2.1 Учет расчетов с поставщиками и покупателями
В этом параграфе приведу несколько примеров оформления бухгалтерских записей, используемых для учета расчётов предприятия с поставщиками и покупателями, точнее буду приводить примеры расчетов с поставщиками, учитывая, что с покупателями эти проводки оформлялись бы обратно. Рассмотрим следующие случаи: простое оприходование материалов на основе расчетных документов, поступление материалов до и после предъявления расчетных документов.
В соответствии с договором и расчетными документами поставщика оприходованы материалы (например, пенополиуретан для производства корпусов устройств), стоимость которых составляет 800000 руб., сумма НДС в размере 18% — 144000 руб., общая стоимость поставки — 944000 руб.
На дату фактического поступления материалов кредиторская задолженность перед поставщиками и сумма НДС по приобретенным материальным ценностям отражается следующими записями в журнале учета хозяйственных операций табл. 3:
Таблица 3
Дата | Содержание операции | Сумма | Дебет | Кредит |
27.04.09 | Оприходованы материалы | 800000 | 10 | 60 |
27.04.09 | Начислен НДС по приобретенным ценностям | 144000 | 19 | 60 |
2. В соответствии с договором поставки в ноябре отчетного года поступили материалы на склад предприятия по учетным ценам на сумму 150000 руб. Расчетные документы на оплату от поставщика предъявлены в декабре отчетного года. Общая стоимость поставки составляет 200600 руб., из них стоимость материалов без НДС - 170000 руб., сумма НДС - 30600 руб.
Данная поставка считается неотфактурованной, поскольку материалы поступили до предъявления расчетных документов на их оплату. В этом случае материалы приходуются по покупным или по учетным ценам без выделения НДС. Сумма налога будет учтена после поступления от поставщика расчетных документов.
На основе приемных актов операции отражаются следующими записями в журнале учета хозяйственных операций (табл. 4):
Таблица 4
Дата | Содержание операции | Сумма | Дебет | Кредит |
01.11.08 | Оприходованы материалы без НДС | 150000 | 10 | 60 |
01.12.08 | Стонирование операции по неотфактурованной поставке | 150000 | 10 | 60 |
01.12.08 | Оприходованы материалы в соответствии с Расчетными документами | 170000 | 10 | 60 |
27.04.09 | Начислен НДС по приобретенным ценностям | 36000 | 19 | 60 |
При поступлении от поставщика расчетных документов на оплату уже оприходованных материалов стонирована ранее произведенная запись по неотфактурованной поставке и отражена реальная сумма кредиторской задолженности, соответствующая счету-фактуре и другим сопроводительным документам.
3. Произведена оплата материалов в ноябре отчетного года согласно расчетным документам поставщика и транспортным накладным в сумме 11800 руб., из них стоимость материалов по договорным ценам составляет 10000 руб., НДС — 1800 руб. Материалы поступили в декабре отчетного года.
Для отражения производственных запасов в полном объеме следует включить в их состав те материальные ресурсы, право собственности на которые принадлежит организации в связи с произведенной их оплатой, но находящиеся в пути. В соответствии с договором оплата произведена по платежному поручению согласно счету-фактуре и отражается следующими записями в журнале учета хозяйственных операций (табл. 5):
Таблица 5
Дата | Содержание операции | Сумма | Дебет | Кредит |
01.11.09 | Произведена оплата по ещё не поступившим материалам | 11800 | 60 | 51 |
01.11.09 | Отражается стоимость материалов в пути | 10000 | 10 | 60 |
01.11.09 | Начислен НДС по приобретенным ценностям | 1800 | 19 | 60 |
01.12.09 | Стонирование операции по расчетам с поставщиками за материалы в пути | 10000 | 10 | 60 |
01.12.09 | Стонирование операции по начислению НДС за материалы в пути | 1800 | 19 | 60 |
01.12.09 | Фактическое оприходование материалов | 10000 | 10 | 60 |
01.12.09 | Начисление НДС по фактически приобретённым материальным ценностям | 1800 | 19 | 60 |
На основе счета-фактуры, а также сопроводительных документов отражается в ноябре отчетного года стоимость материалов в пути.
При поступлении материалов, числящихся в пути, в декабре отчетного года следует на начало месяца сторнировать запись по счетам, произведенную в ноябре отчетного года по расчетам с поставщиками за материалы в пути, и отразить фактически оприходованные материалы на основании приходных накладных и соответствующую сумму обязательств по расчетам с поставщиками. Далее отразить операции по фактическому поступлению материальный ценностей.
При отражении материалов в пути, как видно из приведенного примера, имеют место аналогичные записи по счетам бухгалтерского учета и на поступление материалов. Между тем каждая запись по рассматриваемым хозяйственным фактам имеет свой экономический смысл. Обязательства по расчетам перед поставщиками образовались в момент их оплаты за материалы, отправленные в адрес нашего предприятия. Приемка этих материалов, подтверждение соответствия их качества и количества указанным в расчетных документах поставщика не могут быть произведены, поскольку эти материалы находятся в пути. В то же время они являются собственным имуществом организации, отражение которого в балансе обязательно. Поступление материалов на склад организации оформляется первичными документами, на основе которых устанавливается соответствие всех показателей, характеризующих данную поставку, т. е. цены, количества, стоимости, качественных параметров и т. д. Именно по этой хозяйственной операции формируются реальные данные о стоимости поступивших материальных ресурсов. В связи с этим материалы в пути, учтенные ранее в составе материально-производственных запасов, должны быть сторнированы на начало месяца. Такой методологический подход к формированию информации о состоянии производственных запасов дает возможность обеспечить достоверные сведения, необходимые при составлении бухгалтерской отчетности.
- Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики
- «Денежные расчеты предприятий с поставщиками и покупателями» Выполнил: студент группы дээ-201 Фан Чэнь
- Москва-2009
- Введение
- Учет расчетов с поставщиками и покупателями
- 1.2 Формы безналичных расчетов
- 1.2.1. Учет расчетов по текущим обязательствам с использованием векселей
- Основные критерии оптимального выбора поставщика
- Организация службы закупок на предприятии
- Виды и методы закупок, оплата поставок
- Определение оптимального размера заказа в q-системе
- Глава 2. Практическая часть
- 2.1 Учет расчетов с поставщиками и покупателями
- 2.2. Выбор оптимального поставщика
- Использование матричного метода для оценки поставщика товаров предприятию «рПиПп - Электроника»
- 2.3. Определение оптимального размера заказа
- Заключение
- Список литературы: