logo
OK лекции по PR-технологиям

-1- Понятийный аппарат теории связей с общественностью

Понятие «связи с общественностью» существует уже бо­лее 200 лет. Впервые термин public relations употребил пре­зидент США Джефферсон в своем обращении к Конгрессу. В значении «действие во благо общества» паблик рилейшнз активно использовалось в 1830-х гг. Современное понимание появилось в конце XIX в. Однако до настоящего времени по­нятие «связи с общественностью» не получило однозначной трактовки. Прежде всего дадим определение базовому термину и объ­ясним наличие большого количества дефиниций – их в совре­менной литературе насчитывается около 1000.

Определения па­блик рилейшнз можно классифицировать следующим образом, выделяя четыре основные группы определений:

1. Определения, имеющие официальный статус (представле­ны в профессиональных хартиях, кодексах; определения, при­нятые различными профессиональными ассоциациями).

2. Канонические лексикографические определения (слова­ри, энциклопедии и другая справочная литература, в основном иноязычная - 1 В толковых словарях русского языка определение паблик рилейшнз от­сутствует):

3. Определения, имевшие в 1990-х гг. — период становления PR-деятельности в России и ее научного осмысления — высо­кий научный или профессиональный статус.

4. Другие определения, дающие различные трактовки PR.

Таблица 1. Определения PR

Источник

Определение

1. Определения, имеющие официальный статус

Мексиканская декларация паблик рилейшнз, 1978 г.

Практика паблик ри­лейшнз — это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, предо­ставлению консультаций руководителям организаций и вы­полнению запланированных программ действий, которые послужат как интересам организаций, так и общественным ин­тересам

Американское общество паблик рилейшнз, 1982 г.

Паблик рилейшнз ока­зывают помощь нашему сложному плюралистическому обще­ству в более эффективном выборе решений и осуществлении функций, внося вклад во взаимопонимание между различными группами и организациями. Они вносят гармонию в частную и общественную деятельность

2. Канонические лексикографические определения

Diction­ary of Sociology, 1944

PR — это теории и методы, применяемые для урегулирова­ния отношений субъекта со своей общественностью

Web­ster's New World Dictionar for Young Adults, 1994

Паблик рилейшнз — это отношения, поддерживаемые орга­низацией с общественностью посредством паблисити, которые имеют своей целью воздействие на общественное мнение

Словарь иностран­ных слов, 1995

Паблик рилейшнз — общественные связи — организация общественного мнения в целях наиболее успешного функци­онирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Искусство взаимоотношений между государ­ственными (управленческими) общественными структурами и гражданами в интересах всего общества

3. Определения, имевшие высо­кий научный или профессиональный статус

Известный американский теоретик, один из отцов паблик ри­лейшнз Эдвард Бернейз

PR — это об­ласть действий, которая призвана заниматься взаимодействием между личностью, группой, идеей или другой единицей обще­ственности, от которой она зависит

Опреде­ление, данное в первой переводной книге PR-специалиста Сэма Блэка (Англия, 1990)

PR — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности

65 ведущих ученых в области PR под руководствомР. Харлоу, на основе ана­лиза существовавших в 1975 г. 472 определений

Паблик рилейшнз — это особая функ­ция управления, которая способствует установлению и поддер­жанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью, способствует решению различных проблем и задач, помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает упор на главной зада­че руководства компании служить интересам общественности, помогает руководству быть готовым к любым переменам и ис­пользовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль „системы раннего оповещения" об опасности, помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует иссле­дования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности

Продолжение табл. 1

4. Другие определения

Как функция менеджмента

С. Катлип

Паблик рилейшнз — это управленческая функция по установлению и поддержанию взаимовыгодных отноше­ний между организацией и общественностью, от настроений и мнений которой зависит успех или неудача организации

И. Алешина

Паблик рилейшнз — самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и ее общественностью

Как область, или сфера деятельности

Британский институт связей с общественностью — IPR

Деятельностью в области паблик ри­лейшнз являются планируемые и осуществляемые усилия, на­правленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью

Н. Григорьева

ПР — коммуникативная деятельность, направленная на формирование и поддержание гармоничных и доброжелатель­ных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и доста­точной информации

Как совокупный ряд косвенных, родственных или сопряжен­ных понятий

Основоположник европейской школы паблик ри­лейшнз Люсьен Матра

Паблик ри­лейшнз являются, во-первых, манерой поведения, а во-вторых, способом информирования и коммуникации, направленным на установление и поддержание доверительных взаимоотно­шений, основанных на взаимном знании и взаимопонимании между группой, рассматриваемой в ее разных функциях и ви­дах деятельности, и аудиториями, которые она затрагивает

И. Артемникова

PR — это независимое общественное мнение, сложившееся в результате деятельности вашей фирмы, ее рекламы и благотворительных мероприятий

Д. Арнольд

PR — это искусство применения системы обоснованных на особенностях человеческого восприятия средств убежде­ния, направленных на увеличение конкурентных преимуществ одной идеи в ущерб другой

Несмотря на содержательное многообразие, все определения PR можно разделить на две основные группы:

Нормативные - описывают PR-практику и технологические при­емы деятельности специалистов по связям с общественностью;

Анали­тические - анализируют имеющиеся дефиниции и предлагают авторскую трактовку понимания термина.

Большое количество определений свидетельствует о многообразной и сложной сущности PR, желании выделить одну или несколько сторон этой деятельности.

Па­блик рилейшнз это управленческая коммуникативная деятель­ность (совокупность социальных практик), направленная на опти­мизацию взаимодействий социального субъекта со значимыми сег­ментами социальной среды с его общественностью.

Необходимо четко различать PR-деятельность и журналистскую и рекламную практики.

Журналистика — деятельность по сбору, обработке и передаче массовой аудитории значимой информации посредством специаль­ных средств (газет, радио, ТВ, информационных агентств).

Реклама — деятельность по информационному продвижению на рынке товара или услуги с целью их продажи. Любая форма не­личного представления идей, товаров или услуг, оплаченная точно установленным заказчиком.

Наука о свя­зях с общественностью получила название «пиарология».

Пиарология является наукой о закономерностях, принципах и ме­ханизмах формирования и функционирования связей с обществен­ностью как совокупности социальных коммуникативных практик.

Основные характеристики пиарологии:

1. это формирующаяся наука, находящаяся на ста­дии своего становления. По ряду измерений она еще не отде­лилась от практики и в некоторых своих предметных разделах находится в эмбриональном состоянии.

2. сущностная характеристика науки о связях с об­щественностью заключается в том, что это социальная наука, т. е. научная дисциплина, относящаяся к системе наук, из­учающих общество.

3. пиарология является информационно-коммуника­тивной дисциплиной, принадлежащей к сообществу социаль­ных наук. Основанием, на котором строятся все теоретические конструкции PR, является информация.

4. пиарология является наукой прикладной ориен­тации, она может рассматриваться как технологическая дисци­плина.

Объектом пиарологии является совокупность социальных коммуникативных практик, а ее предметом закономерности,принципы и механизмы формирования и функционирования связей с общественностью как социальных коммуникативных практик.

С объектом и предметом науки непосредственно связаны ее задачи, отражающие актуальное состояние и уровень ее разви­тия.

Эти задачи можно разделить на:

- фундаментальные,

- приклад­ные,

- технологические.

Фундаментальные задачи:

Прикладные задачи:

Технологические задачи: