1.1 Рынок лекарственных препаратов России
На сегодняшний день рынок фармацевтических препаратов в России является одним из наиболее динамично развивающихся и интересных.
На этом рынке представлены более 10 тысяч лекарственных препаратов и лекарственных средств различных форм выпуска, различной фармакологической принадлежности российского и иностранного производства. Препараты одной группы могут конкурировать как друг с другом, так и с представителями совершенно других фармакологических групп.
Все препараты, представленные на российском рынке, проходят государственную регистрацию и сертификацию, что гарантирует потребителю их эффективность и безопасность приема лекарственного средства в рекомендованных дозах.
Конкуренция на рынке лекарственных препаратов очень жесткая, каждый год регистрируются несколько десятков новых лекарственных средств, кроме того, в последние годы активную и гибкую маркетинговую политику проводят российские предприятия-изготовители фармацевтической продукции.
Рынок фармацевтических препаратов подразделяется на аптечный и госпитальный секторы. При этом аптечный сектор является наиболее динамичным и более представительным по количеству игроков. Аптечный рынок включает в себя рецептурные и безрецептурные лекарственные препараты.
По данным "Розничного аудита ГЛС в РФ"™, осуществляемого компанией RMBC, объем аптечного рынка в 2003 г. составил 3,45 млрд. долл. в розничных ценах, что на 19% выше, чем в 2002 году. Средняя торговая наценка в 2003 г. составила 27%, что на 1 п.п. выше уровня 2002 года. Таким образом, несмотря на некоторое увеличение цен на препараты в аптеках, розничный рынок лекарственных препаратов демонстрирует рост, как за счет увеличения продаж уже известных препаратов, так и за счет появления на рынке новых лекарственных средств. Среди компаний-производителей можно выделить лидеров по объему аптечных продаж.
Таблица 1. - Десять ведущих производителей по объему аптечных
продаж
Место |
Производитель |
Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, % |
|||
2003 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2002 г. |
||
1 |
1 |
Aventis |
3,8 |
4,2 |
|
2 |
2 |
Gedeon Richter |
3,0 |
3,1 |
|
3 |
4 |
Berlin-Chemie/Menarini Pharma |
3,0 |
2,5 |
|
4 |
3 |
KRKA D.D. |
2,6 |
2,6 |
|
5 |
7 |
Pfizer International* |
2,5 |
2,2 |
|
6 |
5 |
Sanofi-Synthelabo |
2,5 |
2,4 |
|
7 |
9 |
Novartis |
2,3 |
2,2 |
|
8 |
10 |
Servier Pharmaceuticals |
2,2 |
2,1 |
|
9 |
8 |
GlaxoSmithKline |
2,2 |
2,2 |
|
10 |
12 |
Nycomed |
2,1 |
1,8 |
*Включая компанию Pharmacia N.V./S.A.
Источник: "Розничный аудит ГЛС в России", RMBC
Лидером среди производителей по объему аптечных продаж по-прежнему является компания Aventis, но ее доля уменьшилась на 0,4 п.п. по сравнению с 2002 г. Также незначительно сократилась доля компании Gedeon Richter в общем объеме аптечных продаж лекарств в 2003 г. Доли компаний Pfizer и Nycomed, напротив, возросли - на 0,3 п.п. каждая, что позволило компании Pfizer подняться на 2 пункта, а Nycomed - войти "десятку". Увеличились аптечные продажи ГЛС и доля в сегменте компании Berlin-Chemie / Menarini Pharma (на 44 и 22% соответственно) и, как следствие, в 2003 г. она заняла 3-е место на аптечном рынке. В то же время, компания ICN Pharmaceuticals, занимавшая в 2002 г. 6-е место, покинула "десятку".
Таким образом, в рейтинге ведущих производителей представлены только компании-импортеры. Нужно отметить, что лидер российского рынка лекарственных препаратов на протяжении последних 8 лет компания Aventis является лидером и на общемировом рынке.
Особенностью российского рынка лекарственных препаратов является также то, что самыми популярными являются не препараты для лечения сердечно-сосудистых препаратов, что наблюдается с конца 80-х годов 20-го века в странах Европы и Северной Америке, а безрецептурные препараты. Имеющиеся же в этом рейтинге сердечно-сосудистые препараты относятся только к одной группе - ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента, и представлены препаратом первого поколения этой группы капотеном и генерическими формами эналаприла (энап, эналаприл).
