12. Понятие кризиса. Типология кризиса. Информационные и психологические особенности в период кризиса.
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса: 1) объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; 2) субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении; 3) природные, обусловленные особенностями климата, землетрясениями и др. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность наступления кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса – может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.
Существует возможность консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться и определенными политическими причинами.
Последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: их причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.
Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.
Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое может или смягчать, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.
Практика показывает, что кризисы различаются не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути.
Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть ее. В зависимости от проблематики кризиса можно выделить макро– и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики; микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.
В зависимости от структуры отношений в социально-экономической системе, дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы.
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.
Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека. Проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и социальным положением.
Технологические кризисы возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях (кризис технологической несовместимости изделий, кризис отторжения новых технологических решений).
По ожидаемости кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными. Предсказуемые– наступают как этап развития, могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса – потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием НТП. Неожиданные – часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов. Существуют также кризисы явные (протекают заметно и легко обнаруживаются) и латентные (скрытые, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны).
Кроме того, кризисы бывают острыми и мягкими. Острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
13. Особенности PR в условиях кризисных коммуникаций. PR -стратегии выхода из кризиса.
Антикризисный PR– это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющий устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
«Красная папка кризисного реагирования»
Создание плана кризисного реагирования – это одна из важнейших составляющих процесса подготовки компании к возможным кризисам. Важно также то, что такой план подразумевает конкретизацию кризиса, а не рассмотрение его как абстрактное явление, что, в свою очередь, повышает эффективность антикризисной политики в целом.
При составлении «crisisportfolio» невозможно учесть сразу все вышеперечисленные виды кризисов. А распыление внимания компании, которая старается застраховаться от всех возможных и невозможных напастей, приводит лишь к значительному снижению эффективности принимаемых мер и к большим потерям во время кризиса. Поэтому команде кризисного реагирования необходимо определить, какой из кризисов является более вероятным и представляет для компании наибольшую угрозу.
Составить карту наиболее значимых кризисов и разработать варианты сценариев выхода из них. Необходимо предусмотреть как можно больше ситуативных характеристик и стратегических решений. Многие предприятия по вполне объяснимым причинам уделяют особое внимание таким видам кризисов, которые уже имели место в их истории и проводят превентивные PR-меры.Кризисный PR план должен быть составной частью кризисной программы организации и может включать следующие элементы:
возможные сценарии развития ситуации;
ответственные лица с четким распределением ролей, и место сбора кризисной рабочей группы;
список контактов (вне компании), которые могут пригодиться в кризисной ситуации;
заранее заготовленные заявления и шаблоны пресс-релизов;
СТАДИИ РЕАКЦИИ:
Этап 1 – экстренные меры:
Ответы на вопросы СМИ.
Ответная реакция на критику.
Обсудить ситуацию с владельцами/головным офисом компании.
Подключить юристов к работе PR-службы.
Провести аналитическую работу.
Этап 2 – стабилизации:
Информирование клиентов необходимо после того, как отношения внутри самой компании немного наладились.
Анализ финансовых последствий. Узнать, какие убытки и в каких областях несет ваша компания, и направить силы по устранению именно в эту область.
Найти новую позитивную историю. Представьте СМИ, клиентам и, возможно, конкурентам ваше видение проблемы, ее решение и тот полезный вывод, который вы сделали для себя. Исходя из этого, можно выдвинуть новую концепцию развития какой-либо отрасли вашей компании.
Донести позицию до сотрудников, акционеров, государственных органов
Этап 3 восстановления: представляет собой работу на развитие компании в перспективе:
Рассмотрение уязвимых сторон торговой марки.
Пересмотр отношений с поставщиками и клиентам.
Рассказ сотрудникам о дальнейших планах. (почему? Как устранялся? Что будет?)
- 5. Избирательная кампания. Общие принципы и особенности организации и проведения избирательных кампаний.
- 6. Политическая реклама в избирательной кампании
- 7. Политическая реклама на телевидение в период избирательной кампании
- 8. Основные и дополнительные ресурсы избирательной кампании.
- 9. Девиз избирательной кампании. Его значение. Принципы построения.
- 10. Формирование имиджа лидера и партии. Структура построения имиджа кандидата(партии) во время избирательной кампании.
- 11.Фирменный стиль: понятие, составляющие. Основные и дополнительные носители фирменного стиля.
- 12. Понятие кризиса. Типология кризиса. Информационные и психологические особенности в период кризиса.
- 14.Миф: понятие, функции. Основные подходы в изучении мифа.
- 15. Понятие современного мифа. Современные мифологии в pr. Практическое применение мифов в pr
- 16. Бизнес - ритуалы: понятие, функции
- 17. Понятие лоббизма. Цели и задачи лоббизма
- 19. Понятие pr-кампании. Соотношение понятий «pr-кампания» и «pr-деятельность организации». Основные характеристики pr-кампаний.
- 20. Типология pr-кампаний. Этапы подготовки и проведения pr-кампаний.