logo search
PR-сопровождение запуска безрецептурного препарата в аптечной сети

1.1 Рынок лекарственных препаратов России

На сегодняшний день рынок фармацевтических препаратов в России является одним из наиболее динамично развивающихся и интересных.

На этом рынке представлены более 10 тысяч лекарственных препаратов и лекарственных средств различных форм выпуска, различной фармакологической принадлежности российского и иностранного производства. Препараты одной группы могут конкурировать как друг с другом, так и с представителями совершенно других фармакологических групп.

Все препараты, представленные на российском рынке, проходят государственную регистрацию и сертификацию, что гарантирует потребителю их эффективность и безопасность приема лекарственного средства в рекомендованных дозах.

Конкуренция на рынке лекарственных препаратов очень жесткая, каждый год регистрируются несколько десятков новых лекарственных средств, кроме того, в последние годы активную и гибкую маркетинговую политику проводят российские предприятия-изготовители фармацевтической продукции.

Рынок фармацевтических препаратов подразделяется на аптечный и госпитальный секторы. При этом аптечный сектор является наиболее динамичным и более представительным по количеству игроков. Аптечный рынок включает в себя рецептурные и безрецептурные лекарственные препараты.

По данным "Розничного аудита ГЛС в РФ"™, осуществляемого компанией RMBC, объем аптечного рынка в 2003 г. составил 3,45 млрд. долл. в розничных ценах, что на 19% выше, чем в 2002 году. Средняя торговая наценка в 2003 г. составила 27%, что на 1 п.п. выше уровня 2002 года. Таким образом, несмотря на некоторое увеличение цен на препараты в аптеках, розничный рынок лекарственных препаратов демонстрирует рост, как за счет увеличения продаж уже известных препаратов, так и за счет появления на рынке новых лекарственных средств. Среди компаний-производителей можно выделить лидеров по объему аптечных продаж.

Таблица 1. - Десять ведущих производителей по объему аптечных

продаж

Место

Производитель

Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, %

2003 г.

2002 г.

2003 г.

2002 г.

1

1

Aventis

3,8

4,2

2

2

Gedeon Richter

3,0

3,1

3

4

Berlin-Chemie/Menarini Pharma

3,0

2,5

4

3

KRKA D.D.

2,6

2,6

5

7

Pfizer International*

2,5

2,2

6

5

Sanofi-Synthelabo

2,5

2,4

7

9

Novartis

2,3

2,2

8

10

Servier Pharmaceuticals

2,2

2,1

9

8

GlaxoSmithKline

2,2

2,2

10

12

Nycomed

2,1

1,8

*Включая компанию Pharmacia N.V./S.A.

Источник: "Розничный аудит ГЛС в России", RMBC

Лидером среди производителей по объему аптечных продаж по-прежнему является компания Aventis, но ее доля уменьшилась на 0,4 п.п. по сравнению с 2002 г. Также незначительно сократилась доля компании Gedeon Richter в общем объеме аптечных продаж лекарств в 2003 г. Доли компаний Pfizer и Nycomed, напротив, возросли - на 0,3 п.п. каждая, что позволило компании Pfizer подняться на 2 пункта, а Nycomed - войти "десятку". Увеличились аптечные продажи ГЛС и доля в сегменте компании Berlin-Chemie / Menarini Pharma (на 44 и 22% соответственно) и, как следствие, в 2003 г. она заняла 3-е место на аптечном рынке. В то же время, компания ICN Pharmaceuticals, занимавшая в 2002 г. 6-е место, покинула "десятку".

Таким образом, в рейтинге ведущих производителей представлены только компании-импортеры. Нужно отметить, что лидер российского рынка лекарственных препаратов на протяжении последних 8 лет компания Aventis является лидером и на общемировом рынке.

Особенностью российского рынка лекарственных препаратов является также то, что самыми популярными являются не препараты для лечения сердечно-сосудистых препаратов, что наблюдается с конца 80-х годов 20-го века в странах Европы и Северной Америке, а безрецептурные препараты. Имеющиеся же в этом рейтинге сердечно-сосудистые препараты относятся только к одной группе - ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента, и представлены препаратом первого поколения этой группы капотеном и генерическими формами эналаприла (энап, эналаприл).

Таблица 2. - Рейтинг самых популярных лекарственных средств

Место

Торговое наименование

Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, %

2003

2002

2003 г.

2002 г.

