logo search
attachment

Книжный рынок как специализированный рынок товаров и услуг. Типы книжных рынков. Перспективы развития региональных книжных рынков.

В последние годы наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Однако бизнес книготорговли растет в денежном отношении. Объем продаж в штучном выражении либо стабилизировался, либо сокращается, так как люди покупают все меньше книг. И это вызывает некоторые опасения. К сожалению, может оказаться, что эта тенденция сохранится. Именно такое положение дел уже несколько лет наблюдается в Германии, где потребление книг ежегодно падает примерно на 2%, а в денежном отношении бизнес растет за счет слабого роста цен. 

Под книжной отраслью в России понимается деятельность по изданию и распространению книжной продукции (книг и брошюр), а также специализированных профессиональных и детских журналов, однако в неё не входит предоставление коммерческой информации на основе онлайн-баз в форме подписки, поскольку эта сфера практически не развита у издательских групп России, а практикуется, в основном, информационными агентствами, которые составляют отдельный рынок коммерческой информации.

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2010 году российскими книгоиздателями было выпущено 121 738 названий, число которых стабильно растет последние 10 лет на 6,3% в среднем в год, за исключением 2010 года, когда оно сократилось из-за влияния кризиса на 4,6%. Тем не менее, главным показателем книгоиздания является общий тираж, который ведет себя достаточно циклично (см. диаграмма 5). Всплески пришлись на 2003 и 2008 гг. Они совпадали с бумом российской экономики и с выводом на рынок бестселлеров художественной литературы.

За 10 лет среднегодовой темп роста тиража составил всего 2,1%. Средний тираж одного издания упал с 7711 экз. в 2001 г. до 5371 экз. в 2010 г. Достаточно сильно упал и средний объем издаваемых книг (с 14 до 12 печатных листов).

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2010 г. 10 крупнейших издательств России занимают почти 50% долю по совокупному тиражу, что говорит о среднем уровне концентрации бизнеса.

Мировой книжный рынок состоит из 2 основных типов участников: книгоиздание и книжный ритейл. Общий объем рынка, подсчитанный в розничных ценах, делится между типами игроков в равной пропорции. Поставщиком для издательской отрасли является отрасль полиграфических услуг, в которой, согласно данным European Printing Industries Economic Update, печать книг занимает около 8% выручки.