1.2. Роль информационных технологий в обучении младших школьников
В настоящий момент происходит процесс «семиотизации» общества - то есть появления и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное «информационное поле», представляющее собой специфическое информационное окружение человека. В связи с безграничностью возможностей информационных технологий, возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в социуме. Современное общество осознало, что будущее немыслимо без информатизации всех сфер человеческой деятельности. Стремительно нарастающий поток информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в учебном заведении.
Поэтому современный ученик начальных классов должен:
-
уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях;
-
приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач;
-
владеть навыками преодоления стереотипов мышления;
-
развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде; быть гибкой, мобильной, проявляющей проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентоспособной личностью [4].
В связи с этим приоритеты в способах и методах обучения меняются в зависимости от подачи готовых знаний к обучению способам поиска, хранения, выбора, качественной обработки информации и ее использования.
Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для ее реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе.
Современная система образования предусматривает использование самых различных инновационных технологий. Это дает два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственно аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости в начальной школе;
2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. снижению дидактических затруднений у учащихся начальной школы;
5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;
6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Информационные технологии имеют особое значение во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в обучении. Благодаря информационным технологиям и интернету, учащиеся получают возможность совместной работы над проектами (локализация партнера при этом не имеет значения), доступа к информационным банкам не только своей школы или ВУЗа, но и к другим источникам в стране и за рубежом. Они могут участвовать в телеконференциях.
Специфика компетентного обучения средствами информационных технологий состоит в том, что учащимися начальной школы усваивается не готовое знание, предложенное учителем, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.
В начальных классах использование информационных технологий помогает учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес младших школьников к математике, содействовать накоплению учащимися опорных фактов и способов деятельности по образцу.
При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:
-
переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
-
обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
-
проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.
При использовании информационных технологий по-прежнему сохраняются все основные этапы урока.
В рамках традиционного урока электронные версии некоторой части учебного материала делают процесс получения знаний комплексным и эффективным. Они позволяют говорить о формировании ключевых компетенций школьников, заключающихся в:
-
способности к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;
-
готовности проявлять ответственность за выполняемую работу;
-
способности самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;
-
готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками;
-
способности быстро и эффективно принимать решения, деятельно содействовать урегулированию конфликтов в решении возникших проблем;
-
способности быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;
-
готовности к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию;
-
понимании значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;
-
способности к субъективной самооценке, рефлексии и другому.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
-
усвоить базовые знания по предмету;
-
систематизировать усвоенные знания;
-
сформировать навыки самоконтроля;
-
сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности;
-
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:
-
переориентация на развитие мышления и воображения, как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
-
обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
-
появляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.
- Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников.
- Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению познавательного интереса у младших школьников.
- Сущность познавательного интереса
- 1.2. Роль информационных технологий в обучении младших школьников
- Информационно – коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников
- Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению познавательного интереса у младших школьников
- 2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
- Комплекс мер по развитию познавательного интереса младших школьников с использованием информационных технологий
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- 2.3. Рекомендации педагогам по развитию познавательного интереса посредством информационных технологий в начальной школе