logo search
GOS_25_01_2011g

14. Характеристика контейнерной транспортно-логистической системы.

В настоящее время основная классификация ТЛС определяется типом применяемых средств укрупнения и технологией ПРР. Классификация технологий и соответствующих средств укрупнения следующая:

- пакетная; - контейнерная; - трейлерная или роллкерная; - паромная; - лихтерная; - кассетная; - комбинированная.

Комбинированная ТЛС – это сочетание систем различных типов, где используются различные способы укрупнения грузовых мест. Например, при перевозке грузов на пароме вагоны могут быть загружены пакетированным грузом, сформированным на плоских поддонах. Может быть сочетание нескольких систем. Так, большегрузные контейнеры используются для перевозки грузов при контейнерной, трейлерной, паромной, лихтерной и кассетной системах.

Контейнерная технология предназначена для перевозки различных генеральных, в том числе ценных грузов. Доставка грузов в контейнерах осуществляется по транспортной схеме «от двери до двери», то есть от отправителя груза до получателя без перегрузки в пути следования. Современные ТЛС все более ориентируются на применение контейнеров.

Необходимость развития контейнерных перевозок определяется их высокой эффективностью. Максимальная эффективность контейнерных перевозок достигается, когда продукция сразу после ее изготовления формируется в пакеты, затем загружается в контейнеры и в таком виде хранится, транспортируется, отгружается и поступает потребителю. При выполнении основных и вспомогательных транспортных операций контейнеры и пакеты не должны расформировываться.

Контейнерные перевозки выполняются при последовательном участии в них двух-трех видов транспорта. В настоящее время морские перевозки на 80% зависят от подвоза и вывоза контейнеров железнодорожным транспортом и на 20% – автомобильным и речным. Речные перевозки на 50% обеспечиваются подвозом-вывозом контейнеров железнодорожным транспортом и на 50% – автомобильным. Железнодорожные перевозки в контейнерах на 80% обеспечиваются подвозом-вывозом контейнеров автомобильным транспортом и на 20% – передачей их с морского и речного транспорта и с подъездных путей предприятий. Для ускоренной доставки грузов в контейнерах необходимо тесное взаимодействие видов транспорта в рамках контейнерной транспортной системы.

По определению Комитета по грузовым контейнерам – ТК-104, входящим ИСО, контейнер представляет собой элемент транспортного оборудования, обладающий следующими свойствами:

- постоянной технической характеристикой и достаточной прочностью для многократного использования;

- специальной конструкцией, обеспечивающими доставку грузов без промежуточной выгрузки;

- приспособлениями, обеспечивающими быструю перегрузку;

- конструкцией, позволяющей легко загружать и разгружать его;

- внутренним объемом 1 куб.м и более.

Главное в контейнере, независимо от его конструкции, материала и назначения – это унификация габаритов, позволяющая стандартизировать их перевозку и складирование. Организация ISO выпустила рекомендации по унификации размеров контейнеров. Так, для крупнотоннажных контейнеров является обязательным, чтобы их ширина и высота были одинаковыми и равнялись 2438мм. Длина наибольшего контейнера должна составлять 12192мм, а для меньших контейнеров предусмотрена кратность, равная 0,75, 0,5 и 0,25 длины этого наибольшего контейнера. Унифицируются также размеры дверного проема и фитинги для закрепления строп и для крепления контейнеров к транспортному средству и друг с другом.

По назначению контейнеры делятся на две группы: общего назначения (универсальные) и специального назначения (специализированные).

Контейнеры, пригодные для затаривания продукции различного типа, называются универсальными, а предназначенные для одного типа или одного наименования продукции - специальными.

По массе контейнеры подразделяются на малотоннажные грузоподъемностью до 2,5 т, среднетоннажные – от 2,5 до 10 т., и крупнотоннажные – свыше 10 т.

Специализированные контейнеры для перевозки скоропортящихся грузов имеют такие же габаритные размеры, как универсальные, но отличаются по грузоподъемности, а именно: типы 1А, 1АА – грузоподъемность соответственно 23 и 28 т; 1С – 16,5 т; 1СС – 17,69 т.

Для наливных и газообразных грузов используются контейнеры-цистерны трех типов: 1B – грузоподъемностью 22,3 т.; 1C – 18,22 т., 1D – 8,66 т.

Контейнерная система требует больших капитальных затрат на ее создание. Требуется специализированный подвижной состав всех видов транспорта, парк контейнеров, специальное перегрузочное оборудование (контейнероперегружатели, автоконтейнеровозы, специальные захваты для контейнеров), большие складские площади, контейнерные перегрузочные пункты – терминалы.

В полный комплекс технических средств контейнерной технологии входят:

- специализированные суда-контейнеровозы различной грузоподъемности;

- специализированные перегрузочные комплексы, включающие причальные перегружатели, тыловые козловые контейнерные краны, складские машины напольного типа: автоконтейнеровозы-штабелеры, автопогрузчики с фронтальными и боковыми захватами;

- при железнодорожных перевозках – полувагоны-контейнеровозы, переоборудованные из старотипных полувагонов, универсальные платформы (для среднетоннажных контейнеров) и специализированные длиннобазные платформы (для крупнотоннажных контейнеров);

- специализированный автомобильный подвижной состав;

- склады комплектации или расформирования контейнеров;

- устройства и сооружения для технического обслуживания, ремонта контейнеров и средств механизации;

- система информационного обеспечения, включающая сеть вычислительных центров для контроля за продвижением контейнеров, оперативного регулирования и учета контейнерных перевозок;

- объемный парк универсальных и специальных контейнеров.