2.2 Анализ продвижения товара на предприятии
Маркетинговая политика ОАО «СПЗ» фактически делится на три основных направления
1. Создание продукта, соответствующего потребностям рынка;
2. Максимальное снижение цены при сохранении высокого качества;
3. Перестройка существующей сети сбыта и создание новой
На первом этапе анализа организации сбытовой деятельности предприятия необходимо определить оборот нетто и прибыль[4]. Результаты расчетов представим в таблице 2.1. На основе полученной информации рассчитаем отклонения результатов деятельности предприятия 2013 года от 2012 как в абсолютном (денежном) выражении, так и в относительных (процентных) единицах измерения.
Таблица 2.1 - Консолидированный отчет прибылей и убытков, тыс. р.
Показатели |
Годы |
Отчетный год в % к базовому году |
Отклонения отчетного года от базового: (+) больше, (-) меньше |
||
2012 |
2013 |
||||
1.Оборот нетто |
549552,0 |
348038,0 |
63,33 |
-201514 |
|
2.Себестоимость реализованной продукции |
469945,0 |
297852,0 |
63,38 |
-172093 |
|
3.Валовая прибыль |
79607,0 |
50186,0 |
63,04 |
-29421 |
|
4.Коммерческие расходы |
70781,0 |
60426,0 |
85,37 |
-10355 |
|
5.Управленческие расходы |
0,0 |
0,0 |
0,00 |
0 |
|
6.Прибыль от производственной деятельности |
8826,0 |
(-)10240,0 |
0,00 |
-19066 |
|
7.Прибыль по процентам и дивидендам |
297081,0 |
227845,0 |
76,69 |
-69236 |
|
8.Расходы по процентам |
305555 |
216373,0 |
70,81 |
-89182 |
|
9.Прибыль до вычета налогов и чрезвычайных убытков |
352 |
1232,0 |
350,00 |
+880 |
|
10.Налог на прибыль (20%) |
70,4 |
246,4 |
350,00 |
+176 |
|
11.Прибыль до вычета чрезвычайных убытков |
281,6 |
985,6 |
350,00 |
+704 |
|
12.Убытки (рекламации) |
- |
- |
- |
- |
|
13.Чистая прибыль |
281,6 |
985,6 |
350,00 |
+704 |
Таким образом, по результатам расчетов мы можем сделать следующие выводы. Оборот ОАО «СПЗ» падает, при этом предприятие в 2012 году активно рассчитывается с долгами, соответственно, при хорошем товарообороте чистая прибыль значительно ниже, чем в 2013 году. Вместе с тем, в 2013 году от производственной деятельности предприятие получает убыток 10240 тыс. руб. Это значительная сумма, убыток образовался из-за снижения оборота на фоне незначительной наценки (297852/348038 х 100 = =85,6%), которая составила 14,4%. Соответственно, понесенные предприятием значительные коммерческие расходы - 60426 тыс.руб. привели предприятие к убытку от производственной деятельности.
На втором этапе оценки сбытовой деятельности следует произвести анализ показателей сбытовой деятельности предприятия, как в абсолютных, так и в относительных показателях[4]. Этот анализ следует сделать на основании данных таблицы 2.2.
