logo
КР по фп

2.1 Учет расчетов с поставщиками и покупателями

В этом параграфе приведу несколько примеров оформления бухгалтерских записей, используемых для учета расчётов предприятия с поставщиками и покупателями, точнее буду приводить примеры расчетов с поставщиками, учитывая, что с покупателями эти проводки оформлялись бы обратно. Рассмотрим следующие случаи: простое оприходование материалов на основе расчетных документов, поступление материалов до и после предъявления расчетных документов.

  1. В соответствии с договором и расчетными документами по­ставщика оприходованы материалы (например, пенополиуретан для производства корпусов устройств), стоимость которых состав­ляет 800000 руб., сумма НДС в размере 18% — 144000 руб., общая сто­имость поставки — 944000 руб.

На дату фактического поступления материалов кредиторская задолженность перед поставщиками и сумма НДС по приобретенным материальным ценностям отражается следующими записями в журнале учета хозяйственных операций табл. 3:

Таблица 3

Дата

Содержание операции

Сумма

Дебет

Кредит

27.04.09

Оприходованы материалы

800000

10

60

27.04.09

Начислен НДС по приобретенным ценностям

144000

19

60

2. В соответствии с договором поставки в ноябре отчетного года поступили материалы на склад предприятия по учетным це­нам на сумму 150000 руб. Расчетные документы на оплату от по­ставщика предъявлены в декабре отчетного года. Общая стои­мость поставки составляет 200600 руб., из них стоимость мате­риалов без НДС - 170000 руб., сумма НДС - 30600 руб.

Данная поставка считается неотфактурованной, поскольку материалы поступили до предъявления расчетных документов на их оплату. В этом случае материалы приходуются по покуп­ным или по учетным ценам без выделения НДС. Сумма налога будет учтена после поступления от поставщика расчетных до­кументов.

На основе приемных актов операции отражаются следующими записями в журнале учета хозяйственных операций (табл. 4):

Таблица 4

Дата

Содержание операции

Сумма

Дебет

Кредит

01.11.08

Оприходованы материалы без НДС

150000

10

60

01.12.08

Стонирование операции по

неотфактурованной поставке

150000

10

60

01.12.08

Оприходованы материалы в соответствии с

Расчетными документами

170000

10

60

27.04.09

Начислен НДС по приобретенным ценностям

36000

19

60

При поступлении от поставщика расчетных документов на оплату уже оприходованных материалов стонирована ранее произведенная запись по неотфактурованной постав­ке и отражена реальная сумма кредиторской задолженности, соответствующая счету-фактуре и другим сопроводительным доку­ментам.

3. Произведена оплата материалов в ноябре отчетного года согласно расчетным документам поставщика и транспортным накладным в сумме 11800 руб., из них стоимость материалов по договорным ценам составляет 10000 руб., НДС — 1800 руб. Мате­риалы поступили в декабре отчетного года.

Для отражения производственных запасов в полном объеме следует включить в их состав те материальные ресурсы, право собственности на которые принадлежит организации в связи с произведенной их оплатой, но находящиеся в пути. В соответст­вии с договором оплата произведена по платежному поручению согласно счету-фактуре и отражается следующими записями в журнале учета хозяйственных операций (табл. 5):

Таблица 5

Дата

Содержание операции

Сумма

Дебет

Кредит

01.11.09

Произведена оплата по ещё не поступившим

материалам

11800

60

51

01.11.09

Отражается стоимость материалов в пути

10000

10

60

01.11.09

Начислен НДС по приобретенным ценностям

1800

19

60

01.12.09

Стонирование операции по расчетам с

поставщиками за материалы в пути

10000

10

60

01.12.09

Стонирование операции по начислению

НДС за материалы в пути

1800

19

60

01.12.09

Фактическое оприходование материалов

10000

10

60

01.12.09

Начисление НДС по фактически

приобретённым материальным ценностям

1800

19

60

На основе счета-фактуры, а также сопроводительных доку­ментов отражается в ноябре отчетного года стоимость материалов в пути.

При поступлении материалов, числящихся в пути, в декабре отчетного года следует на начало месяца сторнировать запись по счетам, произведенную в ноябре отчетного года по расчетам с по­ставщиками за материалы в пути, и отразить фактически оприхо­дованные материалы на основании при­ходных накладных и соответствующую сумму обязательств по расчетам с поставщиками. Далее отразить операции по фактическому поступлению материальный ценностей.

При отражении материалов в пути, как видно из приведенно­го примера, имеют место аналогичные записи по счетам бухгалтерского учета и на поступление материалов. Между тем каждая запись по рассматриваемым хозяйственным фактам имеет свой экономический смысл. Обязательства по расчетам перед постав­щиками образовались в момент их оплаты за материалы, отправ­ленные в адрес нашего предприятия. Приемка этих материа­лов, подтверждение соответствия их качества и количества ука­занным в расчетных документах поставщика не могут быть про­изведены, поскольку эти материалы находятся в пути. В то же время они являются собственным имуществом организации, отражение которого в балансе обязательно. Поступление материалов на склад организации оформляется первичными документами, на основе которых устанавливается соответствие всех показа­телей, характеризующих данную поставку, т. е. цены, количества, стоимости, качественных параметров и т. д. Именно по этой хозяйственной операции формируются реальные данные о стоимости поступивших материальных ресурсов. В связи с этим материалы в пути, учтенные ранее в составе материально-производственных запасов, должны быть сторнированы на начало месяца. Такой методологический подход к формированию информации о состоянии производственных запасов дает возможность обеспечить достоверные сведения, необходимые при составлении бухгалтерской отчетности.