logo
Cбытовая политика предприятия и продвижение товара (на примере ОАО "СПЗ")

2.2 Анализ продвижения товара на предприятии

Маркетинговая политика ОАО «СПЗ» фактически делится на три основных направления

1. Создание продукта, соответствующего потребностям рынка;

2. Максимальное снижение цены при сохранении высокого качества;

3. Перестройка существующей сети сбыта и создание новой

На первом этапе анализа организации сбытовой деятельности предприятия необходимо определить оборот нетто и прибыль[4]. Результаты расчетов представим в таблице 2.1. На основе полученной информации рассчитаем отклонения результатов деятельности предприятия 2013 года от 2012 как в абсолютном (денежном) выражении, так и в относительных (процентных) единицах измерения.

Таблица 2.1 - Консолидированный отчет прибылей и убытков, тыс. р.

Показатели

Годы

Отчетный год в % к базовому году

Отклонения отчетного года от базового: (+) больше, (-) меньше

2012

2013

1.Оборот нетто

549552,0

348038,0

63,33

-201514

2.Себестоимость реализованной продукции

469945,0

297852,0

63,38

-172093

3.Валовая прибыль

79607,0

50186,0

63,04

-29421

4.Коммерческие расходы

70781,0

60426,0

85,37

-10355

5.Управленческие расходы

0,0

0,0

0,00

0

6.Прибыль от производственной деятельности

8826,0

(-)10240,0

0,00

-19066

7.Прибыль по процентам и дивидендам

297081,0

227845,0

76,69

-69236

8.Расходы по процентам

305555

216373,0

70,81

-89182

9.Прибыль до вычета налогов и чрезвычайных убытков

352

1232,0

350,00

+880

10.Налог на прибыль (20%)

70,4

246,4

350,00

+176

11.Прибыль до вычета чрезвычайных убытков

281,6

985,6

350,00

+704

12.Убытки (рекламации)

-

-

-

-

13.Чистая прибыль

281,6

985,6

350,00

+704

Таким образом, по результатам расчетов мы можем сделать следующие выводы. Оборот ОАО «СПЗ» падает, при этом предприятие в 2012 году активно рассчитывается с долгами, соответственно, при хорошем товарообороте чистая прибыль значительно ниже, чем в 2013 году. Вместе с тем, в 2013 году от производственной деятельности предприятие получает убыток 10240 тыс. руб. Это значительная сумма, убыток образовался из-за снижения оборота на фоне незначительной наценки (297852/348038 х 100 = =85,6%), которая составила 14,4%. Соответственно, понесенные предприятием значительные коммерческие расходы - 60426 тыс.руб. привели предприятие к убытку от производственной деятельности.

На втором этапе оценки сбытовой деятельности следует произвести анализ показателей сбытовой деятельности предприятия, как в абсолютных, так и в относительных показателях[4]. Этот анализ следует сделать на основании данных таблицы 2.2.

Таблица 2.2 - Показатели сбытовой деятельности предприятия

Показатели

Усл. обоз.

Ед. изм.

Годы

Отчетный год в % к базовому году

Отклонения отчетного года от базового: (+) больше, (-) меньше

2012

2013

1. Произведено продукции за год

Ппр

тыс.р.

380996,0

267090,1

70,10

-113906

2.Валовая продукция

Вв

тыс.р.

567892,0

360610,1

63,50

-207282

3.Оборот предприятия нетто

Внетто

тыс.р.

549552,0

348038,0

63,33

-201514

4. Остатки готовой продукции на складе:

на начало года

Зн

тыс.р.

429920,0

243024,0

56,53

-186896

на конец года

Зк

тыс.р.

243024,0

149504,0

61,52

-93520

5.Продукция, отгруженная, оптовым покупателям со скидкой:

а) скидки за количество закупаемого товара

ПА

бз

тыс.р. %

12635,0

8262,1

65,39

-4372,9

б) скидка за уплату наличными

ПБ

бН

тыс.р. %

3808,5

1910,0

50,15

-1898,5

6.Скидки и возмещения с товаров, реализованных покупателям

Спок

тыс.р.

