Определение оптимального размера заказа в q-системе
Вопрос определения оптимального размера партии поставляемых товаров крайне важен в логистике коммерции, поскольку от него самым непосредственным образом зависит эффективность использования капитала и, как следствие, коммерческий успех предприятия. Теоретически обосновано и практически проверено, что оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
объем спроса (оборота);
транспортно-заготовительные расходы;
расходы по хранению запаса.
В качестве критерия оптимальности принимается минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение (рис. 3). Транспортно-заготовительные расходы и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер этой зависимости разный.
Рис. 3. Оптимум между расходами на транспортировку и хранение
Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа уменьшаются по гиперболе. Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа11.
Для решения данной задачи необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму расходов транспортно-заготовительных и на хранение, т. е. определить условия, при которых:
— будет минимальной, (1)
где Со6щ — общие затраты на транспортировку и хранение;
Схран — затраты на хранение запаса;
Странсп — транспортно-заготовительные расходы.
Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой партии S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.
Введем размер тарифа (М) за хранение товара. Он измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период.
Стоимость хранения товаров за период Т можно рассчитать по следующей формуле:
(2)
Размер транспортно-заготовительных за период Т определяется по формуле
(3)
где К — транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа; Q/S— количество заказов за данный период времени. Подставим данные из (2) и (3) в (1) и получим
(4)
Минимум Со6щ будет в точке, где ее первая производная по S равна нулю, а вторая производная больше нуля:
(5)
Теперь найдем значение S, обращающее производную целевой функции в ноль:
(6)
Полученная формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известна как формула Уилсона.
Нам уже известны элементы, входящие в данную формулу, но уточним, каким образом рассчитываются транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа (К) и размер тарифа за хранение запаса (М). Расчеты величин К и М, входящих в формулу Уилсона, выполняют на основе составления смет транспортно-заготовительных расходов (включая все расходы, связанные с размещением и доставкой заказа) и расходов, связанных с хранением запаса.
Транспортно-заготовительные расходы в расчете на один заказ определяют делением транспортно-заготовительных расходов прошлого периода на число размещенных за этот период заказов. Смета транспортно-заготовительных расходов включает в себя следующие виды затрат:
— затраты, связанные с оформлением договора доставки, т. е. расходы на возможные командировки, представительские расходы на проведение переговоров, расходы, связанные с необходимостью осуществления контроля за процессом поставок, и т. п.;
— затраты на охрану груза в процессе доставки;
— затраты на страхование;
— затраты на транспортирование;
— прочие расходы, связанные с размещением и исполнением заказа.
Суммарные транспортно-заготовительные расходы определяют по формуле
7)
где L — количество заказов, размещенных и выполненных за определенный период.
Расчет доли, которую составляют издержки по хранению за период Т, в стоимости среднего запаса за тот же период включает:
m1 — проценты за кредит, необходимый для оплаты стоимости запасов, определяемые по формуле:
(8)
где S — размер заказа в натуральном выражении, р — закупочная цена единицы товара, руб., — средняя процентная ставка за кредит;
m2 — заработная плата персонала, связанного с содержанием запасов;
m3 — амортизация зданий и оборудования, используемых для хранения запасов;
m4 — административные расходы и коммунальные услуги;
m5— охрана, потери и прочие текущие расходы, связанные с содержанием запасов.
Так, суммарные расходы на хранение определяются по формуле
(9)
Подобным образом, используя готовую методику расчета расходов на транспортирование и хранение, величину оборота, можно при помощи формулы Уилсона рассчитывать оптимальный размер заказываемой партии при управлении запасами по Q-модели12.
- Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики
- «Денежные расчеты предприятий с поставщиками и покупателями» Выполнил: студент группы дээ-201 Фан Чэнь
- Москва-2009
- Введение
- Учет расчетов с поставщиками и покупателями
- 1.2 Формы безналичных расчетов
- 1.2.1. Учет расчетов по текущим обязательствам с использованием векселей
- Основные критерии оптимального выбора поставщика
- Организация службы закупок на предприятии
- Виды и методы закупок, оплата поставок
- Определение оптимального размера заказа в q-системе
- Глава 2. Практическая часть
- 2.1 Учет расчетов с поставщиками и покупателями
- 2.2. Выбор оптимального поставщика
- Использование матричного метода для оценки поставщика товаров предприятию «рПиПп - Электроника»
- 2.3. Определение оптимального размера заказа
- Заключение
- Список литературы: