I. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
-
Отгадайте загадку: летом одевается, а к зиме раздевается.
-
Какое дерево растёт в году 20 дней?
-
Какое дерево нас лечит своим цветом?
-
Какое дерево называют символом России?
-
Какую скорость может развивать заяц?
-
Какой гриб уважительно называют царём грибов?
-
Какая птица выводит птенцов зимой?
-
Какое животное леса любит соль?
Ответы детей: лиственница, сосна, липа, берёза, до 70 км в час, белый гриб, клёст, лось.
II. Мобилизующий этап (Слайд № 2 Приложение).
Учитель:
Задание: Посмотрите внимательно на таблицу. Используя шифр, определите тему урока.
Шифр:
| 1-А, 2-Б, 3-В 3-А 1-Г, 2-Б, 1-А, 2-А, 2-Г, 2-Б, 1-Б |
Дети: Тема нашего урока: “Лес и человек”.
Учитель: Отталкиваясь от темы, определите цель урока
На экране запись:
Цель:
-
узнать новое о роли леса …. ….. …..
-
учиться бережно относиться к …….
Дети: Цель нашего урока: узнать новое о роли леса в жизни человека и природы, учиться бережно относиться к лесным богатствам.
урок в 4 классе на тему
«Встречное движение»
Цель:
Образовательная:
Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию
практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для
развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути
их решения учить применять на практике.
Задача:
-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающая:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задача:
-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
Воспитательная:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задача:
- Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.
Вид урока - урок применения знаний и умений.
Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2007
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Комментарии: данный урок проводится в 4 класе (обучение по традиционной системе). На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится 1 физкультминутка. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.
Ход урока:
1. Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» Слайд 2.
Эти слова пусть будут девизом нашего урока. На этом уроке мы будем решать разные задачи.
I. Самоопределение к деятельности.
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Математическая разминка. Слайд 3.
1)Цепочка примеров.
Д: 450 : 9 = 50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000
2) Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 4.
8/19 4/19 2/19 9/19 11/19 14/19 10/19 1/19
Ж И В Е И Е Н Д
Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях
Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой) Слайд 4.
- Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)
Дети: 1\19, 2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.
- Что такое движение?
Д: - Движение – это перемещение ... в пространстве
Запомните. Это ключевое слово нашего урока.
…
Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения
Применение компьютерных технологий в проектной деятельности активизирует процесс обучения, формирует и далее развивает мотивацию обучения. Данную технологию можно с успехом использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
При подготовке к уроку с использованием компьютерных технологий мы продумали, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, разрабатывали подробный план учебного занятия. Особое внимание уделяли формулировке вопросов и заданий, которые использовались на данном уроке.
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств компьютерных технологий.
На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.
В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией урока.
Закрепление понятий графический редактор, инструменты графического редактора.
Закрепление и проверка навыков работы в графическом редакторе Paint.
Развитие познавательного интереса и творческой активности.
Мы применили несколько основных принципов организации урока для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.
1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Для детей 9 лет игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.
2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.
3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером - основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.
4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».
5. Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
6. Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.
Перечисленные принципы организации уроков в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом, а с использованием современных информационных технологий. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым детьми.
Решая задачи по формированию познавательного интереса нами намечен следующий план- график и разработаны конспекты занятий с мультимедийным сопровождением(мультимедийными презентациями).
Таблица План-график мероприятий
Мероприятие | Тема, цели и задачи занятия | Сроки | Примечания |
Литературное чтение | Тема: « Куприн А.И. «Барбос и Жулька» Задачи:
|
| конспект |
Изобразительное искусство | Тема: «Цветущая ветка сакуры» Задачи: 1. Обучающая: познакомить детей с отличительными особенностями искусства Японии. Научить рисовать цветущую ветку вишни с использованием различных материалов по выбору (акварель, цветные карандаши, цветные ручки). 2. Развивающая: развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки. 3. Воспитывающая: воспитывать уважение к традициям народов мира, чувство взаимной помощи при работе на уроках ИЗО. |
| конспект |
Окружающий мир | Тема: "Луг - природное сообщество" Задачи: 1. формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе; 2. познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг; 3. развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы; 4. воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родине |
| конспект |
Математика | Тема: Закрепление пройденного. Умножение и деление многозначных чисел" Цель: закрепление алгоритма письменного умножения и деления многозначных чисел. Задачи:
|
| конспект |
Русский язык | Тема: Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени. Цель: уточнение этапа работы над данной темой и затруднений учащихся. |
| конспект |
Математика | Тема: Решение задач на движение. Цель: Формирование умений решать задачи на движение двух объектов. Задачи: Учить деловому взаимодействию, уметь определять тему и цель урока, уметь использовать модели и схемы, создать положительные эмоции. |
| конспект |
Окружающий мир | Тема «Отечественная война 1812 года» Задачи: 1. создать образ Наполеона как великого полководца; 2. дать первоначальные представления об отечественной войне и о партизанском движении; 3. развивать мышление младших школьников; 4. формировать коммуникативное умение работать с учебным текстом. |
| конспект, ММП |
Русский язык | Тема: «Спряжение глаголов» Задачи: 1. ознакомить учащихся с глаголами 1 и 2 спряжения, с личными окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения; 2. совершенствовать навыки грамотного письма; развивать память, внимание, мышление. |
| конспект, ММП |
Технология | Тема: «Открытка к празднику» Задачи: 1. изготовление праздничной открытки к 8 марта; 2. привлечение внимания учащихся к празднику; 3. развитие творческих способностей, фантазии, аккуратности; 4. воспитание нежного и благодарного отношения к матери. |
| конспект, ММП |
Окружающий мир | Тема «Жизнь древних славян» Дидактическая цель – формирование осознания и осмысления новой учебной информации. Тип урока – изучение нового материала. Задачи по содержанию: 1. Образовательная – дать учащимся представление о жизни древних славян, формировать умение работать с исторической картой. 2. Развивающая – развивать у учащихся устную речь, кругозор, зрительную память, ассоциативное мышление. 3. Воспитательная – создать условия для воспитания ценностного отношения к истории своей родины, способствовать воспитанию культуры общения в системе «ученик – учитель», «ученик – ученик». |
| конспект, ММП |
Для проверки эффективности реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий нами был проведен контрольный этап эксперимента, о котором пойдет речь в следующем параграфе.
- Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников.
- Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению познавательного интереса у младших школьников.
- Сущность познавательного интереса
- 1.2. Роль информационных технологий в обучении младших школьников
- Информационно – коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников
- Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению познавательного интереса у младших школьников
- 2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
- Комплекс мер по развитию познавательного интереса младших школьников с использованием информационных технологий
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- 2.3. Рекомендации педагогам по развитию познавательного интереса посредством информационных технологий в начальной школе