logo
Электронный маркетинг / ux5eebnik / Учебник / Gl_3

Cтруктура электронного рынка, модели взаимодействия участников

Повторим, что электронный бизнес как система, оказывающая влияние на все бизнес-процессы в экономике, характеризуется несколькими свойствами:

Эти свойства во многом определяют влияние электронного бизнеса на процессы в экономике, степень ее развития в отдельных странах, а также тенденции в развитии самого электронного бизнеса.

Как известно, рынок состоит из трех основных элементов: участников рынка, продуктов и процессов. К участникам относятся продавцы, покупатели и посредники, а также организации, обеспечивающие инфраструктуру и правила рынка (государственные органы, общественные организации). Продуктами называются товары и услуги, ради которых продавцы и покупатели выходят на рынок. Взаимодействие между участниками рынка по поводу купли-продажи продуктов и других видов рыночной деятельности здесь названы процессами, которые могут включать разработку новых продуктов, производство, исследования рынка, поиск продукта, его заказ, поставку и потребление.

Все элементы рынка присутствуют как в реальном, физическом отображении, так и опосредованно – через среду, основанную на использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Например, для такого элемента рынка как продукт это означает, что он может присутствовать в процессах купли-продажи как реальный товар или как товар, представленный в цифровом формате данных (например, программный продукт или услуга, оказанная с использованием сети Интернет).

В электронном бизнесе принято выделять следующие модели взаимодействия участников рынка:

Такое деление является весьма условным, и делается, с одной стороны, для получения академической полноты картины, а с другой стороны, функционирование большинства этих моделей требует специальных организационных решений. Принципы и механизмы практического взаимодействия участников рынка можно рассмотреть на примере реализации электронного бизнеса в сети Интернет.

Построение успешно функционирующих систем электронного бизнеса основано на:

Наглядно эти принципы могут быть проиллюстрированы на примере взаимодействия предприятий B2B (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Технологии электронного бизнеса

Структура электронного рынка приведена в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Современная структура электронного рынка

Модели взаимодействия участников

Модель

Взаимодействия

Организационные формы

B2C

Business-to-consumer (бизнес-конечному потребителю) – продажа товаров и услуг непосредственно потребителю

  • B2C Web-витрины.

  • Розничная электронная торговля (e-retail или e-tail), виртуальные молы (virtual malls).

  • Продажа on-line услуг транспортных, туристических, страховых, финансовых и инвестиционных компаний, банков, учебных заведений и т.п.

  • Торговля по электронным каталогам.

B2B

Business-to-business (бизнес-бизнесу) – продажа товаров и услуг другому предприятию

  • B2B Web-витрины – продажа предприятиям товаров и услуг.

  • Электронные вертикальные рынки – создание специфического торгового сообщества в определенной отрасли.

  • В2В сообщества – торговые площадки различных поставщиков для организации продаж товаров или услуг.

  • Межотраслевые В2В порталы – торговые площадки, объединяющие различные рынки.

  • B2B аукционы – торговые площадки для обмена между поставщиками и покупателями конкурентоспособными предложениями.

  • B2B электронные биржи– торговые площадки для автоматизированного подбора контрагентов по продажам и покупкам.

B2G

Business-to-government (бизнес-правительству) – сделки между предприятием и местными, районными или государственными органами власти

Правительственные закупки, не требующие проведения конкурсов.

C2C

Consumer-to-consumer (потребитель-потребителю) – потребитель продает товары непосредственно потребителю

Электронные аукционы индивидуальных потребителей.

C2B

Consumer-to-business (потребитель-бизнесу) – потребитель называет свою цену, которую предприятие принимает или нет

Обратные электронные аукционы.

G2E

Government-to-everybody или E-government - предоставление информации и услуг госорганов всех ветвей власти всем категориям граждан и юридическим лицам

Порталы правительства, других ветвей власти, муниципальных властей, отдельных ведомств, таких как полиция, органы социального обеспечения и т.п. (информация, интерактивные запросы, оказание услуг).