1

1

Но-шпа

1,0

1,0

2

3

Энап

0,9

0,9

3

5

Боярышника настойка

0,9

0,8

4

4

Кавинтон

0,8

0,9

5

6

Виагра

0,8

0,7

6

2

Эссенциале Н

0,8

0,9

7

7

Мезим форте

0,7

0,7

8

8

Актовегин

0,7

0,6

9

10

Эналаприл

0,6

0,6

10

12

Капотен

0,5

0,5

Источник: "Розничный аудит ГЛС в России"™, RMBC

Объем аптечных продаж 10 ведущих торговых наименований, представленных в таблице 6, составил 7,7% от общего объема аптечных продаж в 2003 г., что незначительно больше, чем год назад (7,5%). "Десятка" препаратов демонстрирует стабильность, но среди самых продаваемых торговых марок произошли некоторые изменения. Наибольший рост объемов аптечных продаж среди лидеров наблюдается у препаратов Актовегин (+40%) и Виагра (+34%). Доли препаратов Кавинтон и Эссенциале Н уменьшились, однако Кавинтон сохранил свое 4-е место, а Эссенциале Н потерял 4 пункта. Препарат Фестал, занимавший 9-е место в 2002 г., сократил свою долю в общем объеме аптечных продаж ГЛС на 15% и год спустя покинул верхнюю "десятку" торговых наименований.

Таблица 3. - Десять ведущих МНН и группировочных наименований

по объему аптечных продаж

Место

МНН

Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, %

2003

2002

2003 г.

2002 г.

1

1

Поливитамин+мультиминерал

2,3

2,4

2

2

Эналаприл

2,2

2,3

3

3

Дротаверин

1,2

1,2

4

6

Панкреатин

1,1

1,0

5

4

Винпоцетин

1,1

1,1

6

7

Поливитамин

1,0

0,9

7

5

Диклофенак

0,9

1,0

8

9

Боярышника плоды

0,9

0,8

9

12

Силденафил

0,8

0,7

10

8

Кофеин+кодеин+парацетамол+метамизол натрия+фенобарбитал

0,8

0,8

Источник: "Розничный аудит ГЛС в России"™, RMBC

Кумулятивная доля 10 ведущих МНН и группировочных наименований в 2003 г. по сравнению с 2002 г. не изменилась и составила 12,3% (табл. 7). Доли двух ведущих МНН - поливитамин + мультиминерал и эналаприл - снизились на 0,1 п.п. каждого из них. Панкреатин, поливитамин и боярышника плоды улучшили свои позиции, и доля каждого из них увеличилась на 0,1 п.п. Силденафил переместился с 12-го на 9-е место, войдя, таким образом, в "десятку". И напротив, ципрофлоксацин, занимавший в 2002 г. 10-ю позицию, год спустя покинул топ 10 МНН.

Таблица 4. - Десять ведущих групп по объему аптечных продаж

Место

Код

Группа

Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, %

2003

2002

2003 г.

2002 г.

1

1

J01

Антибактериальные препараты для системного использования

6,9

7,4

2

2

N02

Анальгетики

6,4

6,5

3

3

A11

Витамины

5,2

5,1

4

4

C09

Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин

4,0

3,8

5

5

N06

Психоаналептики

3,7

3,7

6

6

R05

Препараты для устранения симптомов простуды и кашля

3,5

2,9

7

9

G03

Половые гормоны

2,9

2,5

8

11

M01

Противовоспалительные и противоревматические препараты

2,7

2,4

9

8

C01

Препараты для лечения заболеваний сердца

2,7

2,8

10

7

N05

Психотропные препараты

2,5

2,9

Источник: "Розничный аудит ГЛС в России"™, RMBC

Суммарная доля десяти ведущих групп в 2003 г. составила 40,5% аптечного рынка. Первые шесть групп в 2003 г. остались без изменений по сравнению с 2002 г. Антибактериальные препараты для системного использования и анальгетики по-прежнему лидируют, но их доли уменьшились на 0,5 и 0,1 п.п. соответственно. Наибольшего роста объемов продаж и доли (45% и 0,6 п.п. соответственно) достигли препараты для устранения симптомов простуды и кашля. Противовоспалительные и противоревматические препараты увеличили объем аптечных продаж за год на 33% и переместились с 11-го на 8-е место, войдя в "десятку" ведущих групп.

Таким образом, на основании приведенных данных можно сделать вывод об имеющемся росте среди безрецептурных препаратов, даже на фоне постоянно растущих объемов продаж антибиотиков и сердечно-сосудистых препаратов.

Интересным моментом является также распределение аптечных продаж по регионам (Приложение 1).

Объемы аптечных продаж двадцати одного анализируемого региона в 2003 г. составляют 51,5% от аптечного рынка России.

Москва, С.-Петербург и Московская область аккумулируют наивысшие объемы продаж, их суммарная доля составляет 25,4% от общего объема аптечного рынка. Наибольшее среднедушевое потребление лекарственных средств зафиксировано в Москве и Тюмени, где оно превысило 56 долл., тогда как в среднем в России потребление лекарств на душу населения составило 23,8 долл., что на 3,6 долл. выше, чем в 2002 г.

Таким образом, Красноярский край по показателю среднедушевого потребления лекарственных средств (23,6 долл. в год) соответствует среднему по России показателю (23,8 долл.), но при этом значительно отстает от Иркутской области (36 долл. в год).

Из приведенных выше данных видно, что рынок лекарственных препаратов имеет тенденцию к росту, в том числе в секторе аптечных продаж.