Таблица 2.2 - Показатели сбытовой деятельности предприятия
Показатели |
Усл. обоз. |
Ед. изм. |
Годы |
Отчетный год в % к базовому году |
Отклонения отчетного года от базового: (+) больше, (-) меньше |
||
2012 |
2013 |
||||||
1. Произведено продукции за год |
Ппр |
тыс.р. |
380996,0 |
267090,1 |
70,10 |
-113906 |
|
2.Валовая продукция |
Вв |
тыс.р. |
567892,0 |
360610,1 |
63,50 |
-207282 |
|
3.Оборот предприятия нетто |
Внетто |
тыс.р. |
549552,0 |
348038,0 |
63,33 |
-201514 |
|
4. Остатки готовой продукции на складе: |
|||||||
на начало года |
Зн |
тыс.р. |
429920,0 |
243024,0 |
56,53 |
-186896 |
|
на конец года |
Зк |
тыс.р. |
243024,0 |
149504,0 |
61,52 |
-93520 |
|
5.Продукция, отгруженная, оптовым покупателям со скидкой: |
|||||||
а) скидки за количество закупаемого товара |
ПА бз |
тыс.р. % |
12635,0 |
8262,1 |
65,39 |
-4372,9 |
|
б) скидка за уплату наличными |
ПБ бН |
тыс.р. % |
3808,5 |
1910,0 |
50,15 |
-1898,5 |
|
6.Скидки и возмещения с товаров, реализованных покупателям |
Спок |
тыс.р. |
1896,5 |
2400,0 |
126,55 |
503,5 |
|
7.Общая сумма скидок |
?ВС |
тыс.р. |
18340,0 |
12572,1 |
68,55 |
-5767,9 |
|
8.Количество клиентов, сделавших заказ на продукцию предприятия |
Nз |
ед. |
111 |
97 |
87,39 |
-14 |
|
9.Стоимость полученных заказов |
Ппз |
тыс.р. |
12506,0 |
11067,0 |
88,49 |
-1439 |
|
10.Стоимость имеющихся заказов |
Пиз |
тыс.р. |
3562,0 |
2776,0 |
77,93 |
-786 |
|
11.Выпуск продукции на свободный рынок |
Пср |
тыс.р. |
256295,0 |
188137,0 |
73,41 |
-68158 |
|
12.Портфель заказов |
Пп |
тыс.р. |
293257,0 |
159901,0 |
54,53 |
-133356 |
|
13. Количество торговых точек и посредников, получающих продукцию предприятия |
NТ |
ед. |
220 |
185 |
84,09 |
-35 |
|
14. Затраты на рекламу |
Ррек |
тыс.р. |
1225,0 |
838,0 |
68,41 |
-387 |
|
15. Количество сотрудников предприятия, занятых маркетинговой деятельностью |
Чм |
чел. |
12 |
12 |
100,00 |
0 |
|
16. Расходы по продажам, общие и административные |
Рр |
тыс.р. |
69556,0 |
59588,0 |
85,67 |
-9968 |
|
17. Количество магазинов собственной торговой сети |
Nет |
ед. |
15 |
15 |
100,00 |
0 |
|
18. Количество продавцов собственной торговой сети |
Чст |
чел. |
30 |
30 |
100,00 |
0 |
|
19. Рекламации |
Р |
тыс.р. |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
Предприятие работает как «на портфель заказов», так и на «свободный рынок». «Портфель заказов» складывается из суммы поставок оптовым потребителям, стоимости полученных заказов, находящихся на складах и своевременно не оплаченной продукции.
Сокращение остатков готовой продукции на 38,5% во многом зависит от грамотной работы службы сбыта предприятия, разработки правильной маркетинговой стратегии, когда при уменьшении объема продаж на 36,7% остатки снижаются на такой же объем, что позволяет избежать затоваривания. Такие показатели говорят о грамотной политике предприятия в отношении товарных запасов и сбыта продукции. Сравнивая динамику показателей произведенной продукции и запасов готовой продукции, мы можем отметить, что при снижении производства продукции на 30%, остатки на складах снизились на 38,5%, значит, служба сбыта предприятия реализовывала продукцию более быстрыми темпами, чем менялись темпы производства.
Анализируя показатели таблицы 2.6, можно отметить, что сократился объем реализации товара предприятиям, которым предоставляются скидки за объем и за наличный расчет на 34,6% и 49,8%, соответственно, т.е. за наличный расчет объемы продаж сократились практически вдвое. Это в большей степени связано с нестабильной экономической обстановкой в стране, когда предприятия опасаются закупать большие объемы про запас. При этом стоит отметить, что реализация продукции со скидкой покупателям увеличилась на 26,6%, что подтверждает предположение, что продукция ОАО «СПЗ» продолжает пользоваться спросом.
Рассчитаем коэффициенты контроля эффективности сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия за 2012-2013 год. Результаты расчетов сведем в таблицу 2.3. Коэффициент полученных заказов к товарообороту предприятия в отчетном году увеличился на 0,0087 (2013 год - 0,0307, 2012 год - 0,0220), что означает, что стоимость полученных заказов в результате принятых мер к привлечению клиентов, делающих заказ на продукцию предприятия, увеличилась на 0,9% или на 9 руб. в расчете на каждую 1000 р. товарооборота, что является положительным фактором.
Коэффициент полученных заказов к имеющимся заказам в 2013 году составил 3,99, а в 2012г. - 3,51. Это означает, что на каждый 1 руб. имеющихся заказов в отчетном году приходится 3,99 руб. полученных заказов, а в базовом на каждый 1 руб. приходилось 3,51 руб. Увеличение этого коэффициента на 0,48, говорит о правильной сбытовой политике предприятия, так как стоимость получаемых заказов растет вместе с ростом имеющихся заказов, т.е. растет интерес потребителей к приобретению товаров, производимых ОАО «СПЗ».
