logo search
Diplomnaya_rabota_Chibirkinoy_I

2.3.4 Риторический вопрос

Риторический вопрос – это особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Риторические вопросы не требуют ответа. Часто предложения с риторическим вопросом бывают восклицательными по интонации (?!).

Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют. Риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной идеи.

В процессе анализа практического материала нами было установлено, что риторические вопросы и риторические восклицания отличаются высокой частотностью употребления в плакатных текстах социальной рекламы.

Например, плакат на рис. 38 призывает молодежь уважительно относиться к людям пожилого возраста и уважать их покой. На плакате изображен контр-стереотип современной бабушки, которая держит в руках микрофон и играет на гитаре. В другом конце комнаты – уставший от шума молодой человек. Слоган «Et si on cohabitait autrement?» содержит призыв к изменению поведения, выраженный в форме риторического вопроса.

Рис. 38

Риторический вопрос в тексте «J’aime faire l’amour, mais le SIDA, je le sais-je?» на рис. 39 призывает задуматься над тем, что он знает о СПИДе, этот риторический вопрос не должен остаться без ответа: каждый должен честно ответить на него себе сам.

Рис. 39

Ответ на риторический вопрос «A qui a-t-on arraché ce que vous portez?» (рис. 40) не требуется. Шокирующая правда представлена в иконическом компоненте. Плакат посвящен защите животных.

Таким образом, можно сказать, что риторический вопрос придает слогану социальной рекламы эмоциональность, что позволяет автору установить обратную связь с целевой аудиторией.

Рис. 40