logo
Маркетинг в туризме / Лекции

Вопрос 1

Формирование рыночной экономики вызвало живой интерес к формам и методам производственно-коммерческой деятельности, используемым в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг, который обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующего применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализация туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристских предприятий. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж, характером труда и т.д. В силу этого маркетинг в туризме имеет целый ряд характерных черт, которые и выделили его в отдельное направление маркетинга как науки и учебной дисциплины.

Для того чтобы реально использовать маркетинг как надежный инструмент достижения успеха на рынке, руководителям и специалистам туристских предприятий необходимо овладеть его методологией и умением творчески применять ее в зависимости от конкретной ситуации. Дело в том, что маркетинг нельзя рассматривать в качестве панацеи от всех бед. Это своего рода компас и лоция, которые позволяют вести корабль бизнеса к намеченной цели более безопасным путем. В то же время маркетинг — это творческий процесс, ко­торый нецелесообразно, да и невозможно заранее регламентировать во всех деталях. В условиях конкурентной борьбы успеха добиться может только то предприятие, которое творчески и нестандартно применяет концепцию маркетинга, постоянно ищет в ее рамках новые способы адаптации к постоянно изменяющимся рыночным условиям и активного воздействия на рынок и потребителей.

Путь к успешному овладению инструментарием современного маркетинга пролегает по тернистой тропе практического использования его приемов и методов. Поэтому включает в себя конкретные ситуации, практикующие упражнения и домашние задания, распределенные по соответствующим главам.

Конкретные ситуации, занимающие основное место в методике преподавания маркетинга, подготовлены автором на основе публикаций отечественных и зарубежных авторов, материалов периодической печати, зарубежных стажировок, практики работы предприятий индустрии туризма, делового общения и консультирования руководителей и специалистов туристских фирм.

Анализ конкретных ситуаций позволяет обучающимся выработать умения, необходимые в практической деятельности, развивает у них аналитические способности, навыки логического мышления, поиска соответствующей информации, анализа и оценки фактов и разработки альтернативных решений. В ходе обсуждения конкретной ситуации и дискуссий со своими коллегами также вырабатываются навыки эффективной межличностной и групповой коммуникации.

Работа с конкретной ситуацией включает:

□ индивидуальный анализ ситуации;

□ групповое обсуждение конкретной ситуации в аудитории с преподавателем.

При подготовке к анализу ситуации необходимо изучение соответствующей учебной, научной, справочной, методической литературы, данных периодических изданий и других источников маркетинговой информации.

Практикующие упражнения представляют собой задания определенного типа, предназначенные для закрепления пройденного материала. Выполнение упражнений индивидуально или в группах способствует развитию у студентов таких качеств, как решительность, творчество, умение строить эффективные межличностные и групповые отношения, слушать и слышать других, формулировать и выражать свои мысли и т.д.

Выполнение домашних заданий в дополнение к практикующим упражнениям поможет обучающимся развивать навыки эффективной письменной коммуникации. Вместе с тем для подготовки домашних заданий студент должен владеть теоретическим материалом, умениями и навыками, вырабатываемыми практикующими упражнениями.