Книжный рынок России (становление, современное состояние, проблемы, пути их решения).
Рассмотрим тенденции мировой книжной отрасли, которые присущи и российскому книжному рынку:
Зависимость от фазы экономического цикла
Высокий уровень конкурентной борьбы. Российские издатели предлагают широкий ассортимент книжной продукции, которая зачастую связана с другими масс-медиа. Особенно это касается лидеров отрасли. Их продукт сильно дифференцирован и присутствует практически в каждом сегменте. При этом на каждом сегменте есть несколько более мелких издательств со сфокусированной позицией на нем. Примеры: издательства «Эксмо» и «АСТ» присутствуют практически во всех нишах рынка, однако в сегменте «Искусство» их ключевыми конкурентами являются издательства «Арт-Родник» и «Белый город».
Снижение интереса к чтению, появление и повсеместное распространение товаров-заменителей (прочих масс-медиа), высокая компьютеризация образования и культуры, появление электронных библиотек вынуждает издателей искать пути диверсификации производства. Синергию издательского бизнеса с прочими масс-медиа можно проследить на примере газетного бизнеса. Так, издательский дом «Комсомольская правда» в 2006 г. запустило проект «Книжная коллекция», за которыми последовали проекты «Великие композиторы» и «Гора самоцветов», которые реализовывались в киосках прессы. В результате, издательство вышло на 19 место в рейтинге по тиражам. Подобную модель имеет итальянский гигант “DeAgostini”, также активно выходящий на российский рынок.
Увеличение активности слияний и поглощений, которое началось ещё до кризиса и было подстегнуто как мировым экономическим кризисом, так и стагнацией книжного рынка. Так, за последние несколько лет появилось порядка 20 импринтов, которые раньше были независимыми издательствами (издательская группа «АСТ» - «Астрель», «Аванта+», «Прайм-Еврознак», «Корпус», «Сова», «У-Фактория», «Восток-Запад»; издательская группа «Инфра-М» - «Норма», «Весь Мир», «Форум», «Альфа-М», «Вузовский учебник», «Энциклопедия», «Риор», «Магистр»). В 2010 г. произошло объединение издательских групп «Азбука» и «Аттикус», в результате чего им удалось сохранить объединенную долю на рынке, выйти на новые сегменты и повысить свой творческий потенциал и оперативность работы с клиентами. В группе также состоят импринты «Махаон», «Иностранка», КоЛибри», «Веды», «Фантастика». В марте 2011 г. французский гигант Lagardere Publishing объявил о намерении купить пакет 25%+1 акция издательской группы «Азбука-Аттикус», и это первая подобная сделка в российской книжной отрасли. Компания не исключает, что на основе финансовой подушки вступит в ценовую войну с крупными издательствами и будет поглощать мелкие «сфокусированные» издательства. Ещё одним примером служит объединение реализационных подразделений крупнейших издательств учебной литературы «Просвещение» и «Дрофа».
Зарождение услуги print-on-demand. По данным журнала «Коммерсант-Деньги», в 2010 г. доля книг, напечатанная таким образом, составила 1% от общего тиража. Компаний, осуществляющих такую услугу, пока ещё не так много, однако их число с каждым месяцем растет. В основном, это пока книготорговые компании: ТД «Москва», магазин электронных книг «Литрес», книжный магазин «Фаланстер», компания «Книга по требованию».
Угасание бизнес-модели книготорговой сети универсального формата, диверсификация ассортимента с уклоном в канцелярские и сопутствующие товары, а также недорогие подарки (магазины «Москва» и «Библио-Глобус»). К примеру, крупнейшая в России книготорговая сеть «Топ-книга», находящаяся на грани банкротства, переходит от прежнего формата многопрофильных книжных магазинов и становится сетью дешевых канцелярских супермаркетов, в которых книги будут занимать лишь 30% места на полках. По данным Роспечати, примерно половина независимых региональных книготорговцев полагает, что для обеспечения нормальной рентабельности магазинов книгам должно отводиться не более 50% места.
Рост доли интернет-продаж книг. Если в 2008 г. доля интернет-продаж составляла 6%, то в 2010 г. по консолидированной оценке экспертов книжного рынка эта доля превышает 8%. Наиболее успешной компанией книготоргового ритейла является OZON.RU, выручка которого в 2010 г. увеличилась на 34%, а продажи книжной продукции – на 37%, впервые превысив 1 млрд. рублей. Практически все издательства отмечают, что онлайн-торговля станет одним из приоритетов их стратегии на ближайшие годы.
Рост продаж электронных книг. По оценкам компании «ЛитРес» объем рынка электронных книг в 2010 г. составил 2 млн. долларов США (около 1% книжного рынка), демонстрируя рост на 100% ежегодно. Во многом, такой взрывообразный интерес вызван появлением iPad и повсеместным распространением специализированных букридеров, продажи которых выросли в 2,15 раз в 2010 г. Однако, по мнению экспертов, рынок бумажных книг сохранит свою актуальность благодаря традиционной системе образования и воспитания.
Рассмотрим те тенденции, которые характерны только для российского книжного рынка:
Концентрация книжного бизнеса в Москве. Если во всем мире рост книжной отрасли как минимум на треть обеспечивается ростом на развивающихся региональных рынках, то в России наименьший спад испытывают культурные центры – Москва и Санкт-Петербург, их доля как на рынке, так и по изданию книг с каждым годом увеличивается. Ситуация в регионах России очень сложная, именно там происходит катастрофическое снижение продаж в связи с падением интереса к чтению и сильным удорожанием потребительской корзины. Так, доля Москвы по тиражу выросла до 85% в 2010 г., а доля Москвы в общем объеме книжного рынка – до 35%. Во многом, это вызвано слабостью региональных логистических центров, из-за чего книга не поступает туда, где она нужна.
