37. Рациональное размещение товаров в торговом зале магазина. Основные требования к размещению товаров.
Для установления взаимосвязи между различными технологическими зонами магазина важно знать емкость торгового оборудования и количество разновидностей товаров, выкладываемых на одном метре горки островной или пристенной. Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торгового оборудования, но и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров, Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование. Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований: предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок; создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине; предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг; оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями. При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом. Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения. Однородные товары лучше размещать концентрированно. Но если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала. На первых этажах магазинов необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора. Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости. Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров. При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы: однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость; целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
41. Научно-технический прогресс в торговле.Одним из важных факторов развития экономики является научно-технический прогресс, представляющий собой процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, создания новой, более совершенной техники и замены ею устаревшей.
Достижения науки и техники все более широко используются и в сфере обращения, что стимулирует увеличение товарооборота, способствует повышению культуры торговли, создает условия для совершенствования технологии, механизации и автоматизации торговых процессов, более эффективного использования торговых и складских площадей, транспортных средств. Социальное значение научно-технического прогресса находит выражение в улучшении условий труда работников торговли, облегчении тяжелых и трудоемких работ, сокращении производственного травматизма, повышении привлекательности торговой профессии и ее перспективности.
Широкое использование в торговле достижений научно-технического прогресса способствует значительному изменению характера и содержания труда торговых работников, их профессионального состава. Возрастают требования к подготовке специалистов, способных работать в условиях применения современных прогрессивных технологий, совершенных систем переработки и передачи коммерческой, распорядительной и исполнительной информации.
К важнейшим направлениям научно-технического прогресса в торговле могут быть отнесены:
совершенствование действующей торговой сети и строительство современных предприятий торговли;
индустриализация строительства предприятий торговли;
механизация и автоматизация трудоемких работ;
широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков;
электронизация торговых операций;
внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания;
автоматизация контрольно-кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчетных операциях;
автоматизация процессов продажи товаров;
автоматизация процессов холодильной обработки продуктов.
С развитием рыночных отношений произошли существенные изменения в составе сети предприятий оптовой и розничной торговли.
Децентрализация оптового рынка привела к росту числа торговых агентов, являющихся связующим звеном между предприятиями-изготовителями и потребителями. Резко увеличилось количество оптовых предприятий, существенно изменилась их структура. Поэтому одним из важнейших направлений развития материально-технической базы оптовой торговли является создание сети современных оптовых предприятий, обеспечивающих применение эффективных технологий.
Совершенствование розничной торговой сети должно происходить как за счет реконструкции действующих, так и за счет строительства новых современных предприятий (супермаркетов, гипермаркетов и т. д.).
Торговля - одна из самых отсталых отраслей по уровню механизации труда. Одной из первоочередных задач использования достижений научно-технического прогресса в торговле является оснащение оптовых баз, складов, магазинов современными средствами для транспортировки, складирования, погрузочно-разгрузочных и других технологических операций с грузами. Магазины должны оснащаться также высокопроизводительным фасовочным и весоизмерительным оборудованием, современными машинами и линиями для нарезки и вакуумной упаковки гастрономических товаров и т. п. Более широкое внедрение должны найти системы машин, включающие подъемно-транспортные механизмы для разгрузки транспортных средств на складах и в магазинах, средства для внутри складского и внутри магазинного перемещения грузов, а также машины-отборщики грузов с мест хранения и т. д.
Широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков позволяет индустриализировать транспортирование товаров и создать более эффективную систему товароснабжения розничной торговой сети. При этом сокращаются затраты ручного труда на погрузочно-разгрузочных операциях, отпадает необходимость в повторных операциях по подготовке товаров к отпуску покупателям, повышается эффективность использования транспортных средств, торговых и складских площадей, сокращаются товарные потери и расходы на упаковку товаров.
Существенное значение имеет внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это, в первую очередь, относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, автомагазинной продаже и т. д. Применение прогрессивных технологий торгового обслуживания населения имеет важное социально-экономическое значение.
Одним из важных факторов ускорения процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных контрольно-кассовых машин. Для оснащения магазинов должны использоваться контрольно-кассовые машины, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно-дисконтные карты магазина. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают специальные POS-терминалы, а также контрольно-кассовые машины, подключаемые к компьютеру, сканеру штрих-кодов, считывателю магнитных карт. Внедрение магазинных пластиковых карт не только упрощает расчетные операции, но и позволяет систематически проводить работу по совершенствованию маркетинговой деятельности. Использование таких карточек способствует росту товарооборота магазина и позволяет ему получить дополнительные заемные средства. Внедрение магазином автоматизированной системы работы с пластиковыми картами позволяет вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику их покупок.
Крупный современный магазин, торгующий скоропортящимися продовольственными товарами, должен быть оснащен высокоэффективным холодильным оборудованием с централизованным хладоснабжением. Централизованное хладоснабжение экономично. Включенное в его систему оборудование (холодильные прилавки, прилавки-витрины и т. д.) требует для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, проще в обслуживании, не создает шума в торговом зале, не выделяет при эксплуатации тепла.
42. Характеристика подъемно-транспортных машин и механизмов, применяемых при складировании грузов: их функциональное и техническое назначение, характеристики, особенности применения. Критерии их выбора
Подъемно-транспортное оборудование применяется на предприятиях общественного питания для механизации работ при приемке, хранении и перемещении сырья и продуктов внутри предприятия, транспортирования готовой продукции к месту раздачи, транспортирования инвентаря и различного оборудования. Для механизации подъемно-транспортных работ применяются разнообразные машины, механизмы и приспособления, которые по общим эксплуатационно-техническим признакам можно разделить на две основные группы:
простейшие средства механизации;
подъемно-транспортные машины.
Простейшие средства механизации — это устройства (машины, механизмы), позволяющие производить только одну грузоподъемную или транспортную операцию. Они обычно имеют ручной механический или гидравлический привод. К этим устройствам можно отнести тали, лебедки, ручные тележки, штабелеукладчики и другие средства, нашедшие широкое применение на предприятиях в силу их достаточно низкой стоимости и простоты технического обслуживания. Подъемно-транспортные машины имеют сложную многоприводную конструкцию и по функциональному назначению их можно подразделить на грузоподъемные машины, транспортирующие машины и погрузочно-разгрузочные машины. Грузоподъемные машины предназначены для межэтажного перемещения грузов, проведения погрузочно-разгрузочных работ, ремонта и монтажа различного технологического оборудования. Транспортирующие машины различных видов предназначены для перемещения грузов на одном уровне на значительные расстояния. Погрузочно-разгрузочные машины используются при выполнении работ в складских помещениях. Эта группа оборудования отличается от остальных возможностью одновременного подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния. По принципу работы подъемно-транспортные машины делятся на машины периодического (циклического) и непрерывного действия. Машины периодического действия работают циклично, перемещая груз через определенный интервал времени. Рабочий цикл машины периодического действия состоит из захвата груза, перемещения его к месту укладки, отдачи груза и холостого хода за его очередной порцией. К машинам периодического действия относятся тележки, подъемники, лифты и т.п. Машины непрерывного действия способны перемещать груз непрерывным потоком. Несущие части этих машин совершают непрерывное движение без остановок для захвата и передачи груза. К машинам непрерывного действия, применяющимся на предприятиях общественного питания, относятся конвейеры.
На пути движения от производства до розничной торговой сети большинство товаров проходит через склады торговли. Товары на складах постоянно обновляются, поступающие на хранение товары принимают, складируют, отпускают. После каждой складской операции следует перемещение товаров далее по цепи товародвижения. Складские операции включают: перемещение товаров с участка разгрузки транспортных средств в зону хранения; укладку товаров в стеллажи или штабеля в зоне хранения; отборку товаров с мест хранения и транспортировку их в зону комплектации; транспортировку из зоны комплектации в экспедицию по отправке грузов.
Подъемно-транспортное оборудование, применяемое на складах, весьма разнообразно по функциональному назначению, конструкции, принципу действия и производительности. Его можно классифицировать по разным признакам.
По звеньям товародвижения:
• для оптовой торговли;
• для розничной торговли.
