2.3.1 Анафора
Анафора (единоначатие) – стилистический прием; повторение начальных частей, звуков, отдельных слов или оборотов речи в начале предложения. Анафора, как и многосоюзие, с которым она иногда смыкается, имеет не только интонационную, но и смысловую функцию: либо воплощает образные антитезы, либо порождает у читателя образ многосторонней, но цельной реальности. Помимо этого, анафора, как любой повтор, служит средством акцентуации высказываемой мысли, а также средством привлечения внимания читателя к повторяемому элементу текста.
Например, в антирасистской социальной рекламе на рис. 34 при помощи анафоры (l’enfant) ставится акцент на понятии «ребенок», при этом подчеркивается общность всех людей не зависимо от цвета кожи. В данном примере анафора сочетается с антитезой (noir/blanc) и показывает, что ни чернокожий ребенок, ни ребенок со светлой кожей ничем иным друг от друга не отличаются, и цвет кожи ни в коем случае не должен являться причиной для презрения, отвращения и угнетения, так как во всех людях течет одна кровь. И она красного цвета.
Рис. 34
Другой пример анафоры находим в плакате, изображенном на рис. 35, который посвящен привлечению внимания к проблемам экологии. Существительное «urgence», употребленное как самостоятельное предложение, используется в качестве призыва к незамедлительным действиям. Слоган «Urgence sociale! Urgence écologique! Urgence démocratique!» создает ощущение опасности: человечество должно забить тревогу, только благодаря немедленным действиям можно спасти планету от гибели.
Ярким примером анафоры является слоган на плакате членов Союза феминисток Мартиники, гласящий:
«Libres de nos choix. Libres de nos vies. Libres de dire NON!!!».
Акцент в нем делается на понятии «свобода», выраженном прилагательным libre.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что анафора помогает расставить интонационные и смысловые акценты во фразах, а также привлечь внимание к обсуждаемой проблеме.
Рис. 35
- Введение
- 1 Общая характеристика плакатных текстов социальной рекламы
- 1.1 Понятие социальной рекламы
- 1.2 Социальная реклама vs коммерческая реклама
- 1.3 Функции социальной рекламы
- 1.4 Классификация типов социальной рекламы
- 1.5 Текстовые особенности плакатного текста социальной рекламы
- 2 Виды и роль стилистических средств в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1.1 Метафора
- 2.1.2 Метонимия
- 2.1.3 Плеоназм
- 2.1.4 Олицетворение
- 2.1.5 Антитеза
- 2.1.6 Градация
- 2.1.7 Умолчание
- 2.1.8 Ирония
- 2.3 Роль синтаксических фигур в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.3.1 Анафора
- 2.3.2 Эпифора
- 2.3.3 Парцелляция
- 2.3.4 Риторический вопрос
- 2.3.5 Синтаксический параллелизм
- 2.4 Стилистическая роль глагольных конструкций в плакатном тексте социальной рекламы
- Заключение