logo
Дети и взрослые (проектная деятельность)

2.2. Детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка»: цель, этапы, анализ, результат

В ходе настоящего исследования было теоретически обосновано предположение, что в контексте организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «семья - ребенок образовательная организация», одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого и коммуникативного развития ребенка.

Примером эффективности развития взаимодействия ребенка со взрослыми посредством детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации может стать информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка».

Вид проекта: информационно-творческий, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги детского сада, воспитанники и их родители.

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации: 25 ноября 2015 г. - 25 декабря 2015 г.

Условия реализации: детский сад № 58 « Петушок » - «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.

Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.

Направления деятельности:

- просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);

- практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия детского сада, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучение потребностей родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации; разработка содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;

- организация просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, создание благоприятных психологических условий равнозначного диалога между ребенком и родителями;

- содействие формированию ценностного отношения к семейным традициям в процессе социально-коммуникативной; познавательно- информационной и художественно-творческой совместной деятельности детей и родителей как субъектов образовательного процесса;

- формирование представления о значимости новогодних праздничных традиций, истории новогодней игрушки, развитие познавательных, социально-коммуникативных и речевых навыков, конструктивных и креативных способностей детей и родителей.

Гипотеза проекта: процесс социально-коммуникативного, познаватель-информационного и художественно-творческого развития личности дошкольника будет происходить эффективнее, если реализуются следующие условия:

- участие родителей в планировании совместной деятельности;

- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;

- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Принципы реализации проекта:

- принцип целенаправленности, систематичности, плановости проектной работы;

- принцип создания здоровой духовно-нравственной образовательной среды на основе взаимодействия в системе «семья - ребенок - организация»;

- принцип социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества;

- принцип многообразия и вариативности методов и форм организации проектной деятельности;

- принцип мотивационного обеспечения и стимулирования.

Формы работы с родителями: педагогическая гостиная; консультации, беседы; развлечения, праздники; открытые занятия; дни открытых дверей; родительские собрания; практикумы; прогулки, экскурсии; папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ; обобщение опыта семейного воспитания.

Предполагаемый результат реализации проекта:

- отсутствие формализма в организации работы с семьей;

- динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

- учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

- выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

- осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Проект реализуется в несколько этапов (см. таблицу 3).

Таблица 3

Основные этапы информационно-творческого проекта «Новогодняя игрушка» в детском саду.

Этап проекта

Задачи

Методы и формы работы

I. Подготовительный этап (функции мониторинга, планирования, мотивации)

- формирование общей образовательной концепции проекта (целей, задач и принципов);

- сбор и анализ учебно-методической литературы; комплектование теоретической базы проекта;

- изучение мотивационной готовности педагогов, детей и родителей к участию в проекте;

- составление плана мероприятий.

- Анкетирование родителей «В ожидании Нового года» ( см.приложение 1) ;

опрос-диагностика родителей по вопросам социального заказа;

- мини-педсовет «Детский сад и семья»;

- родительское собрание по знакомству с проектом и результатами мониторинга;

- проектирование.

II. Основной этап

(функции организации и контроля)

- организация просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, создание благоприятных психологических условий равнозначного диалога между ребенком и родителями;

- содействие формированию ценностного отношения к семейным традициям в процессе социально-коммуникативной; познавательно-информационной и художественно-творческой совместной деятельности детей и родителей как субъектов образовательного процесса;

- формирование представления о значимости новогодних праздничных традиций, истории новогодней игрушки, развитие познавательных, социально-коммуникативных и речевых навыков, конструктивных и креативных способностей детей и родителей.

- знакомить детей с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках.

- консультация для родителей «История новогодней игрушки» (последняя неделя ноября);

- интегрированные занятия с детьми «Знакомство с елочной игрушкой»;

- мастер класс для родителей «Новогодние игрушки своими руками» (первая неделя декабря);

- родительская гостиная «Какими были первые новогодние украшения. История появления новогоднего шарика»;

- выставка новогодних игрушек разных годов выпуска (вторая половина декабря);

- занятие с детьми непосредственно образовательной деятельности «История елочной игрушки». (см.приложение 2);

- выставка новогодних игрушек, созданных совместно детьми и их родителями;

- экскурсии детей других групп к выставке, беседы с детьми о праздновании Нового года в семье;

- интегрированное занятие с детьми «Осторожно, елка!». Рисунки детей по теме занятия (вторая половина декабря);

- .конкурс «Новогодняя игрушка своими руками» (дети-родители);

- .фотовыставка «Я и моя елка»

Обобщающий этап

(оценка и рефлексия)

подведение итогов, оценка результатов проекта, разработка рекомендаций дальнейшего работы по эффективному взаимодействию в системе «семья – ребенок – образовательная организация»

- проведение новогоднего утренника;

- презентовация проекта;

- подведение итогов и выненсение Благодарности самым активным родителям за участие в организации и реализации проекта

С детьми детского сада на основном этапе было проведено занятие

«История елочной игрушки».