По функциональному назначению:
• погрузочно-разгрузочные машины;
• транспортирующие машины;
• штабеле- и стеллажеобслуживающие машины;
• грузоподъемные машины;
• универсальное оборудование.
По степени механизации:
• средства малой механизации;
• механические приспособления и машины;
• электромеханические машины;
• полуавтоматические стеллажеобслуживающие машины;
• автоматические стеллажеобслуживающие машины с программным управлением.
По виду перерабатываемого груза:
• машины для перемещения товарно-штучных грузов;
• машины для перемещения насыпных и навалочных грузов,
• машины для перекачивания, хранения и слива наливных грузов.
По периодичности действия:
• машины цикличного действия;
• машины непрерывного действия.
По видам привода:
• механизмы ручного действия;
• машины с электрическим приводом;
• машины с двигателями внутреннего сгорания;
• гравитационные устройства;
• машины с комбинированным приводом.
- 3. Форма товародвижения и подходы к их выбору; Товародвижение: понятие, цель, основные участники и факторы, определяющие рациональность процесса
- 4. Современные виды товароносителей (поддоны, контейнеры, тара-оборудование). Эффективность их применения в технологиях доставки грузов.
- 5. Требования, предъявляемые к таре. Стандартизация и унификация тары. Организация гарных операций в торговле.
- 6. Роль тары в процессе товародвижения. Классификация и характеристики основных видов.
- 7. Кодирование и маркировка тары и упаковки. Применение штрихового кода и знаков, идентификации товара.
- 8. Товароснабжение в сфере торговли: понятие, задачи, рациональная организация. Размер поставки и частота завоза.
- 9. Использование в торговле различных методов организации товароснабжения, их преимущества и недостатки
- 10. Формы товароснабжения и схемы завоза товаров в розничную сеть. Выбор форм товароснабжения.
- 11. Основные направления развития оптовой торговли в рыночной экономике, ее цели, задачи, функции.
- 12. Характеристика основных типов предприятий оптовой торговли.
- 13. Сущность и основные элементы общего технологического процесса на складе.
- 14. Роль складов в процессе товародвижения, их назначение, функции, классификация.
- 19. Технология приемки товаров по количеству и качеству на складе и в магазине.
- 1.Место приемки
- 2.Сроки приемки
- 3 Расхождения
- 4 Отсутствия сопроводительных документов.
- 5 Представитель общественности
- 7 Комиссия
- 8 Акт о весе тары
- 9 Порядок утверждения
- 10 Сроки предъявления претензии
- 14. Роль складов в процессе товародвижения, их назначение, функции, классификация.
- 15. Структура складских помещений; основные параметры склада. Методика расчета потребности в складской площади.
- 16. Специфика хранения продовольственных и непродовольственных товаров: режим хранения и способы укладки на хранение.
- 18. Торговля и использование автоматизированных транспортно-складских систем.
- 22. Организация перевозки товаров современными видами транспортных средств.
- 23. Транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий торговли.
- 24. Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств.
- 25. Основные особенности «пакетной» и «контейнерной».
- 27. Современные методы доставки грузов. Понятие «сквозная технология», основные условия функционирования и ее эффективность.
- 28. Технология разгрузки транспортных средств при различных способах доставки грузов.
- 29. Функции, цели, задачи розничной торговли.
- 30. Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация магазинов.
- 31. Принципы размещения розничной торговой сети. Основные требования, предъявляемые к современным предприятиям розничной торговли.
- 32. Понятие торгово-технологического процесса в магазине и его классификация.
- 34. Формы и методы розничной продажи товаров.
- 36. Содержание торгово-технологического процесса продажи товаров в магазине.
- 37. Рациональное размещение товаров в торговом зале магазина. Основные требования к размещению товаров.
- 43. Механизация и автоматизация технологических процессов. Основные тенденции и направления в их развитии. Понятие комплексной механизации и автоматизации.
- 45. Общие требования к проектированию предприятий торговли. Основные направления взаимосвязи технологических и проектных решений для рентабельного функционирования предприятий торговли.
- 47. Этапы и стадии проектирования предприятий торговли.
- 48. Организация капитального строительства и ремонта предприятий торговли.