1896,5

2400,0

126,55

503,5

7.Общая сумма скидок

?ВС

тыс.р.

18340,0

12572,1

68,55

-5767,9

8.Количество клиентов, сделавших заказ на продукцию предприятия

Nз

ед.

111

97

87,39

-14

9.Стоимость полученных заказов

Ппз

тыс.р.

12506,0

11067,0

88,49

-1439

10.Стоимость имеющихся заказов

Пиз

тыс.р.

3562,0

2776,0

77,93

-786

11.Выпуск продукции на свободный рынок

Пср

тыс.р.

256295,0

188137,0

73,41

-68158

12.Портфель заказов

Пп

тыс.р.

293257,0

159901,0

54,53

-133356

13. Количество торговых точек и посредников, получающих продукцию предприятия

NТ

ед.

220

185

84,09

-35

14. Затраты на рекламу

Ррек

тыс.р.

1225,0

838,0

68,41

-387

15. Количество сотрудников предприятия, занятых маркетинговой деятельностью

Чм

чел.

12

12

100,00

0

16. Расходы по продажам, общие и административные

Рр

тыс.р.

69556,0

59588,0

85,67

-9968

17. Количество магазинов собственной торговой сети

Nет

ед.

15

15

100,00

0

18. Количество продавцов собственной торговой сети

Чст

чел.

30

30

100,00

0

19. Рекламации

Р

тыс.р.

0

0

0,00

0

Предприятие работает как «на портфель заказов», так и на «свободный рынок». «Портфель заказов» складывается из суммы поставок оптовым потребителям, стоимости полученных заказов, находящихся на складах и своевременно не оплаченной продукции.

Сокращение остатков готовой продукции на 38,5% во многом зависит от грамотной работы службы сбыта предприятия, разработки правильной маркетинговой стратегии, когда при уменьшении объема продаж на 36,7% остатки снижаются на такой же объем, что позволяет избежать затоваривания. Такие показатели говорят о грамотной политике предприятия в отношении товарных запасов и сбыта продукции. Сравнивая динамику показателей произведенной продукции и запасов готовой продукции, мы можем отметить, что при снижении производства продукции на 30%, остатки на складах снизились на 38,5%, значит, служба сбыта предприятия реализовывала продукцию более быстрыми темпами, чем менялись темпы производства.

Анализируя показатели таблицы 2.6, можно отметить, что сократился объем реализации товара предприятиям, которым предоставляются скидки за объем и за наличный расчет на 34,6% и 49,8%, соответственно, т.е. за наличный расчет объемы продаж сократились практически вдвое. Это в большей степени связано с нестабильной экономической обстановкой в стране, когда предприятия опасаются закупать большие объемы про запас. При этом стоит отметить, что реализация продукции со скидкой покупателям увеличилась на 26,6%, что подтверждает предположение, что продукция ОАО «СПЗ» продолжает пользоваться спросом.

Рассчитаем коэффициенты контроля эффективности сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия за 2012-2013 год. Результаты расчетов сведем в таблицу 2.3. Коэффициент полученных заказов к товарообороту предприятия в отчетном году увеличился на 0,0087 (2013 год - 0,0307, 2012 год - 0,0220), что означает, что стоимость полученных заказов в результате принятых мер к привлечению клиентов, делающих заказ на продукцию предприятия, увеличилась на 0,9% или на 9 руб. в расчете на каждую 1000 р. товарооборота, что является положительным фактором.

