Предисловие
С появлением и развитием рыночных отношений в России, логистика превратилась в реальный фактор устойчивого развития предприятий в различных областях экономики. Динамичные изменения организационно-правовых условий бизнеса в стране, усиление конкуренции и повышение требований к качеству продукции и услуг убедительно свидетельствуют о том, что только эффективное применение логистических принципов управления способно обеспечить сохранение и устойчивое развитие организации. Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей высокие требования. Знание ими основ теории и практики логистики обязательно. Без этого невозможно эффективно работать в области управления производством, транспортом, торговлей и т.д. Поэтому в преподавании экономических дисциплин логистика все более выдвигается на первый план.
Представленное учебное пособие является курсом лекций по логистике для студентов экономических специальностей.
ЛЕКЦИЯ 1
ТЕМА: «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ»
План лекции:
-
Логистика в военном деле.
-
Логистика в сфере хозяйственной деятельности.
-
Периоды и стадии развития логистики.
-
ЛОГИСТИКА В ВОЕННОМ ДЕЛЕ
История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое, еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865-912 гг. н.э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная и в полной мере забота об удовлетворении ее потребностей и соответственно подготовка каждого акта военного похода.
По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Жомини, который определил логистику, как практическое искусство маневра войсками. Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов и дорог.
Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако, как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.
Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
2. ЛОГИСТИКА В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В начале ХХ века понятия и методы логистики постепенно стали переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первыми практический потенциал логистики предугадали американские экономисты Пол Конверс и Питер Друкер. Они определили ее практический потенциал, как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики».
Россия внесла значительный вклад в развитие логистики.
В начале ХХ века с использованием принципов транспортной логистики петербургскими учеными института путей сообщения были построены модели перевозок грузов, которые получили практическое применение при планировании и проведении ряда компаний русской армии в ходе первой мировой войны.
В СССР в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек.
В конце 70-х годов ХХ века в Ленинграде была разработана логистическая технология формирования транспортных узлов, которая положена в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС.
3. ПЕРИОДЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ
Можно выделить три периода развития логистики.
1. Дологистический период (до 1950–х годов).
До 50-х годов функции логистики (транспортировка, хранение, управление запасами) обычно выполнялись обособленными организациями. Это препятствовало объединению усилий с целью достижения наибольшего суммарного эффекта.
Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на транспортировку, хранение, упаковку и т.п. Постепенно пришло понимание того, что в этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности.
2. Период классической логистики (1960 – 1980 гг).
Первую фазу развития классической логистики связывают с решением в 60-х годах задач оптимизации распределения продукции. В США был создан даже сྔециальный комитет по распределению, а сервис поставок приобрел решающее значение в рыночной стратегии фирм. Этот этап характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом и координацией их использования. Транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается товар, выбирается с учетом применяемого транспорта, а характеристики перевозимого груза, в свою очередь, определяют выбор транспорта.
Вторую фазу развития логистики связывают с японским наступлением в сфере производства и торговли. Европейский и американский ответ на экономическую "агрессию" Японии проявился в повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда родилось требование к интеграции планирования и управления производством и распределением продукции. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
Успехи в промышленном производстве США и Японии были основаны на реализации логистической концепции. Это стало ясно в начале 70-х г., что послужило импульсом к созданию логистических систем и в Европе.
Основой для понимания логистики является использование системного подхода, при котором различные функции логистики рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы системы. Работа одних элементов системы логистики влияет на работу и эффективность других элементов. Системный подход предполагает оптимизацию всей системы, а не отдельных ее частей. Ранее упор делался на управление функциями логистики на уровне одной фирмы при небольшом внимании к аналогичным функциям, выполняемым другими фирмами, являющимися участницами процесса производства и потребления. Теперь все более развиваются межфирменные компромиссы. Оптимальная система управления формируется с целью получения максимальной прибыли всеми фирмами-участницами, однако аналогично большинству концептуальных подходов, практическое применение этого подхода на Западе сдерживалось устаревшей системой управления.
3. Период неологистики (с 1980 г.).
