2.1.3 Плеоназм
Плеоназмом (от гр. pleonasmos – излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т.п.). Лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие. К повторению слов как средству логического выделения понятий активно обращаются авторы текстов социальной рекламы.
Другим примером плеоназма, часто используемым в социальной рекламе является использование однокоренных слов:
«Les dangers de tous les jours sont dangereux tous les jours»
«Quand tout le monde s’arrête entre les arrets, plus personne ne s’avance»
а также использование одного и того же слова в свободном виде и в связанном словосочетании:
«Un accident n’arrive jamais par accident».
Одна и та же лексическая единица, употребленная повторно, может принимать несколько иной смысловой нюанс:
«La vie… c’est pour la vie» – на плакате, посвященном предупреждению самоубийств.
Одним из ярких примеров плеоназма служит слоган плаката социальной рекламы, направленного на формирование терпимого отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией:
«Voici une fille qui aime les filles. Mais cette fille qui aime les filles, n’aime pas les filles qui n’aiment pas les filles qui aiment les filles».
Многократное повторение существительного “fille” и глагола “aimer” в нарастающих придаточных относительных призвано создать особый стилистический эффект, неизменно привлекающий внимание как к тексту, так и к рассматриваемой проблеме.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что плеоназм является стилистическим приемом, к которому автор обращается сознательно как к средству усиления выразительности высказывания и придания ему дополнительного смысла.
- Введение
- 1 Общая характеристика плакатных текстов социальной рекламы
- 1.1 Понятие социальной рекламы
- 1.2 Социальная реклама vs коммерческая реклама
- 1.3 Функции социальной рекламы
- 1.4 Классификация типов социальной рекламы
- 1.5 Текстовые особенности плакатного текста социальной рекламы
- 2 Виды и роль стилистических средств в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1.1 Метафора
- 2.1.2 Метонимия
- 2.1.3 Плеоназм
- 2.1.4 Олицетворение
- 2.1.5 Антитеза
- 2.1.6 Градация
- 2.1.7 Умолчание
- 2.1.8 Ирония
- 2.3 Роль синтаксических фигур в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.3.1 Анафора
- 2.3.2 Эпифора
- 2.3.3 Парцелляция
- 2.3.4 Риторический вопрос
- 2.3.5 Синтаксический параллелизм
- 2.4 Стилистическая роль глагольных конструкций в плакатном тексте социальной рекламы
- Заключение