Коэффициент полученных заказов к имеющимся заказам в 2013 году составил 3,99, а в 2012г. - 3,51. Это означает, что на каждый 1 руб. имеющихся заказов в отчетном году приходится 3,99 руб. полученных заказов, а в базовом на каждый 1 руб. приходилось 3,51 руб. Увеличение этого коэффициента на 0,48, говорит о правильной сбытовой политике предприятия, так как стоимость получаемых заказов растет вместе с ростом имеющихся заказов, т.е. растет интерес потребителей к приобретению товаров, производимых ОАО «СПЗ».

Таблица 2.3 - Коэффициенты контроля эффективности сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия

Коэффициенты

Годы

Прирост (+), Снижение (-)

2012

2013

1.Полученных заказов к товарообороту, ед/тыс. руб.

0,0220

0,0307

0,0087

2. Полученных заказов к имеющимся заказам, ед/ед

3,51

3,99

0,4800

3.Полученных заказов к числу клиентов, ед/клиент

112,67

114,09

1,4200

4. Оборота к имеющимся заказов, тыс. руб./ед

159,43

129,90

-29,5300

5. Оборота к готовым товарам на складах, тыс. руб./тыс.руб

1,32

1,48

0,1600

6. Оборота к числу клиентов, тыс. руб/клиент

4507,08

3219,65

-1287,430

7. Оборота к количеству торговых точек, тыс. руб./число точек

2271,57

1155,77

-1115,80

8. Оборота «портфеля заказов» к числу клиентов, формирующих «портфель заказов», тыс. руб/клиент

2327,44

1427,69

-899,7500

9. Оборота на «свободном рынке» к числу клиентов, на «свободном рынке», тыс. руб/клиент

1090,62

940,69

-149,9300

10.Оборота к обороту на «свободном рынке», тыс. руб./тыс.руб

2,22

1,92

-0,3000

11. Оборота «портфеля заказов» к обороту на «свободном рынке», тыс. руб./тыс.руб

1,14

0,85

-0,2900

12. Рекламации к обороту, ед/тыс. руб.

0

0

0,0000

13. Оборота к количеству работников маркетинговой службы предприятия, тыс. руб./чел

47324,33

30050,84

-17273,4900

14. Скидок к обороту, тыс. руб./тыс.руб

0,0033

0,0361

0,0328

15. Рекламных затрат к обороту, тыс. руб./тыс.руб

0,0022

0,0023

0,0001

16. Рекламных затрат к чистой прибыли, тыс. руб./тыс.руб

4,35

0,85

-3,5000

17. «Портфеля заказов» в обороте нетто, тыс. руб./тыс.руб

0,5336

0,4594

-0,0742

18. «Свободный рынок» в обороте нетто, тыс. руб./тыс.руб

0,4664

0,5406

0,0742

Коэффициент полученных заказов к числу клиентов в 2013 году увеличился на 1,42. Следовательно, в результате более активной работы сотрудников маркетинговой службы в среднем каждый клиент, делающий заказ на продукцию ОАО «СПЗ», увеличил свой заказ на 1,42 тыс.руб.

Коэффициент оборота к имеющимся заказам в 2013 году составил 129,90 тыс. руб., а в 2012г. - 159,43тыс. руб. Это означает, что на каждый 1 руб. имеющихся заказов в 2012 году приходилось 159,43 тыс.руб. товарооборота, а в 2013 году на 1 руб. стало приходиться 129,9 тыс.руб. товарооборота.

Коэффициент оборота к готовым товарам на складах в 2013 году увеличился на 0,16, следовательно, работа маркетинговой службы привела к увеличению запасов, что нельзя назвать положительным фактором.

Показатель оборота к числу клиентов показывает, какой размер товарооборота приходится на каждого клиента в среднем.

Коэффициент оборота к числу клиентов в 2013 году снизился на 1287,43 тыс. руб. Это означает, что на каждого клиента в 2013 году приходилось 3219,65 тыс.р. товарооборота. Количество клиентов снизилось на 14 ед. или на 12,61%, а сам товарооборот снизился на 36,5%.

