2.2. Детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка»: цель, этапы, анализ, результат
В ходе настоящего исследования было теоретически обосновано предположение, что в контексте организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «семья - ребенок образовательная организация», одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого и коммуникативного развития ребенка.
Примером эффективности развития взаимодействия ребенка со взрослыми посредством детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации может стать информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка».
Вид проекта: информационно-творческий, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: педагоги детского сада, воспитанники и их родители.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации: 25 ноября 2015 г. - 25 декабря 2015 г.
Условия реализации: детский сад № 58 « Петушок » - «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
- просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
- практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия детского сада, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение потребностей родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации; разработка содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- организация просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, создание благоприятных психологических условий равнозначного диалога между ребенком и родителями;
- содействие формированию ценностного отношения к семейным традициям в процессе социально-коммуникативной; познавательно- информационной и художественно-творческой совместной деятельности детей и родителей как субъектов образовательного процесса;
- формирование представления о значимости новогодних праздничных традиций, истории новогодней игрушки, развитие познавательных, социально-коммуникативных и речевых навыков, конструктивных и креативных способностей детей и родителей.
Гипотеза проекта: процесс социально-коммуникативного, познаватель-информационного и художественно-творческого развития личности дошкольника будет происходить эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта:
- принцип целенаправленности, систематичности, плановости проектной работы;
- принцип создания здоровой духовно-нравственной образовательной среды на основе взаимодействия в системе «семья - ребенок - организация»;
- принцип социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества;
- принцип многообразия и вариативности методов и форм организации проектной деятельности;
- принцип мотивационного обеспечения и стимулирования.
Формы работы с родителями: педагогическая гостиная; консультации, беседы; развлечения, праздники; открытые занятия; дни открытых дверей; родительские собрания; практикумы; прогулки, экскурсии; папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ; обобщение опыта семейного воспитания.
Предполагаемый результат реализации проекта:
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
- учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
- выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
- осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Проект реализуется в несколько этапов (см. таблицу 3).
Таблица 3
Основные этапы информационно-творческого проекта «Новогодняя игрушка» в детском саду.
Этап проекта | Задачи | Методы и формы работы |
I. Подготовительный этап (функции мониторинга, планирования, мотивации) | - формирование общей образовательной концепции проекта (целей, задач и принципов); - сбор и анализ учебно-методической литературы; комплектование теоретической базы проекта; - изучение мотивационной готовности педагогов, детей и родителей к участию в проекте; - составление плана мероприятий. | - Анкетирование родителей «В ожидании Нового года» ( см.приложение 1) ; опрос-диагностика родителей по вопросам социального заказа; - мини-педсовет «Детский сад и семья»; - родительское собрание по знакомству с проектом и результатами мониторинга; - проектирование. |
II. Основной этап (функции организации и контроля) | - организация просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, создание благоприятных психологических условий равнозначного диалога между ребенком и родителями; - содействие формированию ценностного отношения к семейным традициям в процессе социально-коммуникативной; познавательно-информационной и художественно-творческой совместной деятельности детей и родителей как субъектов образовательного процесса; - формирование представления о значимости новогодних праздничных традиций, истории новогодней игрушки, развитие познавательных, социально-коммуникативных и речевых навыков, конструктивных и креативных способностей детей и родителей. - знакомить детей с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках. | - консультация для родителей «История новогодней игрушки» (последняя неделя ноября); - интегрированные занятия с детьми «Знакомство с елочной игрушкой»; - мастер класс для родителей «Новогодние игрушки своими руками» (первая неделя декабря); - родительская гостиная «Какими были первые новогодние украшения. История появления новогоднего шарика»; - выставка новогодних игрушек разных годов выпуска (вторая половина декабря); - занятие с детьми непосредственно образовательной деятельности «История елочной игрушки». (см.приложение 2); - выставка новогодних игрушек, созданных совместно детьми и их родителями; - экскурсии детей других групп к выставке, беседы с детьми о праздновании Нового года в семье; - интегрированное занятие с детьми «Осторожно, елка!». Рисунки детей по теме занятия (вторая половина декабря); - .конкурс «Новогодняя игрушка своими руками» (дети-родители); - .фотовыставка «Я и моя елка»
|
Обобщающий этап (оценка и рефлексия) | подведение итогов, оценка результатов проекта, разработка рекомендаций дальнейшего работы по эффективному взаимодействию в системе «семья – ребенок – образовательная организация» | - проведение новогоднего утренника; - презентовация проекта; - подведение итогов и выненсение Благодарности самым активным родителям за участие в организации и реализации проекта |
С детьми детского сада на основном этапе было проведено занятие
«История елочной игрушки».