Цели деятельности педагога:

  1. Познакомить детей с историей елочных игрушек.

  2. Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы разносторонними предложениями, активизация слов: стеклянные, тяжелые, легкие, хрупкие, гирлянда, бусы.

  3. Воспитывать любознательность, интерес к игрушке разных времен.

  4. Формировать понятие о том, что игрушки бьются, аккуратно обращаться с ними.

Материалы: Елочные игрушки, краски, кисти, карандаш.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Организационный момент:

Стук в дверь. Воспитатель вносит мешок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чей это мешок? (дети отвечают, что мешок Деда Мороза)

Воспитатель: Да, он так спешил к ребятам, что, наверное, обронил мешок. Давайте посмотрим что там (воспитатель достает елочные игрушки)

Вот сегодня мы поговорим о елочных игрушках.

2.Основная часть:

Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам расскажу о елочной игрушке, откуда она появилась.

Давным-давно в нашей стране елочных игрушек было совсем мало, их привозили из других стран. В Германии придумали новогодние шары, и стали их делать из стекла (показывает детям стеклянные шарики). Потом стали изготавливать другие игрушки: пароходики, музыкальные инструменты, игрушки животных (показывает фото елочных игрушек).

А уже в 20 веке стали изготавливать в России елочные игрушки, в городе Санкт-Петербург и в городе Клин. Когда разрешили праздновать Новый год в России после Революции начали выпускать такие елочные игрушки: парашютисты, дирижабли (фото).

В годы ВОВ выпускались елочные игрушки: солдаты, танки, пистолеты, собаки - санитары. После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери.

Немного позже появилась мода на стеклянные бусы, появились игрушки - часы, игрушки - спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.

Сейчас игрушки бывают разные: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики, шары с ручной росписью, пейзажами, картинами русской зимы, символикой и т.д. (фото). Бывают даже игрушки на прищепках (показывает игрушку). Давно существует традиция украшать макушку елки звездой.

Новогодние елочные игрушки можно даже сделать самим. И мы с вами будем изготавливать новогодние игрушки. Из чего можно сделать игрушку? (поролона, картона, бумаги, грецких орехов, пластиковых бутылок).

Воспитатель: А теперь сделаем разминку <Елочка>:

Ждут красавицу колючую - рисуют руками елочку

В каждом доме в декабре - делают ладошками дом

На ветвях зажгут фонарики - показывают фонарики

Искры брызнут в серебре - руки над головой

Сразу станет в доме празднично - пальцы оттопырены

Закружится хоровод - берутся за руки в хоровод

Дед мороз спешит с подарками - идут по кругу с воображаемым мешком за плечом

Наступает Новый год! - машут руками вверху.

Воспитатель: Сели, а теперь посмотрите, какие были игрушки раньше, а какие сегодня (дает одному - двум детям в одну руку старинную игрушку, в другую - современную):

Чем они отличаются? (одна тяжелая, другая легкая)

Еще чем? (стеклянная, пластиковая)

Воспитатель: Ребята, раньше люди только учились расписывать, рисовать на игрушках, а сейчас стали большими умельцами. И из года в год елочные игрушки все интереснее.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Деду Морозу раскрасить елочные игрушки, а то он не успевает? (дети разукрашивают игрушки по трафарету: шары и шишки).

Воспитатель: Ну, а теперь в хоровод вставайте, да дружно запевайте, хоровод вокруг елки. Молодцы!

3. Заключительная часть:

Сегодня мы с вами узнали много нового о елочной игрушке и помогли Деду морозу, Молодцы!

Нельзя забывать, что целью детско-родительских проектов является комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами детского сада, гармонизация детско-родительских отношений.

Результатом проекта «Новогодняя игрушка» стало решение следующих педагогических задач в аспекте проблемы взаимодействия «семья - ребенок - образовательная организация»:

- психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и детском саду с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;

- создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника;

- построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях детского сада и семьи;

- подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию;

- создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.

Yandex.RTB R-A-252273-3