Таблица 2.3 - Коэффициенты контроля эффективности сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия
Коэффициенты |
Годы |
Прирост (+), Снижение (-) |
||
2012 |
2013 |
|||
1.Полученных заказов к товарообороту, ед/тыс. руб. |
0,0220 |
0,0307 |
0,0087 |
|
2. Полученных заказов к имеющимся заказам, ед/ед |
3,51 |
3,99 |
0,4800 |
|
3.Полученных заказов к числу клиентов, ед/клиент |
112,67 |
114,09 |
1,4200 |
|
4. Оборота к имеющимся заказов, тыс. руб./ед |
159,43 |
129,90 |
-29,5300 |
|
5. Оборота к готовым товарам на складах, тыс. руб./тыс.руб |
1,32 |
1,48 |
0,1600 |
|
6. Оборота к числу клиентов, тыс. руб/клиент |
4507,08 |
3219,65 |
-1287,430 |
|
7. Оборота к количеству торговых точек, тыс. руб./число точек |
2271,57 |
1155,77 |
-1115,80 |
|
8. Оборота «портфеля заказов» к числу клиентов, формирующих «портфель заказов», тыс. руб/клиент |
2327,44 |
1427,69 |
-899,7500 |
|
9. Оборота на «свободном рынке» к числу клиентов, на «свободном рынке», тыс. руб/клиент |
1090,62 |
940,69 |
-149,9300 |
|
10.Оборота к обороту на «свободном рынке», тыс. руб./тыс.руб |
2,22 |
1,92 |
-0,3000 |
|
11. Оборота «портфеля заказов» к обороту на «свободном рынке», тыс. руб./тыс.руб |
1,14 |
0,85 |
-0,2900 |
|
12. Рекламации к обороту, ед/тыс. руб. |
0 |
0 |
0,0000 |
|
13. Оборота к количеству работников маркетинговой службы предприятия, тыс. руб./чел |
47324,33 |
30050,84 |
-17273,4900 |
|
14. Скидок к обороту, тыс. руб./тыс.руб |
0,0033 |
0,0361 |
0,0328 |
|
15. Рекламных затрат к обороту, тыс. руб./тыс.руб |
0,0022 |
0,0023 |
0,0001 |
|
16. Рекламных затрат к чистой прибыли, тыс. руб./тыс.руб |
4,35 |
0,85 |
-3,5000 |
|
17. «Портфеля заказов» в обороте нетто, тыс. руб./тыс.руб |
0,5336 |
0,4594 |
-0,0742 |
|
18. «Свободный рынок» в обороте нетто, тыс. руб./тыс.руб |
0,4664 |
0,5406 |
0,0742 |
Коэффициент полученных заказов к числу клиентов в 2013 году увеличился на 1,42. Следовательно, в результате более активной работы сотрудников маркетинговой службы в среднем каждый клиент, делающий заказ на продукцию ОАО «СПЗ», увеличил свой заказ на 1,42 тыс.руб.
Коэффициент оборота к имеющимся заказам в 2013 году составил 129,90 тыс. руб., а в 2012г. - 159,43тыс. руб. Это означает, что на каждый 1 руб. имеющихся заказов в 2012 году приходилось 159,43 тыс.руб. товарооборота, а в 2013 году на 1 руб. стало приходиться 129,9 тыс.руб. товарооборота.
Коэффициент оборота к готовым товарам на складах в 2013 году увеличился на 0,16, следовательно, работа маркетинговой службы привела к увеличению запасов, что нельзя назвать положительным фактором.
Показатель оборота к числу клиентов показывает, какой размер товарооборота приходится на каждого клиента в среднем.
Коэффициент оборота к числу клиентов в 2013 году снизился на 1287,43 тыс. руб. Это означает, что на каждого клиента в 2013 году приходилось 3219,65 тыс.р. товарооборота. Количество клиентов снизилось на 14 ед. или на 12,61%, а сам товарооборот снизился на 36,5%.
Отсюда видно, что снижение числа клиентов происходит непропорционально снижению товарооборота, значит можно сделать вывод о том, что объем закупа клиентов значительно снизился. Следовательно, сам клиент уменьшает товарооборот, приходящийся на него намеренно, это может быть вызвано снижением качества продукции, либо снижением потребности клиентов в продукции. Учитывая непростую экономическую обстановку, мы склоняемся ко второму варианту.