Цели деятельности педагога:
-
Познакомить детей с историей елочных игрушек.
-
Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы разносторонними предложениями, активизация слов: стеклянные, тяжелые, легкие, хрупкие, гирлянда, бусы.
-
Воспитывать любознательность, интерес к игрушке разных времен.
-
Формировать понятие о том, что игрушки бьются, аккуратно обращаться с ними.
Материалы: Елочные игрушки, краски, кисти, карандаш.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент:
Стук в дверь. Воспитатель вносит мешок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чей это мешок? (дети отвечают, что мешок Деда Мороза)
Воспитатель: Да, он так спешил к ребятам, что, наверное, обронил мешок. Давайте посмотрим что там (воспитатель достает елочные игрушки)
Вот сегодня мы поговорим о елочных игрушках.
2.Основная часть:
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам расскажу о елочной игрушке, откуда она появилась.
Давным-давно в нашей стране елочных игрушек было совсем мало, их привозили из других стран. В Германии придумали новогодние шары, и стали их делать из стекла (показывает детям стеклянные шарики). Потом стали изготавливать другие игрушки: пароходики, музыкальные инструменты, игрушки животных (показывает фото елочных игрушек).
А уже в 20 веке стали изготавливать в России елочные игрушки, в городе Санкт-Петербург и в городе Клин. Когда разрешили праздновать Новый год в России после Революции начали выпускать такие елочные игрушки: парашютисты, дирижабли (фото).
В годы ВОВ выпускались елочные игрушки: солдаты, танки, пистолеты, собаки - санитары. После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери.
Немного позже появилась мода на стеклянные бусы, появились игрушки - часы, игрушки - спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.
Сейчас игрушки бывают разные: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики, шары с ручной росписью, пейзажами, картинами русской зимы, символикой и т.д. (фото). Бывают даже игрушки на прищепках (показывает игрушку). Давно существует традиция украшать макушку елки звездой.
Новогодние елочные игрушки можно даже сделать самим. И мы с вами будем изготавливать новогодние игрушки. Из чего можно сделать игрушку? (поролона, картона, бумаги, грецких орехов, пластиковых бутылок).
Воспитатель: А теперь сделаем разминку <Елочка>:
Ждут красавицу колючую - рисуют руками елочку
В каждом доме в декабре - делают ладошками дом
На ветвях зажгут фонарики - показывают фонарики
Искры брызнут в серебре - руки над головой
Сразу станет в доме празднично - пальцы оттопырены
Закружится хоровод - берутся за руки в хоровод
Дед мороз спешит с подарками - идут по кругу с воображаемым мешком за плечом
Наступает Новый год! - машут руками вверху.
Воспитатель: Сели, а теперь посмотрите, какие были игрушки раньше, а какие сегодня (дает одному - двум детям в одну руку старинную игрушку, в другую - современную):
Чем они отличаются? (одна тяжелая, другая легкая)
Еще чем? (стеклянная, пластиковая)
Воспитатель: Ребята, раньше люди только учились расписывать, рисовать на игрушках, а сейчас стали большими умельцами. И из года в год елочные игрушки все интереснее.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Деду Морозу раскрасить елочные игрушки, а то он не успевает? (дети разукрашивают игрушки по трафарету: шары и шишки).
Воспитатель: Ну, а теперь в хоровод вставайте, да дружно запевайте, хоровод вокруг елки. Молодцы!
3. Заключительная часть:
Сегодня мы с вами узнали много нового о елочной игрушке и помогли Деду морозу, Молодцы!
Нельзя забывать, что целью детско-родительских проектов является комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами детского сада, гармонизация детско-родительских отношений.
Результатом проекта «Новогодняя игрушка» стало решение следующих педагогических задач в аспекте проблемы взаимодействия «семья - ребенок - образовательная организация»:
- психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и детском саду с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
- создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника;
- построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях детского сада и семьи;
- подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию;
- создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. Теоретическиеаспекты взаимодействия детей и взрослых
- Глава 2. Опыт реализации детско-родительских проектов в условиях детского сада.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия детей и взрослых
- 1.1. Взаимодействия в системе «ребенок – родитель»: понятия, сущность
- Проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребенка со взрослым
- Глава 2. Опыт реализации детско-родительских проектов в условиях детского сада
- 2.1 Детско-родительские проекты как способ взаимодействия детского сада с семьями ребенка
- 2.2. Детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка»: цель, этапы, анализ, результат
- Заключение
- Список литературы