logo
Познавательный интерес

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса

В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили цель исследования: сформировать познавательный интерес младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий; проанализировать результаты процесса формирования познавательно интереса учащихся 4 класса средствами информационно-коммуникационных технологий.

Диагностический аппарат включал в себя следующие методики.

  1. Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская)

Цель. Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизирован­ной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возмож­ных вариантов ответов какой-либо один.

1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по мате­матике?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразитель­ность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

а) всегда нахожу на них ответ;

б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.

5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, дру­зьями);

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно вы­раженной познавательной активности; ответы б) — об умерен­ной; ответы в) — о слабой выраженности.

  1. Уровень развития интереса к содержаниюи процессу учения. Методика «Перечень любимых занятий» (М. В. Матюхина)

Цель. Выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения.

Материал. Бланк с перечнем занятий. Перечень составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной учебной деятельности (пункты 1, 4, 7, 9, 10, 11), тож­дественно числу занятий, отражающих процессуальную сторону.

Ход проведения. Испытуемому предъявляется бланк с переч­нем занятий и предлагается выбрать самые любимые. Обследо­вание проводится индивидуально, чтобы исключить всякое вли­яние других детей.

  1. Диагностика на выявление интересов младших школьников.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите своё имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей.

Ниже представим результаты каждой методики.

Методика – «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская)

Таблица 1

Результаты тестирования по методике А. Горчинской

Выраженность познавательной активности

человек

%

Сильный

2

20

Умеренный

4

40

Слабый

4

40

Наглядно результаты данной методики представим на диаграмме.

Диаграмма. 1. Результаты тестирования по методике А. Горчинской

Анализируя полученные данные видим, что только 20% испытуемых имеют сильно выраженную познавательную активность. Средний показатель имеют 40% и 40% слабый. Это свидетельствует о недостаточности заинтересованности школьников в процессе обучения, низкой мотивации учения.

Далее рассмотрим результаты тестирования уровня развития интереса к содержанию процессу учения.

Таблица 2

Результаты тестирования уровня развития интереса к содержанию процессу учения

Уровень развития интереса к содержанию процессу учения

человек

%

интереса учащегося к за­нимательности

1

10

привлекательности для ребенка фактов

2

20

пристрастие к сути явлений;

1

10

заинтересованности в са­мом процессе действий

3

30

поисково-исполнительскому уровню

1

10

творческий уровень

2

20

Наглядно изобразим полученные данные на диаграмме.

Диаграмма. 2. Результаты тестирования уровня развития интереса к содержанию процессу учения

Анализируя полученные данные, видим, что при тестировании уровня развития интереса к содержанию процессу учения наибольшее количество – 30 % показали заинтересованность в са­мом процессе действий.

Таблица 3

Результаты диагностики на выявление интересов младших школьников

Направленность интересов

человек

%

математика и техника

1

10

гуманитарная сфера

1

10

художественная деятельность;

2

20

физкультура и спорт

1

10

коммуникативные интересы

2

20

природа и естествознание

1

10

домашние обязанности, труд по самообслуживанию

2

20

Наглядно изобразим полученные данные на диаграмме.

Диаграмма 3. Результаты диагностики на выявление интересов младших школьников.

Констатирующая диагностика показала, что у детей экспериментального класса слабо выражен познавательный интерес, не развито интерес учащихся к занимательности и поисково - исполнительному направлению. Особое внимание следует уделить таким сферам знания как математика и техника, гуманитарные науки.

Также была проведена методика – беседа с учителем на выявление использования ИКТ в процессе обучения (приложение).

Констатирующая диагностика показала, что ученики экспериментального класса имеют слабую выраженность познавательного интереса, довольно низкий уровень познавательной активности: по 40% детей имеют средний и низкий уровень и лишь 20% высокий. При тестировании уровня развития интереса к содержанию процессу учения наибольшее количество – 30 % показали заинтересованность в са­мом процессе действий. Констатирующая диагностика показала, что у детей экспериментального класса слабо выражен познавательный интерес, не развито интерес учащихся к занимательности и поисково - исполнительному направлению. Особое внимание следует уделить таким сферам знания как математика и техника, гуманитарные науки.

С целью повышения уровня познавательного интереса младших школьников нами был разработан и апробирван комплекс мер, который представим в следующем параграфе.