В начале 80-х годов наступил новый период в развитии логистики - период неологистики. Он характеризуется расширением сферы действия логистики за пределы традиционных функций. Причинами стали серьезные экономические трудности начала 80-х годов, анализ которых позволяет сделать следующие выводы:
- во-первых, ни одна группа функций фирмы, включая логистику, не обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для самостоятельной и эффективной работы. Требуется углубление взаимосвязи подразделений фирмы для соответствия усложнившимся требованиям;
- во-вторых, необходимо использование знаний и опыта управляющих, рассматривающих предприятие и остальной бизнес как единое целое.
В настоящее время нет общепризнанных методологических основ создания логистических систем. Однако, наиболее перспективным направлением является так называемый подход на основе рассмотрения предприятия как единого целого при этом большое внимание уделяется межфункциональным компромиссам. Данный подход повышает роль логистических систем в формировании общефирменной стратегии, что не учитывалось до второй половины 70-х годов, когда логистическое планирование было краткосрочным.
Развитие подхода, рассматривающего предприятие как единое целое, связано с влиянием двух дополнительных факторов: широким внедрением ЭВМ и созданием современной техники связи. Эти факторы обусловили беспрецедентные возможности для координации и интеграции логистических операций со всеми другими операциями в цепи «снабжение - производство - потребление». Они позволили использовать информационные компромиссы при выработке управленческих решений. Увеличение информационных затрат с целью сокращения запасов продукции, транспортных и производственных потребностей стало особенно привлекательным в последние годы. Современные условия, характерные для периода неологистики, будут существовать и в будущем. Продолжится формирование все более связанных хозяйственных систем, но процесс их внедрения будет усложняться.
В периоды классической логистики и неологистики логистические системы проходят четыре стадии развития.
Стадия 1. Логистические системы действуют по принципу непосредственного реагирования на ежедневные изменения спроса и сбои в процессе распределения продукции. Область действия логистической системы охватывает организацию хранения продукции и транспортировку. Работа логистической системы оценивается долей затрат на хранение и транспортировку продукции в общих затратах.
Стадия 2. Логистические системы управляют потоком продукции от ее производства до ее потребления и включают в себя следующие функции:
-
обработка заказов и обслуживание заказчика;
-
управление запасами и организация хранения продукции;
-
доставка продукции.
Работа логистической системы оценивается экономией затрат.
Стадия 3. Логистические системы управляют материальным потоком начиная от закупок сырья до потребления продукции и включают в себя следующие функции:
-
добыча, закупка и доставка сырья;
-
прогнозирование сбыта продукции;
-
производственное планирование;
-
управление запасами и организация их хранения;
-
доставка продукции потребителю и его сервисное обслуживание.
Стадия 4. Логистические системы интегрально управляют материальными и финансовыми потоками в процессе их зарождения, движения и потребления. При этом характерно привлечение специализированных логистических фирм.
Таким образом, в начале XXI века логистика выступает как дисциплина, включающая в себя организацию закупок и снабжения, управление производством, организацию сбыта и распределения продукции, ее транспортировку, информационное и компьютерное обеспечение.
ЛЕКЦИЯ 2
ТЕМА: «СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ»
План лекции:
1. Определение понятия логистики.
2. Цель, функции и задачи логистики.
3. Признаки традиционной и логистической концепций управления.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ
Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах обусловлен, прежде всего, причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
В западных странах около 93% времени движения товара от первичного источника сырья до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения и, главным образом, на хранение. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка — 5%.
В этих же странах доля продукции товародвижения составляет более 20% валового национального продукта. При этом в структуре таких расходов на издержки по содержанию запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции приходится порядка 44%, на складирование и экспедирование — 16%, магистральные и технологические перевозки грузов — соответственно 23 и 9%. Оставшиеся 8% - расходы по обеспечению сбыта готовой продукции.
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления операциями товародвижения, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также, что очень важно, осуществляет гармонизацию, т.е. наиболее оптимальное сочетание интересов участников процесса товародвижения.
Из всего этого следует, что основная суть логистики – всесторонний комплексный подход к вопросам управления движением материальных потоков на всем пути товародвижения с использованием экономических компромиссов.
