30. Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация магазинов.
Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий. Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки: • виды и особенности устройства; • тип предприятия;
• форма торгового обслуживания;
• тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
• функциональные особенности предприятия. По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др. Магазины располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций. Магазины-склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и
других товаров. Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей. Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест. Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы. Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания .жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах. Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца. Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.). В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) — на типоразмеры. По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. Форма торгового обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них. По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций. Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговой сети — ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей. Специализация магазинов может осуществляться по: • товарному профилю (признаку); • формам торгового обслуживания; • функциональной роли. Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении ассортимента каждой группы. Необходимость специализации розничных торговых предприятий — следствие постоянного изменения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников. Здесь имеется больше возможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных товарных групп, для более эффективного воздействия на производство товаров. В тоже время чрезмерно узкая специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что, в свою очередь, вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. Кроме того, рассредоточенность товаров по нескольким магазинам усложняет совершение единой комплексной покупки. С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:
универсальные — реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг и т. п.);
специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные);
комбинированные — реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.). смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами. К этой группе относят магазины «Товары повседневного спроса».
Специализация магазинов по товарному признаку нашла более широкое распространение в городах, где довольно высокий уровень концентрации предприятий розничной торговли.
В потребительской кооперации специализированные магазины создаются, как правило, на основе использования или реконструкции действующих торговых предприятий. Рост их численности сдерживается из-за рассредоточения магазинов по небольшим населенным пунктам.
- 3. Форма товародвижения и подходы к их выбору; Товародвижение: понятие, цель, основные участники и факторы, определяющие рациональность процесса
- 4. Современные виды товароносителей (поддоны, контейнеры, тара-оборудование). Эффективность их применения в технологиях доставки грузов.
- 5. Требования, предъявляемые к таре. Стандартизация и унификация тары. Организация гарных операций в торговле.
- 6. Роль тары в процессе товародвижения. Классификация и характеристики основных видов.
- 7. Кодирование и маркировка тары и упаковки. Применение штрихового кода и знаков, идентификации товара.
- 8. Товароснабжение в сфере торговли: понятие, задачи, рациональная организация. Размер поставки и частота завоза.
- 9. Использование в торговле различных методов организации товароснабжения, их преимущества и недостатки
- 10. Формы товароснабжения и схемы завоза товаров в розничную сеть. Выбор форм товароснабжения.
- 11. Основные направления развития оптовой торговли в рыночной экономике, ее цели, задачи, функции.
- 12. Характеристика основных типов предприятий оптовой торговли.
- 13. Сущность и основные элементы общего технологического процесса на складе.
- 14. Роль складов в процессе товародвижения, их назначение, функции, классификация.
- 19. Технология приемки товаров по количеству и качеству на складе и в магазине.
- 1.Место приемки
- 2.Сроки приемки
- 3 Расхождения
- 4 Отсутствия сопроводительных документов.
- 5 Представитель общественности
- 7 Комиссия
- 8 Акт о весе тары
- 9 Порядок утверждения
- 10 Сроки предъявления претензии
- 14. Роль складов в процессе товародвижения, их назначение, функции, классификация.
- 15. Структура складских помещений; основные параметры склада. Методика расчета потребности в складской площади.
- 16. Специфика хранения продовольственных и непродовольственных товаров: режим хранения и способы укладки на хранение.
- 18. Торговля и использование автоматизированных транспортно-складских систем.
- 22. Организация перевозки товаров современными видами транспортных средств.
- 23. Транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий торговли.
- 24. Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств.
- 25. Основные особенности «пакетной» и «контейнерной».
- 27. Современные методы доставки грузов. Понятие «сквозная технология», основные условия функционирования и ее эффективность.
- 28. Технология разгрузки транспортных средств при различных способах доставки грузов.
- 29. Функции, цели, задачи розничной торговли.
- 30. Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация магазинов.
- 31. Принципы размещения розничной торговой сети. Основные требования, предъявляемые к современным предприятиям розничной торговли.
- 32. Понятие торгово-технологического процесса в магазине и его классификация.
- 34. Формы и методы розничной продажи товаров.
- 36. Содержание торгово-технологического процесса продажи товаров в магазине.
- 37. Рациональное размещение товаров в торговом зале магазина. Основные требования к размещению товаров.
- 43. Механизация и автоматизация технологических процессов. Основные тенденции и направления в их развитии. Понятие комплексной механизации и автоматизации.
- 45. Общие требования к проектированию предприятий торговли. Основные направления взаимосвязи технологических и проектных решений для рентабельного функционирования предприятий торговли.
- 47. Этапы и стадии проектирования предприятий торговли.
- 48. Организация капитального строительства и ремонта предприятий торговли.