logo
торговля

30. Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация магазинов.

Процесс обращения товаров и доведения их до непо­средственных потребителей завершается в розничной тор­говой сети, составляющей основу материально-техничес­кой базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий. Под торговым предприятием понимают имуществен­ный комплекс, используемый организацией для купли-про­дажи товаров и оказания услуг торговли. В основу клас­сификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки: • виды и особенности устройства; • тип предприятия;

• форма торгового обслуживания;

• тип здания и особенности его объемно-планировоч­ного решения;

• функциональные особенности предприятия. По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые ав­томаты и др. Магазины располагают земельным участком, капи­тальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических опе­раций. Магазины-склады осуществляют торговлю то­пливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помеще­ния для товарных образцов, торговли хозяйственными то­варами и оформления продажи строительных материалов и

других товаров. Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торго­вой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслу­живании покупателей. Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест. Киоск — оснащенное торговым оборудованием строе­ние, не имеющее торгового зала и помещений для хране­ния товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвиж­ные средства развозной и разносной торговли (автомагази­ны, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы. Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания .жителей неболь­ших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными пред­приятиями для реализации своей продукции в городах. Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торго­вого зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца. Торговые автоматы устанавливают в магази­нах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.). В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого ти­па (в зависимости от величины торговой площади) — на типоразмеры. По формам обслуживания различают салонное обслу­живание покупателей, индивидуальное обслуживание че­рез прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. Форма торгового обслу­живания — организационный прием, представляю­щий собой сочетание методов обслуживания. С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, мно­гоэтажные, с подвальными помещениями или без них. По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, се­зонные, посылочные и комиссионные.

Завершая комплексный торгово-технологический про­цесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций. Одно из перспективных направлений совершенствова­ния розничной торговой сети — ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному ис­пользованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслужива­ния покупателей. Специализация магазинов может осуществляться по: • товарному профилю (признаку); • формам торгового обслуживания; • функциональной роли. Ведущим направлением специализации является спе­циализация магазинов по товарному признаку, преду­сматривающая ограничение их деятельности торговлей от­дельными видами или группами товаров при одновре­менном расширении ассортимента каждой группы. Необходимость специализации розничных торговых предприятий — следствие постоянного изменения ассор­тимента товаров, который нуждается в глубоком расчле­нении всей товарной массы на группы. В специализиро­ванных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников. Здесь имеется боль­ше возможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных товарных групп, для более эффективного воздействия на производство товаров. В тоже время чрезмерно узкая специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что, в свою очередь, вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. Кроме того, рассредоточенность товаров по нескольким магазинам усложняет совершение единой комплексной покупки. С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:

универсальные — реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг и т. п.);

специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные);

комбинированные — реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетво­ряющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже по­требительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.). смешанные, ведущие торговлю как продовольст­венными, так и непродовольственными товарами. К этой группе относят магазины «Товары повседневного спроса».

Специализация магазинов по товарному признаку на­шла более широкое распространение в городах, где до­вольно высокий уровень концентрации предприятий роз­ничной торговли.

В потребительской кооперации специализированные магазины создаются, как правило, на основе использова­ния или реконструкции действующих торговых предпри­ятий. Рост их численности сдерживается из-за рассредото­чения магазинов по небольшим населенным пунктам.