logo
логистика

Определение оптимального уровня логистического сервиса

Материал предыдущих параграфов свидетельствует, что рост уровня сервиса сопровождается, с одной стороны, повышением расходов на сервис, а с другой - ростом объема продаж и, соответственно, ростом доходов. Задача службы логистики заключается в поиске оптимальной величины уровня сервиса. Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую, отражающую поведение затрат и дохода в зависимости от изменения уровня сервиса (рис. 3).Убыточность торгового процесса при низких значениях логистического сервиса (левый участок графика) возникает на развитых рынках. Допустим, предприятие оптовой торговли намеревается работать на развитом рынке оптовых услуг с широтой ассортимента в пределах 70% от предлагаемого конкурентами. Затраты по созданию ассортимента могут не окупиться в связи с низкой заинтересованностью покупателей в услугах этого оптовика и, соответственно, низким объемом продаж. Рис. 3. Определение оптимального уровня сервиса. Критерий - максимальная прибыль. Оптимальное значение уровня сервиса можно найти также сложив кривые затрат на сервис и потерь на рынке, вызванных снижением уровня сервиса (рис. 4). Рис. 4. Определение оптимального уровня сервиса. Критерий - минимум суммарных затрат и потерь.Здесь кривая показывает зависимость затрат на сервис от уровня сервиса, а кривая F2 - зависимость потерь на рынке, вызванных ухудшением сервиса, от величины уровня сервиса.Ранее отмечалось, что применение логистики в большинстве случаев позволяет сдвинуть кривую затрат вправо. В этой связи следует отметить, что независимо от формы кривой затрат, а также от размера минимального и максимального порогов уровня сервиса, прибыль на всех уровнях сервиса увеличивается (на рис. 5 - пунктирные линии затрат и прибыли). Это происходит в связи с тем, что для любого η применение логистики, оставляя неизменным доход, снижает затраты на сервис, увеличивая тем самым разницу, т.е. прибыль. Рис. 5. Сдвиг вверх кривой прибыли при применении логистической технологии "быстрого ответа"

Критерии качества логистического сервиса

Для оценки качества логистического сервиса применяют следующие критерии:

3.Логистистическая миссия.Основные логистические концепции.

Логистическая миссия – (логистический микс) – обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время с наилучшими затратами

Правило 6R ЛС должна обеспечивать поток готвой продукции нужного качества и ассортимента.

1R-качество(RIGHT QUALITY);2R-ЛС должна обеспечивать поток нужного качества (right quantity);3R-место(right place);4R-время(right time);5R-сервис;6R-цена/издержки

«the right product, in the right quantity and the right condition,at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost»5. Что можно перевести как «обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами

Логистическая концепция – парадигма (идея) применяемого инструментария оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками

Логистическая концепция- это идея, лежащая в основе оптимизации ресурсов при управлении метариальным потоком.

Информационная концепция.(экономия на переработке информационных автоматизаций)

Появилась в конце 1980-х годов, тесно связана с развитием информационно-компьютерных технлогий.

Основная идея:сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретическая основа:ситемный подход. Основа стратегического решения состоит в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более чистых логистических задач.

Недостатитки: построенные ЛС исключительно на принципах

информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продуции.

Пример: информационно- программные модули MRP , применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управлении запасами и закупками MP, а также производства и поставок ГП потребителям. В этих модулях решаются и конкретные задачи оптимизации, например определения оптимальной партии поставки (заказа) или уровней запасов продукции, оптимизации производственных мощностей и работы подъемно-транспортного оборудования.

Маркетинговая концепция ЛС(с начала 1980-х годов и до настоящего времени).Можно экономить засчёт оптимизации или канала продаж.-Акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе.

Кооперационная(интегрированная)концепция.(в последние годы распространена на Западе).Продолжает развитие маркетинговой концепции учитывая условия бизнеса на современном этапе.1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического

элемента в конкурентных возможностях фирмы.2. Перспективы интеграции между логистическими партнерами, новыеорганизационные отношения.3. Новые технологические возможности, в области гибкихпроизводств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Интегрированный подход в логистике требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой ЛС в целях ее оптимизации. Суть логистической интеграции состоит в том, чтобы достижения в каждой отдельной функциональной области вносили максимальный вклад в общую «копилку» компетентности фирмы в логистике. Внедрение методов интегрированного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить

логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса. Принципы и методы интегрированной логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности минимизацию общих логистических издержек фирмы. Сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на

транспортировку, складирование, управление заказами, закупками и запасами,упаковку, уменьшение логистических рисков позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в складское оборудование,информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования .Оптимальные логистические решения могут быть получены не только по критерию минимума общих затрат, но и по таким ключевым показателям, как время исполнения заказа и качество логистического сервиса.

Обычно специалисты по маркетингу классифицируют свои стратегии продвижения ГП по двум категориям: «тянущие » и «толкающие». Эти категории связаны с конкуренцией в логистических

каналах распределения продукции. Маркетинговая стратегия «вытягивания» товара через дистрибутивный канал обычно связана с широкомасштабной рекламной компанией в средствах массовой информации, которую осуществляет фирма-производитель. Реклама стимулирует спрос покупателей — они спрашивают рекламируемый товар у розничных торговцев, те, в свою очередь, обращаются к оптовикам, а последние — к производителю. Таким образом, получается некоторый замкнутый контур «вытягивания» товара у фирмы-производителя на основе спроса, стимулируемого рекламой. Независимо от принадлежности канала распределения, pull-стратегия как правило, не требует создания и поддержания больших запасов ГП в дистрибутивной сети. Основой pull-стратегии продвижения является кооперация производителя ГП с оптовыми и розничными торговыми посредниками, когда товар «выталкивается» с производства в дистрибутивные каналы посредников почти независимо от стимулирования спроса. Издержки на рекламу несут посредники самостоятельно или в кооперации с производителем ГП. Часто производитель вынужден стимулировать продвижение и продажу специальными скидками или дополнительными запасами у ритейлеров. Упор в этом подходе делается на регулирование запасов ГП в дистрибутивных каналах оптовых и розничных торговых партнеров .С позиций логистики рассмотренные подходы принципиально различны, так как акцентируют внимание на разных логистических функциях: транспортировке, с одной стороны, складировании и управлении запасами — с другой. Чаще логистический менеджер отдает предпочтение стратегии «выталкивания»с ее большей направленностью на насыщение логистического канала и подготовку продаж. Стратегия «вытягивания», направленная на немедленное удовлетворение спроса, ставит перед логистическим менеджментом гораздо больше проблем, поэтому необходима постоянная координация стратегических логистических и маркетинговых планов в дистрибьюции.