Таблица 2. - Рейтинг самых популярных лекарственных средств
Место |
Торговое наименование |
Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, % |
|||
2003 |
2002 |
2003 г. |
2002 г. |
||
1 |
1 |
Но-шпа |
1,0 |
1,0 |
|
2 |
3 |
Энап |
0,9 |
0,9 |
|
3 |
5 |
Боярышника настойка |
0,9 |
0,8 |
|
4 |
4 |
Кавинтон |
0,8 |
0,9 |
|
5 |
6 |
Виагра |
0,8 |
0,7 |
|
6 |
2 |
Эссенциале Н |
0,8 |
0,9 |
|
7 |
7 |
Мезим форте |
0,7 |
0,7 |
|
8 |
8 |
Актовегин |
0,7 |
0,6 |
|
9 |
10 |
Эналаприл |
0,6 |
0,6 |
|
10 |
12 |
Капотен |
0,5 |
0,5 |
Источник: "Розничный аудит ГЛС в России"™, RMBC
Объем аптечных продаж 10 ведущих торговых наименований, представленных в таблице 6, составил 7,7% от общего объема аптечных продаж в 2003 г., что незначительно больше, чем год назад (7,5%). "Десятка" препаратов демонстрирует стабильность, но среди самых продаваемых торговых марок произошли некоторые изменения. Наибольший рост объемов аптечных продаж среди лидеров наблюдается у препаратов Актовегин (+40%) и Виагра (+34%). Доли препаратов Кавинтон и Эссенциале Н уменьшились, однако Кавинтон сохранил свое 4-е место, а Эссенциале Н потерял 4 пункта. Препарат Фестал, занимавший 9-е место в 2002 г., сократил свою долю в общем объеме аптечных продаж ГЛС на 15% и год спустя покинул верхнюю "десятку" торговых наименований.
Таблица 3. - Десять ведущих МНН и группировочных наименований
по объему аптечных продаж
Место |
МНН |
Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, % |
|||
2003 |
2002 |
2003 г. |
2002 г. |
||
1 |
1 |
Поливитамин+мультиминерал |
2,3 |
2,4 |
|
2 |
2 |
Эналаприл |
2,2 |
2,3 |
|
3 |
3 |
Дротаверин |
1,2 |
1,2 |
|
4 |
6 |
Панкреатин |
1,1 |
1,0 |
|
5 |
4 |
Винпоцетин |
1,1 |
1,1 |
|
6 |
7 |
Поливитамин |
1,0 |
0,9 |
|
7 |
5 |
Диклофенак |
0,9 |
1,0 |
|
8 |
9 |
Боярышника плоды |
0,9 |
0,8 |
|
9 |
12 |
Силденафил |
0,8 |
0,7 |
|
10 |
8 |
Кофеин+кодеин+парацетамол+метамизол натрия+фенобарбитал |
0,8 |
0,8 |
Источник: "Розничный аудит ГЛС в России"™, RMBC
Кумулятивная доля 10 ведущих МНН и группировочных наименований в 2003 г. по сравнению с 2002 г. не изменилась и составила 12,3% (табл. 7). Доли двух ведущих МНН - поливитамин + мультиминерал и эналаприл - снизились на 0,1 п.п. каждого из них. Панкреатин, поливитамин и боярышника плоды улучшили свои позиции, и доля каждого из них увеличилась на 0,1 п.п. Силденафил переместился с 12-го на 9-е место, войдя, таким образом, в "десятку". И напротив, ципрофлоксацин, занимавший в 2002 г. 10-ю позицию, год спустя покинул топ 10 МНН.
