2.2 Рынок антигистаминных препаратов в России
По данным "Розничного аудита ГЛС в РФ™", проводимого компанией RMBC, объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 45 млн. долларов в оптовых ценах. По сравнению с 2002 г., продажи данной группы увеличились на 18%, что соответствует темпам роста аптечного рынка в целом.
Объем госпитального сектора ("Госпитальный аудит", RMBC) антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 7,5 млн. долл. в закупочных ценах и составил всего 14.2% от общего рынка антигистаминных препаратов. Таким образом, на аптечный сектор приходится 85,8% от общего рынка антигистаминных препаратов, что составляет 45 млн. долларов.
Доля антигистаминных препаратов от общего объема аптечных продаж ЛС, по сравнению с 2002 г., не изменилась и составила 1,7%. В натуральном выражении объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 53 млн. упаковок. В течение 2003 года было произведено 7 регистраций новых торговых наименований антигистаминных препаратов. Стоит отметить, что препараты первого поколения составляют более 50% продаж, препараты второго и третьего поколений развиваются динамично: продажи увеличились в 2003 году на 26 и 37% соответственно, т.к. обладают сниженными побочными эффектами и значительно повышают качество жизни пациентов. Кроме того, активность производителей именно в этих сегментах также немало способствует росту рынка в целом.
Лидером по объемам аптечных продаж уже несколько лет подряд остается Супрастин, хотя объем аптечных продаж Супрастина незначительно сократился. Также сократились доли в сегменте у Тавегила и Диазолина (на 6% и 1,5% соответственно). Два антигистаминных препарата первого поколения - Димедрол и Кетотифен, занимавшие в 2002 г. 6-е и 8-е места, снизили объемы аптечных продаж и в 2003 г. выбыли из "десятки". Остальные препараты-лидеры, по сравнению с 2002 г, напротив, увеличили объемы своих аптечных продаж и доли в сегменте. Наибольший рост продаж в "десятке" отмечен у препарата последнего поколения Эриус (Schering-Plough). Его аптечные продажи за анализируемый период увеличились в 2,4 раза, а доля в группе - в 2 раза. Также выросли продажи Пипольфена (на 47,6%).
Структура "десятки" лидеров производителей антигистаминных препаратов в 2003 г. по сравнению с предыдущим годом не изменилась, за исключением 10 места. Компания Lek d.d., представляющая на Российском рынке один антигистаминный препарат Ломилан, в 2002 г. занимала 21 позицию по объемам аптечных продаж в группе. Год спустя продажи Ломилана возросли более чем в 12 раз, и это позволило компании Lek d.d. занять 11 место в группе.
Таблица 5. - Сводные данные продаж антигистаминных препаратов
в 2003 г.
Рейтинг |
ЛС |
МНН |
Производитель |
млн. $ |
млн. упак |
прирост продаж, % |
||
2003 г. |
2002 г. |
|||||||
1 |
1 |
Супрастин |
Хлоропирамин |
Эгис |
12,70 |
6,70 |
-0,70 |
|
2 |
2 |
Кларитин |
Лоратадин |
Шеринг-Плау |
7,40 |
2,00 |
3,40 |
|
3 |
3 |
Тавегил |
Клемастин |
Новартис |
5,30 |
2,60 |
-6,00 |
|
4 |
4 |
Диазолин |
Мебгидролин |
Разные |
39,00 |
16,70 |
-1,50 |
|
5 |
5 |
Телфаст |
Фексофенадин |
Авентис |
3,10 |
0,50 |
4,90 |
|
6 |
7 |
Зиртек |
Цетиризин |
Плива |
2,00 |
0,40 |
17,30 |
|
7 |
6 |
Фенкарол |
Хифенадин |
Разные |
1,90 |
1,30 |
2,20 |
|
8 |
13 |
Эриус |
Дезлоратадин |
Шеринг-Плау |
1,70 |
0,40 |
128,00 |
|
9 |
11 |
Кларотадин |
Лоратадин |
Акрихин |
1,70 |
0,70 |
31,60 |
|
10 |
12 |
Пипольфен |
Прометазин |
Эгис |
1,40 |
1,30 |
47,60 |
|
11 |
22 |
Ломилан |
Лоратадин |
Лек |
1,30 |
0,40 |
1254,10 |
|
12 |
10 |
Кестин |
Эбастин |
Никомед |
1,30 |
0,40 |
-0,60 |
|
13 |
8 |
Кетотифен |
Кетотифен |
Разные |
1,20 |
3,10 |
-9,00 |
|
14 |
9 |
Димедрол |
Дифенгидрамин |
Разные |
1,20 |
14,40 |
-9,20 |
|
15 |
14 |
Фенистил |
Диметинден |
Новартис |
0,80 |
0,20 |
34,60 |
|
16 |
17 |
Цетрин |
Цетиризин |
Д-р Реддис |
0,70 |
0,20 |
97,00 |
|
17 |
19 |
Кларисенс |
Лоратадин |
ICN Россия |
0,70 |
0,30 |
179,20 |
|
18 |
21 |
Летизен |
Цетиризин |
KRKA |
0,50 |
0,20 |
406,90 |
|
19 |
15 |
Семпрекс |
Акривастатин |
ГлаксоСмитКляйн |
0,40 |
0,10 |
-5,20 |
|
20 |
Кларидол |
Лоратадин |
Шрея Лайф |
0,30 |
0,20 |
Источник: «Фармэксперт», 4 - 2004.
