Введение
Актуальность исследования. Сегодня в дошкольном образовании осуществляются кардинальные перемены, начатые государством. В целях совершенствования образования и воспитания детей дошкольного возраста введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), целью которого является улучшение качества развития детей дошкольного возраста. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» утверждает индивидуальный подход к ребенку, а также взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [1].
Цель сотрудничества с семьями воспитанников не должна ограничиваться качественным выполнением их социального заказа по надзору, воспитания и обучения детей, которых сегодня хотят видеть «конкурентоспособными» и максимально подготовленными к школе. Важной в сотрудничестве с каждой семьей является помощь родителям понять и воспринять современные гуманистические идеи и ориентиры, основанные на уважении к личности ребенка, заботе о ее всестороннем развитии.
Крайне значимым в дошкольном образовании является создание единого пространства взаимодействия педагогов, детей и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.
Взаимодействие между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. Для этого необходимо искать новые методы и формы работы с родителями и их детьми.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой, самостоятельной деятельности детей, направленной на достижение поставленной цели и предусматривающая взаимодействие детей со взрослыми.
Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность, которая позволяет ребенку понять окружающую его предметную действительность, а так же выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, учится сотрудничать в условиях совместной деятельности. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.
На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике так как хорошо организованный детско-родительский проект способствует решению целого ряда задач: формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их кругозора; развитие интегративных личностных качеств; развитие исследовательских, трудовых, коммуникативных, творческих умений и навыков; укрепление детско-родительских отношений; активное содержательное взаимодействие ДОУ с семьей; формирование положительной самооценки у дошкольников.
Детско-родительский проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком и родителем окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Детско-родительские проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические аспекты взаимодействия детей и взрослых исследованы в трудах А. В. Дронь, О. Л. Данилюк [13], Е. С. Коротаева [20], А. В. Мудрик [26], Л. С. Выготский [9] и другие.
Проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребёнка со взрослыми исследованы в трудах В. П. Бедерханова [4], Н. Е. Веракса [8], Е. С. Евдокимова [18] и другие.
Проблема исследования заключается в изучении влияния детско - родительских проектов в развитии взаимодействийпедагогических условий, в которых возможно развитие взаимодействия ребёнка со взрослыми.
Цель исследования. Проанализировать развитие взаимодействия ребёнка со взрослыми по средствам детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты взаимодействия детей и взрослых.
2. Рассмотреть проектную деятельность как способ развития взаимодействия ребёнка со взрослым .
3. Показать детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка» как способ взаимодействия детского сада с семьями ребёнка.
Объект исследования - взаимодействие ребёнка со взрослыми.
Предмет исследования - развитие взаимодействия ребёнка со взрослыми посредством детско-родительских проектов в ДОУ.
Методология и методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение научной, учебно-методической, нормативно-правовой литературы по исследуемой проблеме; практические - анализ, изучение результатов продуктивной деятельности детей, наблюдение, обобщение полученных данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 58 « Петушок » (МАДОУ№ 58 « Петушок)
Юридический адрес: 624006, Свердловская область, Сысертский район, поселок Большой Исток, ул. Парковая 1А
Официальный сайт:http://www.adm.sysert.ru
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения двух глав и заключения.
Во введении обоснован научный аппарат исследования.
В Главе 1 «Теоретические аспекты взаимодействия детей и взрослых» рассмотрено взаимодействие в системе «ребенок-родитель», проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребёнка со взрослыми.
В Главе 2 «Опыт реализации детско-родительских проектов в условиях детского сада» определена роль детско-родительские проектов как способ взаимодействия детского сада с семьями ребёнка, показан детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка».
В заключении даны основные выводы исследования .
В курсовой работе имеется список использованной литературы, состоящий из 40 источников, а также приложения 1.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. Теоретическиеаспекты взаимодействия детей и взрослых
- Глава 2. Опыт реализации детско-родительских проектов в условиях детского сада.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия детей и взрослых
- 1.1. Взаимодействия в системе «ребенок – родитель»: понятия, сущность
- Проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребенка со взрослым
- Глава 2. Опыт реализации детско-родительских проектов в условиях детского сада
- 2.1 Детско-родительские проекты как способ взаимодействия детского сада с семьями ребенка
- 2.2. Детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка»: цель, этапы, анализ, результат
- Заключение
- Список литературы