поставщиками
- План лекции:
- 1. Производственная логистическая концепция
- 2. Управление материальными потоками в производственной логистике
- Виды производственных логистических систем
- 1. Развитие концепции управления предприятием
- 2. Логистические концепции в повышении конкурентоспособности предприятия
- Достижение конкурентного преимущества с помощью логистики
- Сущность и задачи распределительной логистики
- Каналы распределения товаров
- Виды запасов
- Стратегии управления запасами
- Система поставок «точно в срок» (система твс)
- 1. Классификация и краткая характкристика складов
- 2. Технология работы складов
- 2. Организация перевозок
- 3. Логистические посредники при транспортировке Развитие международных перевозок усилило заинтересованность российских производителей в развитии экспедиторских услуг.
- Лекция 12
- 1. Информационные потоки в логистике
- Информационные системы в логистике
- 2. Применение штриховых кодов в логистике
- 2. Проблемы внедрения информационных технологий в транспортных компаниях
- 3. Информационные потоки в транспортно-логистических системах доставки товаров
- 4. Информационная интеграция в транспортной логистике
- Пересветов Юрий Владимирович, карпычева Марина Вячеславовна логистика