logo search
GOS_25_01_2011g

Перевозки грузов в контрейлерах и роудрейлерах

За рубежом получили распространение бесперегрузочные перевозки груза при смешанных железнодорожно-водно-автомобильных перевозках с использованием специально для этого приспособленного подвижного состава.

Для железнодорожно-водно-автомобильных перевозок используют контрейлеры, для железнодорожно-автомобильных перевозок — роудрейлеры, являющиеся унифицированным подвижным составом железнодорожного и автомобильного транспорта. Контрейлерные перевозки распространены в США, Франции, Англии, Германии, Канаде, Аргентине и других странах.

Контрейлеры представляют собой автомобильные полуприцепы большой грузоподъемности или съемные кузова большой грузоподъемности, устанавливаемые на автомобильные оси или автомобильные двухосные и трехосные тележки. Автомобильные полуприцепы-контрейлеры и съемные кузова на автомобильных осях или тележках при автомобильном сообщении работают в сцепке с автомобилями-тягачами седельного типа. Полуприцепы и съемные кузова в передней части имеют опорные катки. При перевозке по железной дороге полуприцепы-контрейлеры устанавливаются на железнодорожные платформы, оборудованные средствами крепления для устойчивого положения полуприцепов во время движения, а съемные кузова перевозятся как крупноразмерные контейнеры. Полуприцепы либо завозят на платформы автомобилями-тягачами, либо, как и съемные кузова, снимают с автомобильных осей или тележек и переставляют на железнодорожные платформы при помощи большегрузных вилочных погрузчиков, кранов, лебедок.

Контрейлеры, как и контейнеры, по назначению подразделяются на универсальные и специальные. Универсальные контрейлеры бывают с открытыми кузовами для перевозки оборудования, металла, навалочных грузов и с закрытыми для перевозки штучных, ценных, сыпучих грузов и грузов, боящихся атмосферных воздействий. Специальные контрейлеры подразделяются на изотермические, оборудованные холодильными установками, и цистерны, предназначенные для перевозки жидких грузов и сжиженных газов.

Съемные кузова-контрейлеры могут быть сочлененными и состоять из нескольких секций, которые называются стриктейнерами. Стриктейнеры представляют собой как бы отдельные контейнеры, которые могут быть жестко соединены между собой и установлены на автомобильные оси или тележки.

Технология перевозки контрейлеров и сменных кузовов на морских судах имеет ряд особенностей.

Контрейлеры располагают и крепят на морских судах как обычные автотрейлеры. Сменные кузова устанавливают в трюмах судов универсального типа и твиндеках в верхнем ярусе груза, как правило, на контейнеры. Кроме того, по согласованию с грузовладельцем сменные кузова перевозятся и на верхней палубе ближе к диаметральной плоскости судна внутри штабеля, так чтобы со стороны бортов они были защищены рядом стандартных контейнеров.

В трюмах универсальных судов сменные кузова устанавливают в верхний ярус штабеля контейнеров. Предпочтительно размещение сменных кузовов в шахматном порядке с контейнерами в трюмах и на палубах. Вначале автоматический спредер портового перегружателя вынимает в трюме все контейнеры верхнего яруса (при этом образуется удобный доступ к нижним фитингам сменных кузовов), затем выгружаются сменные кузова.

На накатных палубах ролкеров и паромов сменные кузова и контрейлеры размещают, как и прочие автотранспортные единицы, рядами.

В настоящее время при перевозках грузов в межпортовом сообщении на судах-ролкерах наиболее распространена роллтрейлерная технология. Альтернативой ей является система «Ро_лукс» (Ro_Lux), в которой грузы размещаются на стальных П-образных кассетах.

Основной особенностью системы является самоподнимающийся и управляемый трейлер, который может применяться при перевозке всех видов груза в кассете весом до 70 т.

Трейлер заводится водителем тягача в просвет под кассету.

Ролл-трейлер - низкорамный полуприцеп со стальными обрезиненными колесами сзади, специальным пазом и стационарной опорой в передней части. Размеры ролл-трейлеров установлены равными габаритным размерам крупнотоннажных контейнеров ИСО.

Одна из важнейших характеристик ролл-трейлера - осевая нагрузка. Согласно этому параметру, можно выделить три отдельных группы: ролл-трейлеры с осевой нагрузкой до 17 т/ось, до 25 т/ось, более 25 т/ось.

Первая группа ролл-трейлеров находит наиболее широкое применение на модернизированных перегрузочных комплексах портов, терминалов, складов. К ним относятся ролл-трейлеры длиной 6,1 м с одной задней осью грузоподъемностью 25 тс и с двумя осями той же длины грузоподъемностью до 35 тс включительно, а также длиннобазные ролл-трейлеры длиной 12,2 м грузоподъемностью 40 тс с двухосными тележками. По характеру воздействия на дорогу этой осевой нагрузке соответствуют вилочные погрузчики с пневматическими скатами колес грузоподъемностью 8-9 тс, когда они перевозят или маневрируют с максимальным грузом на своих вилах.

Ко второй группе относятся длиннобазные ролл-трейлеры грузоподъемностью 55-60 тс. Осевая нагрузка от подобной техники на покрытие терминала или склада - 2525 тс (при расстоянии между осями 700-800 мм). Этой нагрузке соответствуют также вилочные автопогрузчики грузоподъемностью около 12 тс. Преимущество использования 55-60-тонных ролл-трейлеров в том, что при перегрузке различной продукции их грузоподъемность соизмерима с номинальной загрузкой четырехосного полувагона или платформы.

Ролл-трейлеры последней группы используются исключительно на специализированных контейнерных и интермодальных терминалах для тяжеловесных грузов.

Горизонтальная накатка колесной техники своим ходом на судно как технологический прием получила широкое применение с созданием специализированных судов - ролкеров