Показатель оборота к количеству торговых точек и посредников показывает, какой размер товарооборота приходится на каждую торговую точку и посредника в среднем.
Коэффициент оборота к количеству торговых точек и посредников в 2013 году снизился на 1115,8 тыс. руб. Количество торговых точек осталось неизменным, соответственно, уменьшился объем продаж на точках.
Показатель оборота «портфеля заказов» к числу клиентов, формирующих «портфель заказов», показывает, какой размер товарооборота приходится на каждого заказчика в среднем. Коэффициент оборота «портфеля заказов» к числу клиентов, формирующих «портфель заказов», в 2013 году снизился на 899,5тыс. руб, следовательно, в результате нестабильной экономической обстановки каждый клиент, формирующий «портфель заказов» уменьшил свой заказ на 899,5 тыс.р. Это следует отнести к упущению в работе маркетинговой службы предприятия в рамках сбытовой политики, т.к. необходимо было предлагать меры для поддержания объемов закупа.
Показатель оборота на «свободном рынке» к числу клиентов на «свободном рынке» так же снизился 149,43 тыс. руб., сложилась ситуация, аналогичная предыдущей.
Коэффициент оборота к обороту на «свободном рынке» в отчетном году снизился на 0,3, на 1 руб. товарооборота на свободном рынке в 2012 году приходилось 2,22 руб. общего товарооборота, а в 2013 году приходится 1,92 руб. общего товарооборота. Аналогичная ситуация произошла и с коэффициентом оборота «портфеля заказов» к обороту на «свободном рынке».
Коэффициент оборота к количеству работников маркетинговой службы предприятия в 2013 году снизился. Снижение товарооборота в отношении на одного работника составило 17243,79 тыс. руб.
При этом сам товарооборот снизился на 30%, а количество работников маркетинговой службы осталось неизменным. Т.к. коэффициент оборота к количеству работников маркетинговой службы предприятия снизился можно сказать о неэффективной работе работников маркетинговой службы.
Коэффициент скидок к обороту в 2013 году увеличился на 0,0328, сами скидки снизились на 31,5%. Скидка является средством стимулирования сбыта. Как уже было сказано выше, скидка всегда воспринимается покупателем положительно и мотивирует потребителей и других субъектов маркетинговой коммуникации к приобретению товара. Поэтому снижение скидок следует отнести к неверной работе маркетинговой службы предприятия, вместе с тем увеличение коэффициента говорит о правильной политике, т.к. уменьшение скидок произошло за счет снижения объема продаж, при этом коэффициент увеличился.
Доля рекламных затрат по отношению к обороту в 2013 году увеличилась на 0,0001. Это означает, что на каждую 1000 руб. товарооборота в 2013 году приходилось 1 руб. затрат на рекламу. В современных условиях конкуренции увеличение удельных затрат на рекламу необходимо. Доля рекламных затрат по отношению к чистой прибыли значительно снизились, что говорит о неверной маркетинговой политике предприятия.
Коэффициенты «портфеля заказов» и «свободный рынок» в обороте нетто следует рассматривать параллельно, т.к. товарооборот нетто складывается из оборота «портфеля заказов» и оборота на «свободном рынке». Доля «портфеля заказов» в обороте нетто в 2013 году снизилась на 0,0742. Это означает, что часть продукции формирующей оборот «портфеля заказов» перешла в оборот на «свободном рынке», что не является успехом маркетинговой службы предприятия, которой не удалось привлечь новых клиентов, формирующих «портфель заказов», в результате своей работы.
- Введение
- 1. Значение и роль сбытовой политики предприятия
- 1.1 Организация сбыта и отгрузки готовой продукции в условиях рыночной экономики
- 1.2 Основные принципы и методы реализации готовой продукции
- 1.3 Значение и роль сбытовой политики предприятия в условиях современного рынка
- 2. Анализ влияния сбытовой политики на производственно-экономическую деятельность ОАО«Саранский приборостроительный завод»
- 2.1 Анализ организации сбыта и отгрузки готовой продукции на ОАО «Саранский приборостроительный завод»
- 2.2 Анализ продвижения товара на предприятии
- 2.3 Анализ использования выставочных мероприятий
- 3. Совершенствование сбытовой политики предприятия