В настоящее время логистика, являясь довольно молодой наукой, трактуется разными авторами довольно неоднозначно. В дальнейшем будем руководствоваться определением логистики, приведенном в терминологическом словаре «Логистика» А.Н.Родникова, с небольшими изменениями, поскольку в данном определении не учтены производители услуг.
Логистика – наука об управлении материальными потоками с использованием соответствующих им информационных потоков в процессе доведения материальных ресурсов до производителя продукции или услуг, переработки материальных ресурсов, доведения продукции или услуг до потребителя в соответствии с его спросом и с минимальными суммарными затратами на всем пути товародвижения.
Таким образом, объектом логистики являются сложные динамические производственно-коммерческие комплексы, включающие организационно-экономическую и производственно-технологическую деятельность в области снабжения, основного производства, транспортных и сбытовых операций.
Характерными особенностями такого объекта являются:
-
распределение основных средств и коллективов людей на значительной территории;
-
мобильность одних и жесткая привязка к определенным географическим пунктам других элементов логистической системы;
-
зависимость от результатов работы большого числа смежных подсистем (грузоотправителей, грузополучателей, поставщиков ресурсов, производителей и потребителей продукции).
-
ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ
Общая цель логистики заключается в создании интегрированной эффективно действующей системы управления материальными и, соответствующими им, информационными потоками.
Для достижения этой цели используются оперативные и координационные функции логистики.
Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения, которые мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения.
Функции логистической координации:
-
выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах в различных узлах маршрута товародвижения;
-
анализ рынков поставщиков материальных ресурсов и оборудования, рынков потребителей продукции, рынков перевозчиков, и прогнозирование поведения этих рынков;
-
эффективная координация всех участников логистической цепи с учетом результатов анализа.
Перечисленные функции координируют спрос и предложение; то есть маркетинг и логистика тесно связаны, а утвердившаяся формула: «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует», - имеет под собой весомое основание.
Реализация перечисленных функций требует решения следующих основных задач:
-
оптимизации хозяйственных связей и построение рациональной структуры логистической цепи, организующей движение материальных и информационных потоков;
-
изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование спроса и возможного объема производства и перевозок;
-
расчет необходимой мощности производственной, транспортной и складской систем;
-
оптимальное управление запасами сырья, топлива, материалов и готовой продукции, выбор их рационального ассортимента;
-
оптимальное размещение складских предприятий и определение торговых зон;
-
поиск рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживания;
-
определение оптимальных перевозчиков и маршрутов движения грузов;
-
совместное планирование снабжения, производства, складирования, отгрузки и сбыта готовой продукции;
-
развитие системы логистических посредников между производителями, потребителями и транспортными предприятиями.
- Российская федерация федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Предисловие
- 3. Отличия традиционной и логистической концепций управления
- 2. Понятие логистической цепи и логистической системы
- 3. Показатели качества и эффективности логистической системы
- 4. Классификация логистических систем
- 1. Цель и задачи снабженческой деятельности
- Способы выбора поставщиков
- Анализ потенциальных поставщиков
- 4. Оценка результатов работы с поставщиками
- План лекции:
- 1. Производственная логистическая концепция
- 2. Управление материальными потоками в производственной логистике
- Виды производственных логистических систем
- 1. Развитие концепции управления предприятием
- 2. Логистические концепции в повышении конкурентоспособности предприятия
- Достижение конкурентного преимущества с помощью логистики
- Сущность и задачи распределительной логистики
- Каналы распределения товаров
- Виды запасов
- Стратегии управления запасами
- Система поставок «точно в срок» (система твс)
- 1. Классификация и краткая характкристика складов
- 2. Технология работы складов
- 2. Организация перевозок
- 3. Логистические посредники при транспортировке Развитие международных перевозок усилило заинтересованность российских производителей в развитии экспедиторских услуг.
- Лекция 12
- 1. Информационные потоки в логистике
- Информационные системы в логистике
- 2. Применение штриховых кодов в логистике
- 2. Проблемы внедрения информационных технологий в транспортных компаниях
- 3. Информационные потоки в транспортно-логистических системах доставки товаров
- 4. Информационная интеграция в транспортной логистике
- Пересветов Юрий Владимирович, карпычева Марина Вячеславовна логистика