Отсюда видно, что снижение числа клиентов происходит непропорционально снижению товарооборота, значит можно сделать вывод о том, что объем закупа клиентов значительно снизился. Следовательно, сам клиент уменьшает товарооборот, приходящийся на него намеренно, это может быть вызвано снижением качества продукции, либо снижением потребности клиентов в продукции. Учитывая непростую экономическую обстановку, мы склоняемся ко второму варианту.

Показатель оборота к количеству торговых точек и посредников показывает, какой размер товарооборота приходится на каждую торговую точку и посредника в среднем.

Коэффициент оборота к количеству торговых точек и посредников в 2013 году снизился на 1115,8 тыс. руб. Количество торговых точек осталось неизменным, соответственно, уменьшился объем продаж на точках.

Показатель оборота «портфеля заказов» к числу клиентов, формирующих «портфель заказов», показывает, какой размер товарооборота приходится на каждого заказчика в среднем. Коэффициент оборота «портфеля заказов» к числу клиентов, формирующих «портфель заказов», в 2013 году снизился на 899,5тыс. руб, следовательно, в результате нестабильной экономической обстановки каждый клиент, формирующий «портфель заказов» уменьшил свой заказ на 899,5 тыс.р. Это следует отнести к упущению в работе маркетинговой службы предприятия в рамках сбытовой политики, т.к. необходимо было предлагать меры для поддержания объемов закупа.

Показатель оборота на «свободном рынке» к числу клиентов на «свободном рынке» так же снизился 149,43 тыс. руб., сложилась ситуация, аналогичная предыдущей.

Коэффициент оборота к обороту на «свободном рынке» в отчетном году снизился на 0,3, на 1 руб. товарооборота на свободном рынке в 2012 году приходилось 2,22 руб. общего товарооборота, а в 2013 году приходится 1,92 руб. общего товарооборота. Аналогичная ситуация произошла и с коэффициентом оборота «портфеля заказов» к обороту на «свободном рынке».

Коэффициент оборота к количеству работников маркетинговой службы предприятия в 2013 году снизился. Снижение товарооборота в отношении на одного работника составило 17243,79 тыс. руб.

При этом сам товарооборот снизился на 30%, а количество работников маркетинговой службы осталось неизменным. Т.к. коэффициент оборота к количеству работников маркетинговой службы предприятия снизился можно сказать о неэффективной работе работников маркетинговой службы.

Коэффициент скидок к обороту в 2013 году увеличился на 0,0328, сами скидки снизились на 31,5%. Скидка является средством стимулирования сбыта. Как уже было сказано выше, скидка всегда воспринимается покупателем положительно и мотивирует потребителей и других субъектов маркетинговой коммуникации к приобретению товара. Поэтому снижение скидок следует отнести к неверной работе маркетинговой службы предприятия, вместе с тем увеличение коэффициента говорит о правильной политике, т.к. уменьшение скидок произошло за счет снижения объема продаж, при этом коэффициент увеличился.

Доля рекламных затрат по отношению к обороту в 2013 году увеличилась на 0,0001. Это означает, что на каждую 1000 руб. товарооборота в 2013 году приходилось 1 руб. затрат на рекламу. В современных условиях конкуренции увеличение удельных затрат на рекламу необходимо. Доля рекламных затрат по отношению к чистой прибыли значительно снизились, что говорит о неверной маркетинговой политике предприятия.

Коэффициенты «портфеля заказов» и «свободный рынок» в обороте нетто следует рассматривать параллельно, т.к. товарооборот нетто складывается из оборота «портфеля заказов» и оборота на «свободном рынке». Доля «портфеля заказов» в обороте нетто в 2013 году снизилась на 0,0742. Это означает, что часть продукции формирующей оборот «портфеля заказов» перешла в оборот на «свободном рынке», что не является успехом маркетинговой службы предприятия, которой не удалось привлечь новых клиентов, формирующих «портфель заказов», в результате своей работы.