Комплекс мер по развитию познавательного интереса младших школьников с использованием информационных технологий
Рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе
Урочная деятельность
Уроку с использованием ИКТ свойственно следующее:
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Рекомендуется использовать следующие варианты уроков с ИКТ-поддержкой (подробное описание приведено в Приложении):
-
Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).
-
Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).
-
Урок, интегрированный с информатикой.
-
Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов.
-
Нетрадиционные формы урока (мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.).
Внеурочная деятельность
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Мировой и российский опыт показывают, что использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом, самостоятельной подготовкой к аттестации, работой в элективном курсе другой школы, дополнительным образованием, самообразованием. Такое использование ИКТ сочетается с урочным – в форме представления учащимися своих работ и выступлений учителя, лабораторных работ и т.д.
Требования к организации работы учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий
-
Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
-
Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
-
Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут
По результатам констатирующего этапа эксперимента нами был разработан комплекс мер по развитию познавательного интереса детей экспериментального класса с использованием информационных технологий. Комплекс мер включал в себя работу в нескольких направлениях: материальное обеспечение учебного процесса; введение компьютерных презентаций в конву урока.
В процессе реализации комплекса мер нами были намечены следующие задачи:
1) формировать положительную мотивацию учения;
2) обеспечить интеллектуальное развитие ребенка;
3) развивать личностный потенциал учащихся;
4) формировать умение самостоятельно добывать знания;
5) создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
Экспериментальная работа была призвана подтвердить гипотезу о том, что процесс развития познавательного интереса школьников будет существенно улучшен при:
ориентации процесса обучения учащихся на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;
ориентации процесса обучения на использование комплекса активных методов, направленных на мотивацию к самообразованию, развитие рефлексии, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний, создание моделей и др.;
сформированности эффективной и психологически комфортной учебно-информационной деятельностно-игровой среды на уроках информатики и ИТК.
В результате в ходе исследования учащимся экспериментального класса были предложены разнообразные виды как коллективных, так и индивидуальных работ, активизирующие познавательный интерес, мотивирующие к активной учебной деятельности.
Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так, перед изучением темы «Работа с файлами и папками с помощью меню и панели инструментов» учащимся было предложено задание: подготовить ответ по следующему плану: понятие файла, действия с файлами, понятие папки, действия с папками. Все эти сведения необходимо было вспомнить, так как при изложении нового материала учителю необходимо на них опираться. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.
Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления.
Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.д.
Логическо-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений.
К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, много времени уделяли поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок. Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.
Представим в виде таблицы направления и содержание деятельности по развитию познавательного интереса детей экспериментального класса.
Таблица 4
Программа формирования познавательного интереса
Направления деятельности | цель | Содержание направления |
Внедрение технологии проблемного обучения | Сформировать познавательные интересы учащихся | Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения |
Внедрение игровой технологии | Создать условия для реализации творческого потенциала учеников. | использование разнообразных предметных дидактических игр: например, по природе- «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?» , по математике и русскому языку- «Крестики- нолики», “Запомни математические термины», «Рыболов», «Веселый счет» , по чтению- «Фотоглаз», «Какое слово лишнее?», “Цепочка слов”, «Назови одним словом», «Определи маршрут самолёта», «Десантники», «Помоги белке найти своё дупло», и многие другие. |
Приведем примеры уроков.
Тема: «Имя существительное. Закрепление».
Вид урока: интерактивный урок с использованием новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и ИКТ, игровых технологий.
Тип урока: урока систематизации и обобщения изученного материала. Технологии:
-
технология деятельностного метода;
-
игровая технология;
-
информационно – коммуникационная технология;
-
здоровьесберегающая технология.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Цель: формирование технологической компетентности и готовности к разрешению проблем:
-
повторить общие грамматические признаки имени существительного.
Задачи:
-
развивать познавательный интерес к предмету через дидактическую игру, а через него (интерес) такие психические процессы, как мышление и внимание;
-
развивать находчивость, сообразительность, творческие способности;
-
формировать коммуникативную компетентность: создавать условия для сплочённости детского коллектива;
-
воспитывать доброжелательные отношения между учениками, умение работать в группах;
-
развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения;
-
воспитывать чувства выручки, взаимопомощи, работая в группе;
-
создать дружескую атмосферу на уроке;
-
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
-
Интерактивная доска Smart Board;
-
короткофокусный проектор Acer;
-
компьютер;
-
документ-камера;
-
ученические нетбуки;
-
ЭОР: учебный тренажер «Русский язык 4 класс», по программе курса «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»;
-
ЭОР: «Академия младшего школьника»;
-
мультимедийная презентация к уроку.
Формирование УУД.
Познавательные:
П-1) Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
П-2) Формирование умения производить знаково-символическое моделирование;
П-3) Формирование умения выявлять сущность, особенность объектов;
П-4) Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
П-5) Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
П-6) Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
П-7) Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации;
П-8) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
Регулятивные:
Р-1) Формирование умения оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Р-2) Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Р-3) Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Р-4) Формирование умения действия по алгоритму.
Коммуникативные: К-1) Формирование умения слушать и понимать других; К-2) Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К-3) Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; К-4) Формирование умения работать в группе.
К-6) Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
К-7) Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Личностные:
Л-1) Формирование умения выражать свои эмоции;
Л-2) Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Л-3) Формирование умения оценивать свои поступки в соответствии с определенной жизненной ситуацией;
Л-4) Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Духовно – нравственное развитие и воспитание:
Д-Н-1) Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
Д-Н-2) Воспитание трудолюбия, способности к познанию;
Д-Н-3) Воспитание чувства бережного отношения к природе;
Д-Н-4) Прививать любовь и интерес к русскому языку.
Карта урока приведена в приложении
Урок природоведения в 4-м классе с использованием ИКТ
Цель урока:
-
Обучающая: раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов;
-
Развивающая: развивать познавательные процессы учеников;
-
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинки с изображением ели, сосны, берёзы, ясеня, липы, лиственницы, пихты, осины, сибирской сосны, деревянные изделия с хохломской росписью, фишки.
- Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников.
- Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению познавательного интереса у младших школьников.
- Сущность познавательного интереса
- 1.2. Роль информационных технологий в обучении младших школьников
- Информационно – коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников
- Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению познавательного интереса у младших школьников
- 2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
- Комплекс мер по развитию познавательного интереса младших школьников с использованием информационных технологий
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- 2.3. Рекомендации педагогам по развитию познавательного интереса посредством информационных технологий в начальной школе