-1- Понятийный аппарат теории связей с общественностью
Понятие «связи с общественностью» существует уже более 200 лет. Впервые термин public relations употребил президент США Джефферсон в своем обращении к Конгрессу. В значении «действие во благо общества» паблик рилейшнз активно использовалось в 1830-х гг. Современное понимание появилось в конце XIX в. Однако до настоящего времени понятие «связи с общественностью» не получило однозначной трактовки. Прежде всего дадим определение базовому термину и объясним наличие большого количества дефиниций – их в современной литературе насчитывается около 1000.
Определения паблик рилейшнз можно классифицировать следующим образом, выделяя четыре основные группы определений:
1. Определения, имеющие официальный статус (представлены в профессиональных хартиях, кодексах; определения, принятые различными профессиональными ассоциациями).
2. Канонические лексикографические определения (словари, энциклопедии и другая справочная литература, в основном иноязычная - 1 В толковых словарях русского языка определение паблик рилейшнз отсутствует):
3. Определения, имевшие в 1990-х гг. — период становления PR-деятельности в России и ее научного осмысления — высокий научный или профессиональный статус.
4. Другие определения, дающие различные трактовки PR.
Таблица 1. Определения PR
Источник | Определение |
1. Определения, имеющие официальный статус | |
Мексиканская декларация паблик рилейшнз, 1978 г. | Практика паблик рилейшнз — это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, предоставлению консультаций руководителям организаций и выполнению запланированных программ действий, которые послужат как интересам организаций, так и общественным интересам |
Американское общество паблик рилейшнз, 1982 г. | Паблик рилейшнз оказывают помощь нашему сложному плюралистическому обществу в более эффективном выборе решений и осуществлении функций, внося вклад во взаимопонимание между различными группами и организациями. Они вносят гармонию в частную и общественную деятельность |
2. Канонические лексикографические определения | |
Dictionary of Sociology, 1944 | PR — это теории и методы, применяемые для урегулирования отношений субъекта со своей общественностью |
Webster's New World Dictionar for Young Adults, 1994 | Паблик рилейшнз — это отношения, поддерживаемые организацией с общественностью посредством паблисити, которые имеют своей целью воздействие на общественное мнение |
Словарь иностранных слов, 1995 | Паблик рилейшнз — общественные связи — организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими) общественными структурами и гражданами в интересах всего общества |
3. Определения, имевшие высокий научный или профессиональный статус | |
Известный американский теоретик, один из отцов паблик рилейшнз Эдвард Бернейз | PR — это область действий, которая призвана заниматься взаимодействием между личностью, группой, идеей или другой единицей общественности, от которой она зависит |
Определение, данное в первой переводной книге PR-специалиста Сэма Блэка (Англия, 1990) | PR — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности |
65 ведущих ученых в области PR под руководствомР. Харлоу, на основе анализа существовавших в 1975 г. 472 определений | Паблик рилейшнз — это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью, способствует решению различных проблем и задач, помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает упор на главной задаче руководства компании служить интересам общественности, помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль „системы раннего оповещения" об опасности, помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности
|
Продолжение табл. 1 | |
4. Другие определения | |
Как функция менеджмента | |
С. Катлип | Паблик рилейшнз — это управленческая функция по установлению и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от настроений и мнений которой зависит успех или неудача организации |
И. Алешина | Паблик рилейшнз — самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и ее общественностью |
Как область, или сфера деятельности | |
Британский институт связей с общественностью — IPR | Деятельностью в области паблик рилейшнз являются планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью |
Н. Григорьева | ПР — коммуникативная деятельность, направленная на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации |
Как совокупный ряд косвенных, родственных или сопряженных понятий | |
Основоположник европейской школы паблик рилейшнз Люсьен Матра | Паблик рилейшнз являются, во-первых, манерой поведения, а во-вторых, способом информирования и коммуникации, направленным на установление и поддержание доверительных взаимоотношений, основанных на взаимном знании и взаимопонимании между группой, рассматриваемой в ее разных функциях и видах деятельности, и аудиториями, которые она затрагивает |
И. Артемникова | PR — это независимое общественное мнение, сложившееся в результате деятельности вашей фирмы, ее рекламы и благотворительных мероприятий |
Д. Арнольд | PR — это искусство применения системы обоснованных на особенностях человеческого восприятия средств убеждения, направленных на увеличение конкурентных преимуществ одной идеи в ущерб другой |
Несмотря на содержательное многообразие, все определения PR можно разделить на две основные группы:
Нормативные - описывают PR-практику и технологические приемы деятельности специалистов по связям с общественностью;
Аналитические - анализируют имеющиеся дефиниции и предлагают авторскую трактовку понимания термина.
