logo
PR-сопровождение запуска безрецептурного препарата в аптечной сети

2.2 Рынок антигистаминных препаратов в России

По данным "Розничного аудита ГЛС в РФ™", проводимого компанией RMBC, объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 45 млн. долларов в оптовых ценах. По сравнению с 2002 г., продажи данной группы увеличились на 18%, что соответствует темпам роста аптечного рынка в целом.

Объем госпитального сектора ("Госпитальный аудит", RMBC) антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 7,5 млн. долл. в закупочных ценах и составил всего 14.2% от общего рынка антигистаминных препаратов. Таким образом, на аптечный сектор приходится 85,8% от общего рынка антигистаминных препаратов, что составляет 45 млн. долларов.

Доля антигистаминных препаратов от общего объема аптечных продаж ЛС, по сравнению с 2002 г., не изменилась и составила 1,7%. В натуральном выражении объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 53 млн. упаковок. В течение 2003 года было произведено 7 регистраций новых торговых наименований антигистаминных препаратов. Стоит отметить, что препараты первого поколения составляют более 50% продаж, препараты второго и третьего поколений развиваются динамично: продажи увеличились в 2003 году на 26 и 37% соответственно, т.к. обладают сниженными побочными эффектами и значительно повышают качество жизни пациентов. Кроме того, активность производителей именно в этих сегментах также немало способствует росту рынка в целом.

Лидером по объемам аптечных продаж уже несколько лет подряд остается Супрастин, хотя объем аптечных продаж Супрастина незначительно сократился. Также сократились доли в сегменте у Тавегила и Диазолина (на 6% и 1,5% соответственно). Два антигистаминных препарата первого поколения - Димедрол и Кетотифен, занимавшие в 2002 г. 6-е и 8-е места, снизили объемы аптечных продаж и в 2003 г. выбыли из "десятки". Остальные препараты-лидеры, по сравнению с 2002 г, напротив, увеличили объемы своих аптечных продаж и доли в сегменте. Наибольший рост продаж в "десятке" отмечен у препарата последнего поколения Эриус (Schering-Plough). Его аптечные продажи за анализируемый период увеличились в 2,4 раза, а доля в группе - в 2 раза. Также выросли продажи Пипольфена (на 47,6%).

Структура "десятки" лидеров производителей антигистаминных препаратов в 2003 г. по сравнению с предыдущим годом не изменилась, за исключением 10 места. Компания Lek d.d., представляющая на Российском рынке один антигистаминный препарат Ломилан, в 2002 г. занимала 21 позицию по объемам аптечных продаж в группе. Год спустя продажи Ломилана возросли более чем в 12 раз, и это позволило компании Lek d.d. занять 11 место в группе.

Таблица 5. - Сводные данные продаж антигистаминных препаратов

в 2003 г.

Рейтинг

ЛС

МНН

Производитель

млн. $

млн.

упак

прирост продаж, %

2003 г.

2002 г.

1

1

Супрастин

Хлоропирамин

Эгис

12,70

6,70

-0,70

2

2

Кларитин

Лоратадин

Шеринг-Плау

7,40

2,00

3,40

3

3

Тавегил

Клемастин

Новартис

5,30

2,60

-6,00

4

4

Диазолин

Мебгидролин

Разные

39,00

16,70

-1,50

5

5

Телфаст

Фексофенадин

Авентис

3,10

0,50

4,90

6

7

Зиртек

Цетиризин

Плива

2,00

0,40

17,30

7

6

Фенкарол

Хифенадин

Разные

1,90

1,30

2,20

8

13

Эриус

Дезлоратадин

Шеринг-Плау

1,70

0,40

128,00

9

11

Кларотадин

Лоратадин

Акрихин

1,70

0,70

31,60

10

12

Пипольфен

Прометазин

Эгис

1,40

1,30

47,60

11

22

Ломилан

Лоратадин

Лек

1,30

0,40

1254,10

12

10

Кестин

Эбастин

Никомед

1,30

0,40

-0,60

13

8

Кетотифен

Кетотифен

Разные

1,20

3,10

-9,00

14

9

Димедрол

Дифенгидрамин

Разные

1,20

14,40

-9,20

15

14

Фенистил

Диметинден

Новартис

0,80

0,20

34,60

16

17

Цетрин

Цетиризин

Д-р Реддис

0,70

0,20

97,00

17

19

Кларисенс

Лоратадин

ICN Россия

0,70

0,30

179,20

18

21

Летизен

Цетиризин

KRKA

0,50

0,20

406,90

19

15

Семпрекс

Акривастатин

ГлаксоСмитКляйн

0,40

0,10

-5,20

20

Кларидол

Лоратадин

Шрея Лайф

0,30

0,20

Источник: «Фармэксперт», 4 - 2004.

Самый высокий прирост продаж среди МНН продемонстрировал дезлоратадин - 128%. Что касается рынка лоратадина, то здесь наблюдается усиление конкуренции со стороны генериков - более 10 наименований. Среди генериков лоратадина наибольшие доли занимают Кларотадин (“Акрихин”) - 14, Ломилан (”Лек”) - 11 и Кларисенс (“Ай Си Эн Россия”) - 6%. Более половины сегмента цетиризина занимает препарат Зиртек (“Плива”) - 59, Цетрин (“Д-р Реддис”) - 20 и Летизен (“КRКА”) - 15%. Рынок фексофенадина представлен пока только двумя препаратами Телфаст (“Авентис”) - 91% и Фексадин (“Ранбакси”) - 9%.

Подавляющую долю продаж в количественном выражении составляют препараты с оптовой ценой менее 2 долл. В данном сегменте представлены отечественные (Димедрол, Диазолин, Фенкарол, Кетотифен) и импортные ЛС первого поколения (Супрастин, Пипольфен).

В стоимостном отношении лидирует сегмент препаратов с оптовой ценой 2-5 долл., на который приходится 46% рынка, тогда как в количественном выражении его место скромнее - 15%. В перспективе именно этот сегмент будет расти наиболее динамично, поскольку в нем присутствуют все оригинальные препараты второго поколения, а также их генерики. Препараты с оптовой ценой более 5 долл. занимают всего 2% рынка в количественном выражении с соответствующей долей в 10% в стоимостном выражении.

Аптечные продажи антигистаминных препаратов в 2003 г. составили 45 млн. долл. в оптовых ценах. Сегмент достаточно стабилен. В нем по-прежнему лидирует препарат первого поколения - Супрастин. Растут продажи Пипольфена и Фенкарола, также являющихся препаратами первого поколения. Однако аптечные продажи препаратов последних поколений растут более быстрыми темпами. Наибольшего увеличения объемов аптечных продаж в "десятке" в 2003 г. по сравнению с предыдущим годом достиг новый препарат Эриус, а также препарат Ломилан. Концентрация в сегменте по торговым наименованиям в последние годы имеет тенденцию к снижению. А среди производителей, наоборот: на "тройку" лидеров приходится почти 60% сегмента в денежном выражении

Таким образом, современный рынок антигистаминных средств характеризуется широким ассортиментом ЛС в разных ценовых категориях. Предполагается дальнейшее развитие рынка с концентрацией препаратов в сегментах лоратадина, цетиризина и фексофенадина.