logo
КР по фп

1.2 Формы безналичных расчетов

Расчеты могут осуществляться двумя способами: безналичным и наличными деньгами. Второй вариант не представляет такого интереса, как безналичные расчеты, которые осуществляются предприятиями путем безналичных перечислений по расчетным, текущим и прочим счетам в банках. Применение безналичных расчетов позволяет снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах и обеспечивает их более надежную сохранность. Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.02 № 2-П.

В настоящее время наиболее широкое применение получи­ли следующие формы безналичных расчетов:

Платежные поручения используются организациями для расчетов за продукцию и услуги, для расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами и т.д. Платежные поручения представля­ют собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В платежных поручениях обязательно указывается назначение подлежащих перечислению сумм. Платежное поручение может выписываться как после получения покупателем товарно-материальных ценностей, так и для предварительной оплаты счетов поставщика.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действие по получению платежа от плательщика. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых производится по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика в бесспорном порядке.

Акцепт требований может быть последующим и предварительным. При предварительном акцепте банк списывает средства со счета плательщика, если плательщик не заявит в установленный срок об отказе от акцепта. При последующем акцепте банк плательщика оплачивает платежное требование сразу пос­ле его поступления. Если плательщик в установленный срок заявит об отказе от акцепта, то банк немедленно восстанавлива­ет сумму платежа на счете плательщика и списывает со счета получателя. Отказ от акцепта принимается банком в течение трех рабочих дней после поступления платежного требования в банк плательщика. За необоснованный отказ от акцепта по ре­шению арбитражного суда покупатель может нести материаль­ную ответственность. Плательщик имеет право отказаться от акцепта в случае отгрузки поставщиком продукции незаказанной, недоброкачественной, досрочной доставки товаров или дол­госрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бес­товарного требования, в случае несогласованности цен и т.д. Возможен также частичный отказ от акцепта. В случае акцепта платежного требования банк покупателя извещает банк постав­щика об оплате покупателем расчетного документа, и сумма платежа зачисляется банком покупателя на расчетный или дру­гой счет поставщика.

Достоинство акцептной формы расчетов платежными тре­бованиями состоит в том, что она позволяет плательщику кон­тролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотрен­ных договорами, а недостаток - сравнительно медленное поступление средств на счет поставщика. Расчеты платежными требованиями могут осуществляться в безакцептном порядке. Например, без акцепта оплачиваются требования за газ, воду, электро- и теплоэнергию, пользование телефоном, почтово-те-леграфные услуги и т.д.

Инкассовое поручение — расчетный документ, на основа­нии которого денежные средства списываются со счетов пла­тельщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения при­меняются:

Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахож­дения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив — это поручение банка покупателя банку постав­щика об открытии специального аккредитивного счета для не­медленной оплаты поставщику на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении, и в пределах указанной в заявлении суммы. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в дого­воре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя.

Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям на основании представленных поставщиком реестров счетов и приемо-сдаточных документов, подтверждающих от­грузку товара. Реестры счетов сдаются поставщиком в обслужи­вающий его банк на следующий день после отгрузки товаров. Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организа­ции-покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккреди­тив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.

Достоинство аккредитивной формы расчетов заключается в том, что она гарантирует немедленную оплату счетов поставщи­ков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисцип­лины. К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также воз­можность задержки отгрузки продукции поставщиком до по­ступления аккредитива.

Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в основном используется при одногородних расчетах (особенно для расче­тов с транспортными организациями).

Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. При этом сумма лимита и срок действия книжек ограничены.

При поступлении товаров или оказании услуг плательщик (чекодатель) выписывает чек из книжки и передает его предста­вителю поставщика (т.е. чекодержателю). Чекодержатель пред­ставляет выписанный чек в свое учреждение банка для зачисле­ния денег на его расчетный счет.

Расчеты в порядке плановых платежей производятся в тех случаях, когда между поставщиками и покупателями сложились устойчивые хозяйственно-расчетные отношения, а поставки носят регулярный характер. Сущность данной формы расчетов заключается в том, что покупатель оплачивает поступающий товар равными суммами в сроки, установленные соглашением между поставщиками и покупателями. Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как поставщиком (платежные требования), так и покупателем (платежные пору­чения или чеки). Стороны периодически проводят сверку рас­четов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняются не реже одного раза в месяц.

Расчеты в порядке плановых платежей позволяют уменьшить объем учетной работы, поскольку отпадает необходимость кон­троля за оплатой каждого отдельного платежного документа.

При расчетах, основанных на зачете взаимных требований, взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг другу погашаются в равновеликих суммах, а на разницу производится платеж в установленном порядке. Взаимные рас­четы могут быть разовыми и постоянными, между двумя или несколькими организациями. Сроки и порядок расчетов уста­навливаются соглашением сторон.5