Таблица 4. - Десять ведущих групп по объему аптечных продаж
Место |
Код |
Группа |
Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, % |
|||
2003 |
2002 |
2003 г. |
2002 г. |
|||
1 |
1 |
J01 |
Антибактериальные препараты для системного использования |
6,9 |
7,4 |
|
2 |
2 |
N02 |
Анальгетики |
6,4 |
6,5 |
|
3 |
3 |
A11 |
Витамины |
5,2 |
5,1 |
|
4 |
4 |
C09 |
Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин |
4,0 |
3,8 |
|
5 |
5 |
N06 |
Психоаналептики |
3,7 |
3,7 |
|
6 |
6 |
R05 |
Препараты для устранения симптомов простуды и кашля |
3,5 |
2,9 |
|
7 |
9 |
G03 |
Половые гормоны |
2,9 |
2,5 |
|
8 |
11 |
M01 |
Противовоспалительные и противоревматические препараты |
2,7 |
2,4 |
|
9 |
8 |
C01 |
Препараты для лечения заболеваний сердца |
2,7 |
2,8 |
|
10 |
7 |
N05 |
Психотропные препараты |
2,5 |
2,9 |
Источник: "Розничный аудит ГЛС в России"™, RMBC
Суммарная доля десяти ведущих групп в 2003 г. составила 40,5% аптечного рынка. Первые шесть групп в 2003 г. остались без изменений по сравнению с 2002 г. Антибактериальные препараты для системного использования и анальгетики по-прежнему лидируют, но их доли уменьшились на 0,5 и 0,1 п.п. соответственно. Наибольшего роста объемов продаж и доли (45% и 0,6 п.п. соответственно) достигли препараты для устранения симптомов простуды и кашля. Противовоспалительные и противоревматические препараты увеличили объем аптечных продаж за год на 33% и переместились с 11-го на 8-е место, войдя в "десятку" ведущих групп.
Таким образом, на основании приведенных данных можно сделать вывод об имеющемся росте среди безрецептурных препаратов, даже на фоне постоянно растущих объемов продаж антибиотиков и сердечно-сосудистых препаратов.
Интересным моментом является также распределение аптечных продаж по регионам (Приложение 1).
Объемы аптечных продаж двадцати одного анализируемого региона в 2003 г. составляют 51,5% от аптечного рынка России.
Москва, С.-Петербург и Московская область аккумулируют наивысшие объемы продаж, их суммарная доля составляет 25,4% от общего объема аптечного рынка. Наибольшее среднедушевое потребление лекарственных средств зафиксировано в Москве и Тюмени, где оно превысило 56 долл., тогда как в среднем в России потребление лекарств на душу населения составило 23,8 долл., что на 3,6 долл. выше, чем в 2002 г.
Таким образом, Красноярский край по показателю среднедушевого потребления лекарственных средств (23,6 долл. в год) соответствует среднему по России показателю (23,8 долл.), но при этом значительно отстает от Иркутской области (36 долл. в год).
Из приведенных выше данных видно, что рынок лекарственных препаратов имеет тенденцию к росту, в том числе в секторе аптечных продаж.
- Введение
- Глава 1. Рынок безрецептурных препаратов в России
- 1.1 Рынок лекарственных препаратов России
- 1.2 Безрецептурные препараты
- 1.3 Тенденции рынка безрецептурных препаратов
- 1.4 Реклама лекарственных препаратов в России
- · Антигистаминные препараты
- 2.1 Антигистаминные препараты
- 2.2 Рынок антигистаминных препаратов в России
- Глава 3. Выбор антигистаминного препарата
- 4.1 Ассортимент антигистаминных препаратов в аптеке
- 4.2 Продажа антигистаминных препаратов по рецепту
- 4.3 Рекомендации по выбору антигистаминного препарата в аптеке
- 4.4 Лидеры продаж среди антигистаминных препаратов
- 4.5 Представление о некоторых антигистаминных препаратах
- 4.6 Стоимость антигистаминных препаратов
- 4.7 Предпочтения в отношении производителей
- 4.8 Характеристики антигистаминного препарата
- 4.9 Личные предпочтения респондентов
- 4.10 Реклама антигистаминных препаратов
- 4.11 Предпочтения в выборе источника информации
- Тесты к теме: Организация безрецептурного отпуска лекарств в отечественной и зарубежной фармацевтической практике.
- VI. Требования к отпуску (реализации) лекарственных препаратов в аптечных организациях
- VI. Требования к отпуску (реализации) лекарственных препаратов в аптечных организациях
- Тесты к теме: Организация безрецептурного отпуска лекарств в отечественной и зарубежной фармацевтической практике.
- 4.Порядок безрецептурного отпуска лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента
- 4. Поясните, относятся ли таблетки с лекарственным веществом указанной структуры, к препаратам безрецептурного отпуска?
- Тема: Концепция ответственного самолечения и безрецептурный отпуск лп
- 2.1. Краткая характеристика оао «Аптечная сеть 36,6»