Рост доли FMCG-канала в распространении книг. Если в развитых странах на лицо тенденция сокращения канала продаж в супермаркетах (с 9% в 2008г. до 7,5% в 2010 г.), то в России наблюдается обратная тенденция (рост доли канала с 9% в 2006 г. до 12% в 2010 г.). По мнению экспертов, это связано с потерей культуры чтения и с удобством для покупателя. Однако благодаря такому каналу может распространяться, в основном, художественная и прикладная литература.
Проблема пиратства и отсутствие законодательной базы об электронном книгоиздании.Это является серьезной причиной, тормозящей развитие электронных книг, поскольку доля пиратства составляет большую часть рынка.
Непрозрачность рынка – нет единой системы учета выпущенной и проданной книжной продукции, нет открытых данных по оборотам компаний. Это влечет за собой отсутствие официальной статистики продаж, невозможность точно подсчитать объем и потенциальную емкость рынка, высокие риски для потенциальных инвесторов
Противоречивая динамика сегментов книжного рынка по типу литературы.
Структура книжного рынка России близка к структуре американского рынка, однако динамика его сегментов не полностью соответствует мировым тенденциям. Так, доля детской и учебной литературы, как и во всем мире, растет (с 26,7% до 30,6%) благодаря росту рождаемости в последние годы в России, а также поддержке государством детского чтения. Доля художественной литературы остается стабильной (около 23,5%), хотя в мире она падает за счет перевода в электронный формат. Доля специализированной литературы, напротив, падает, причем очень серьезно (с 39,4% до 34,5%), хотя в мире она растет за счет продаж в форме онлайн-подписок. Прикладная литература также проявляет динамику лучше рынка.
В связи с вышеописанными тенденциями, можно утверждать:
по оценкам экспертов, прогнозы на ближайшие 10 лет говорят о стагнации либо слабо отрицательных темпов роста. Издательский и книготорговый бизнес станет все более концентрированным, так как глубокое падение сильно ударит по мелким издательствам
само определение книжной отрасли будет изменено в соответствии с мировым опытом. Художественная литература ещё больше уйдет в дешевый электронный формат (доля продаж электронных книг увеличится за 10 лет до 14%), специализированная литература будет постепенно перетекать в формат профессиональных онлайн-баз
печатная книга перейдет в более высокий ценовой сегмент, в том числе в категорию товаров роскоши, вследствие чего доля подарочных изданий существенно вырастет
Однако очень многое зависит от государственного регулирования отрасли. Проблема заключается в несовершенном законодательстве об авторских правах и электронном контенте, в связи с чем издатели опасаются пиратства и вынуждены придерживаться старой модели выпуска новых книг в бумажном формате. Не менее важной будет роль государства, в усовершенствовании законодательства и пропаганде чтения, особенно среди молодежи.
В целом дальнейший рост российской и мировой книжной отрасли будет ознаменован превращением издательств в поставщиков информации в различных форматах (бумажные и электронные книги, журналы, электронные базы данных и т.п.), а книготорговых компании – в мультифункциональные медиа-центры.
- Определение, понятие и сущность маркетинга. Методы и функции маркетинга.
- Эволюция теорий маркетинга. Современные концепции теории маркетинга.
- Операционный и стратегический маркетинг. Маркетинг отклика и маркетинг предложения.
- Комплекс маркетинга применительно к издательскому рынку
- Комплекс маркетинга применительно к розничной книготорговле.
- Специфика книжного маркетинга. Книга как особый товар. Инструментарий книжного маркетинга
- Понятие рынка. Структура и функции рынка. Спрос. Предложение. Конъюнктура рынка.
- Микро- и макросреда книжного маркетинга. Субъекты маркетинговой деятельности на книжном рынке. Роль государства в формировании и развитии книжного рынка.
- Книжный рынок России (становление, современное состояние, проблемы, пути их решения).
- Книжный рынок как специализированный рынок товаров и услуг. Типы книжных рынков. Перспективы развития региональных книжных рынков.
- Проблемы и положительные тенденции на российском книжном рынке. Динамика основных показателей книжного рынка в 2000 – 2010 гг.
- Характеристики категорий покупателей книжного рынка.
- Характеристика производителей (издательств) и продавцов (оптовых, розничных) книжного рынка. Функции. Виды предприятий.
- Объекты, цели и принципы маркетингового исследования.
- Основные направления исследований в маркетинге. Методы маркетинговых исследований.
- Этапы, правила и процедуры проведения маркетинговых исследований на книжном рынке.
- Синдикативные исследования. Область их применения, практика синдикативных исследований на книжном рынке.
- Исследование товарной структуры рынка. Оценка конъюнктуры и ёмкости рынка.
- Сегментация книжного рынка. Цели, задачи, критерии сегментирования рынка.
- Признаки сегментирования, применяемые для книжного рынка
- Целевые сегменты. Выбор оптимальных сегментов рынка. Стратегии охвата рынка.
- Критерии выбора целевого сегмента
- Стратегия позиционирования. Конкурентная карта позиционирования.
- Основные принципы, атрибуты и параметры позиционирования
- Основное отличие бренда и торговой марки. Преимущества бренда. Примеры брендов на книжном рынке.
- Понятие бренда и торговой марки
- Отличие торговой марки от бренда
- Этапы создания бренда. Айдентика. Этапы создания имени бренда
- Формальные требования к имени бренда
- Форматы розничной торговли и книжных магазинов. Основные принципы мерчандайзинга.
- Мерчандайзинг – искусство эффективных продаж.