Логистическая организация распределения и экспедирования.
После определения уровня канала распределения, его степени эшелонирования, характера и иерархии взаимосвязей между партнерами по распределению осуществляется выбор и назначение конкретных организаций и лиц, реализующих движение материалопотока. Конечным пунктом материального потока, рассматриваемого в логистике, является предприятие, будь то производственное предприятие, оптовый склад, распределительная база и т. п.
Таким образом, распределительная логистика решает задачи связанные с выбором схемы распределения материальной продукции на пути от производителя к потребителю и способа ее реализации; определением числа, емкости и расположения распределительных центров в обслуживаемом регионе; организацией и управлением ходом распределительного процесса.
С этим тесно связаны и задачи выбора и оптимальной организации транспортных перевозок между участниками указанного процесса.
После принятия принципиального решения об уровне и структуре канала распределения необходимо провести практические расчеты по выбору числа и месторасположения складов. Принцип такого выбора состоит в минимизации общих издержек на распределение. Такой минимум существует потому, что некоторые составляющие общих издержек с ростом числа складов растут (каждая составляющая по-своему), а некоторые — уменьшаются. Показатели общих издержек на распределение, таких как затраты на хранение запасов, эксплуатационные расходы, расходы по доставке продукции от производителя на склад, а также расходы на управление всей системой складирования с увеличением числа складов тоже увеличиваются. Лишь расходы на доставку продукции со склада конкретным потребителям с ростом числа складов уменьшаются.
При увеличении числа складов зона обслуживания отдельного потребителя на каждом складе уменьшается во столько же раз. Однако запас, приходящийся на этого же потребителя на каждом складе, не сокращается пропорционально зоне обслуживания. Основная причина состоит в том, что на каждом складе необходимо иметь свой страховой запас, тогда как в случае с одним центральным складом можно ограничиться одним общим страховым запасом. В результате общая суммарная величина запасов, а значит и издержки на их хранение, с ростом числа складов возрастают.
Увеличение числа складов ведет также и к росту эксплуатационных издержек. Происходит это вследствие эффекта масштаба. Хотя требуемая суммарная площадь для хранения данного объема продукции и остается примерно неизменной, практика показывает, что содержание 1 м2 площади мелкого склада обходится дороже, чем крупного склада. Это подтверждается данными для разных видов складов и для различного ассортимента хранимой продукции.
Увеличение транспортных расходов при доставке продукции от одного производителя на склады-распределители с увеличением числа адресов назначения объясняется увеличением числа ездок и совокупной величины пробега транспортных единиц. В результате наличия в структуре транспортных расходов условно-постоянной составляющей, не зависящей от дистанции транспортировки, увеличение этой компоненты расходов также не пропорционально увеличению числа складов.
Увеличение числа складов ведет к усложнению системы управления распределением и, следовательно, к увеличению затрат на управление. Затраты на доставку продукции со складов конечным потребителям с ростом числа этих складов уменьшаются, причем существенным образом. Это объясняется тем, что множество потребителей располагается на территории обслуживаемого региона самым различным образом. Увеличение числа складов означает приближение каждого склада к своему кругу потребителей и снижение общего пробега транспортных единиц, доставляющих товар потребителям, применительно к каждому складу и суммарно для всех складов.
В практической деятельности наиболее широко применяются, в основном, три метода решения задачи размещения складов-распределителей.
Первый метод заключается в полном переборе и оценке всех возможных вариантов размещения, что осуществляется с помощью компьютеров. С увеличением числа возможных вариантов объем требуемых вычислений растет, так что применение полного перебора даже при использовании компьютерных методов может оказаться трудоемким, хотя ведет к оптимальным решениям.
Второй метод состоит в принятии эвристических решений. Эксперт-специалист на основании имеющегося у него опыта исключает заведомо неперспективные варианты, и задача размещения уменьшается до выбора из числа нескольких оставшихся. На этой последней стадии выбор из оставшихся вариантов, по которым у эксперта нет однозначного мнения, можно осуществить методом полного перебора с помощью компьютера. Полученное решение оказывается субоптимальным, поскольку первоначальное ограничение числа перебираемых вариантов осуществляется на основе субъективного подхода.
Третий метод называется методом определения центра тяжести. Он аналогичен методу определения центра тяжести физической системы материальных точек. Эти материальные точки соответствуют потребителям, размещаются в местах их расположения, а их массы (веса) соответствуют величине материального потока продукции, поступающего к данным потребителям. Склад, обслуживающий данный круг потребителей, должен быть размещен в центре тяжести соответствующей системы материальных точек.