Самый высокий прирост продаж среди МНН продемонстрировал дезлоратадин - 128%. Что касается рынка лоратадина, то здесь наблюдается усиление конкуренции со стороны генериков - более 10 наименований. Среди генериков лоратадина наибольшие доли занимают Кларотадин (“Акрихин”) - 14, Ломилан (”Лек”) - 11 и Кларисенс (“Ай Си Эн Россия”) - 6%. Более половины сегмента цетиризина занимает препарат Зиртек (“Плива”) - 59, Цетрин (“Д-р Реддис”) - 20 и Летизен (“КRКА”) - 15%. Рынок фексофенадина представлен пока только двумя препаратами Телфаст (“Авентис”) - 91% и Фексадин (“Ранбакси”) - 9%.
Подавляющую долю продаж в количественном выражении составляют препараты с оптовой ценой менее 2 долл. В данном сегменте представлены отечественные (Димедрол, Диазолин, Фенкарол, Кетотифен) и импортные ЛС первого поколения (Супрастин, Пипольфен).
В стоимостном отношении лидирует сегмент препаратов с оптовой ценой 2-5 долл., на который приходится 46% рынка, тогда как в количественном выражении его место скромнее - 15%. В перспективе именно этот сегмент будет расти наиболее динамично, поскольку в нем присутствуют все оригинальные препараты второго поколения, а также их генерики. Препараты с оптовой ценой более 5 долл. занимают всего 2% рынка в количественном выражении с соответствующей долей в 10% в стоимостном выражении.
Аптечные продажи антигистаминных препаратов в 2003 г. составили 45 млн. долл. в оптовых ценах. Сегмент достаточно стабилен. В нем по-прежнему лидирует препарат первого поколения - Супрастин. Растут продажи Пипольфена и Фенкарола, также являющихся препаратами первого поколения. Однако аптечные продажи препаратов последних поколений растут более быстрыми темпами. Наибольшего увеличения объемов аптечных продаж в "десятке" в 2003 г. по сравнению с предыдущим годом достиг новый препарат Эриус, а также препарат Ломилан. Концентрация в сегменте по торговым наименованиям в последние годы имеет тенденцию к снижению. А среди производителей, наоборот: на "тройку" лидеров приходится почти 60% сегмента в денежном выражении
Таким образом, современный рынок антигистаминных средств характеризуется широким ассортиментом ЛС в разных ценовых категориях. Предполагается дальнейшее развитие рынка с концентрацией препаратов в сегментах лоратадина, цетиризина и фексофенадина.
- Введение
- Глава 1. Рынок безрецептурных препаратов в России
- 1.1 Рынок лекарственных препаратов России
- 1.2 Безрецептурные препараты
- 1.3 Тенденции рынка безрецептурных препаратов
- 1.4 Реклама лекарственных препаратов в России
- · Антигистаминные препараты
- 2.1 Антигистаминные препараты
- 2.2 Рынок антигистаминных препаратов в России
- Глава 3. Выбор антигистаминного препарата
- 4.1 Ассортимент антигистаминных препаратов в аптеке
- 4.2 Продажа антигистаминных препаратов по рецепту
- 4.3 Рекомендации по выбору антигистаминного препарата в аптеке
- 4.4 Лидеры продаж среди антигистаминных препаратов
- 4.5 Представление о некоторых антигистаминных препаратах
- 4.6 Стоимость антигистаминных препаратов
- 4.7 Предпочтения в отношении производителей
- 4.8 Характеристики антигистаминного препарата
- 4.9 Личные предпочтения респондентов
- 4.10 Реклама антигистаминных препаратов
- 4.11 Предпочтения в выборе источника информации
- Тесты к теме: Организация безрецептурного отпуска лекарств в отечественной и зарубежной фармацевтической практике.
- VI. Требования к отпуску (реализации) лекарственных препаратов в аптечных организациях
- VI. Требования к отпуску (реализации) лекарственных препаратов в аптечных организациях
- Тесты к теме: Организация безрецептурного отпуска лекарств в отечественной и зарубежной фармацевтической практике.
- 4.Порядок безрецептурного отпуска лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента
- 4. Поясните, относятся ли таблетки с лекарственным веществом указанной структуры, к препаратам безрецептурного отпуска?
- Тема: Концепция ответственного самолечения и безрецептурный отпуск лп
- 2.1. Краткая характеристика оао «Аптечная сеть 36,6»