Большое количество определений свидетельствует о многообразной и сложной сущности PR, желании выделить одну или несколько сторон этой деятельности.
Паблик рилейшнз — это управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодействий социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды — с его общественностью.
Необходимо четко различать PR-деятельность и журналистскую и рекламную практики.
Журналистика — деятельность по сбору, обработке и передаче массовой аудитории значимой информации посредством специальных средств (газет, радио, ТВ, информационных агентств).
Реклама — деятельность по информационному продвижению на рынке товара или услуги с целью их продажи. Любая форма неличного представления идей, товаров или услуг, оплаченная точно установленным заказчиком.
Наука о связях с общественностью получила название «пиарология».
Пиарология является наукой о закономерностях, принципах и механизмах формирования и функционирования связей с общественностью как совокупности социальных коммуникативных практик.
Основные характеристики пиарологии:
1. это формирующаяся наука, находящаяся на стадии своего становления. По ряду измерений она еще не отделилась от практики и в некоторых своих предметных разделах находится в эмбриональном состоянии.
2. сущностная характеристика науки о связях с общественностью заключается в том, что это социальная наука, т. е. научная дисциплина, относящаяся к системе наук, изучающих общество.
3. пиарология является информационно-коммуникативной дисциплиной, принадлежащей к сообществу социальных наук. Основанием, на котором строятся все теоретические конструкции PR, является информация.
4. пиарология является наукой прикладной ориентации, она может рассматриваться как технологическая дисциплина.
Объектом пиарологии является совокупность социальных коммуникативных практик, а ее предметом — закономерности,принципы и механизмы формирования и функционирования связей с общественностью как социальных коммуникативных практик.
С объектом и предметом науки непосредственно связаны ее задачи, отражающие актуальное состояние и уровень ее развития.
Эти задачи можно разделить на:
- фундаментальные,
- прикладные,
- технологические.
Фундаментальные задачи:
исследования в области истории и перспектив развития PR;
уточнение содержания предмета пиарологии по мере усложнения практики PR;
разработка методологических основ пиарологии, ее связей с другими науками, методологии PR-исследований;
обобщение опыта европейских паблик рилейшнз;
создание и легитимизация единого профессионального лексикона, глоссария;
развитие отраслевых дисциплин пиарологии;
разработка и обоснование теоретических основ PR-деятельности в различных сферах.
Прикладные задачи:
обобщение регионального опыта;
перевод и комментарий качественных европейских пособий;
определение перспектив создания и внедрения новых PR-технологий;
анализ и оценка социальных и социально-политических: последствий реализации PR-проектов, а также применения техили иных PR-технологий.
Технологические задачи:
развитие отечественных научных школ;
создание научной специальности.
- -1- Понятийный аппарат теории связей с общественностью
- Рассмотрим основные понятия паирологии:
- Процесс коммуникации имеет постоянные элементы:
- -2- Методы pr
- Методы вторичных исследований:
- -3- Функции pr
- -4- Профессиограмма pr-специалиста
- Лекция 2. Организация процесса паблик рилейшнз План
- -1- Уровни реализации pr-мероприятий
- -2- Объекты паблик рилейшнз. Pr как система управления общественным мнением Объекты паблик рилейшнз:
- -3- Субъекты паблик рилейшнз
- -4- Постоянная деятельность pr-специалистов по работе с общественностью
- Лекция 3. Организация pr-кампании и ее структура План
- -1- Pr-проект и pr-кампания. Сущность и функции pr-кампании
- -2- Основные типы и разновидности pr-кампаний
- -3- Модели и общая структура проведения pr-кампаний
- -4- Специальные элементы разработки и реализации pr-кампаний
- Лекция 4. Имидж организации и ее руководства в процессе паблик рилейшнз План
- -1- Общая характеристика средств, методов и технологий pr
- -2- Сущность имиджа и его разновидности
- -3- Основные проблемы и технологии конструирования имиджа
- -4- Важнейшие задачи pr в процессе коррекции, модификации имиджа
- Лекция 5. Бренд и фирменный стиль как важнейшие средства pr План
- -1- Брендинг в структуре паблик рилейшнз, сущность бренда
- -2- Основные проблемы разработки бренда, бренд-идея и бренд-легенда
- -3- Фирменный стиль как инструмент pr, важнейшее средство формирования имиджа фирмы