После принятия решений о числе складов-распределителей и об их размещении необходимо внести соответствующие коррективы, связанные с планами местной администрации и с особенностями местного законодательства, оценить локальную ситуацию с рабочей силой, транспортную доступность и степень застроенности данного места, оценить дополнительные затраты, связанные с благоустройством территории, и др. Необходимо также учитывать, что создание и эффективная эксплуатация складского комплекса требует учета и ряда других компонентов, таких как организация подъездов и стоянок, удовлетворение требований пожарной охраны, организация службы безопасности и сигнализации, организация различных технологических, административных и санитарно-бытовых служб и т. д.
После принятия таких основных решений, определяющих структуру канала распределения, необходимо перейти к привлечению конкретных исполнителей для тех или иных работ по физической доставке продукции потребителям и организовать документальное оформление процессов экспедирования.
Наилучшей формой организации хозяйственных связей по выполнению операций распределения считаются договоры купли-продажи товаров.
В таких договорах следует предусматривать количество, ассортимент и сроки поставки товаров, порядок поставки, качество и комплектность, а также ответственность сторон, вступающих в договорные отношения, за нарушение ими принятых на себя по данному договору обязательств.
На основании таких договоров возможно привлечение хорошо известных и зарекомендовавших себя фирм, специализирующихся на выполнении транспортно-экспедиторских операций. Эти фирмы имеют в своем распоряжении ряд грузовых терминалов, складских и транспортных предприятий и способны осуществлять интеграцию всего процесса доставки от производителя к потребителю.
Фирмы, осуществляющие интеграцию всего процесса распределения, называют компаниями физического распределения. Деятельность компаний этого типа обычно распространяется или на определенный регион, или на ограниченный транспортный коридор, или на известную группу клиентов.
Когда производитель заключает контракт на физическое распределение своей продукции, он должен учесть цены на каждом этапе движения соответствующего материального потока, а также конечную продажную цену этой продукции. После прохождения товаром всех стадий технологического цикла внутри фирмы-изготовителя и поступления на выходной склад он должен будет переместиться в так называемый центр консолидации. Операции консолидации сводятся к формированию партий груза для их дальнейшего движения по логистической цепи.
Группирование (интеграция) продукции производится для образования более крупных партий с целью снижения затрат на различные промежуточные транспортно-складские мероприятия.
Разделение (дезинтеграция) продукции на части партий производится с той целью, чтобы образованная при этом единица продукции после ее доставки к потребителю была готова к самостоятельному использованию.
Любая единица продукции, полученная в результате укрупнения или, наоборот, дезинтеграции, должна быть согласована и соответствующим образом идентифицирована в оперирующих с ней элементах логистической системы. Такие согласованные единицы продукции, над которыми совершаются операции как над единым целым на протяжении всей цепи от центра консолидации до потребителя, называются транзакционными, единицами (transaction units) или учетно-договорными единицами (УДЕ).
В физическом распределении следует стремиться к стандартизации размеров УДЕ и к унификации методов упаковки и транспортировки пакетов, контейнеров, оформления грузовых и транспортных документов, условий продажи и передачи товаров потребителю и др.
УДЕ образуют определенную иерархию как по размерам, так и по их товарным характеристикам. Особенно важной является стандартизация в смешанных (мультимодальных) перевозках, т. е. перевозках, осуществляемых различными видами транспорта.
В этой новой ситуации увеличение расстояния означает увеличение протяженности логистической цепи, а не длины в километрах. Надежность и качество перевозок превалирует над скоростью транспортировки. На практике трудно обеспечить синхронность продвижения по логистической цепи материальных и соответствующих им информационных потоков. Поэтому более предпочтительной является ситуация, когда информация опережает движение материального потока, что задается специальным идентификатором, обозначающим состояние груза, — «on line» («груз в пути»); противоположная ситуация, связанная с запаздыванием информации, является нежелательной.
- Методы учета и контроля запасов продукции на складе.
- Принципы организации торгово-технологических процессов на складе
- Каналы сбыта и распределения.
- Логистическая организация распределения и экспедирования.
- Сущность и значение распределения в логистике.
- Должностные обязанности логистического персонала.
- Логистические центры.
- Логистическая стратегия.
- Тянущие и толкающие системы управления материальным потоком.
- Структура затрат в закупочной логистике.
- Виды рисков. Управление рисками..
- Потоки услуг.
- Информационные системы в логистике.
- Виды логистических информационных систем.