Вопрос 1. Маркетинг в системе управления банком
Специфика банковского маркетинга обусловлена тем, что в оперативном режиме конъюнктурная информация может и должна поступать руководителям банка и его служб. А основной акцент в работе службы маркетинга должен быть сделан на прогнозирование и выработке рекомендаций относительно основных составляющих маркетинга: продуктовой и ценовой политики банка, его стратегии относительно филиальной сети, поддержание имиджа банка и доверия к нему клиентов, продвижения продуктов на рынок.
Конкретный способ организации маркетинговой деятельности в банке зависит от многих факторов, в первую очередь таких, как размер банка и величина уставного капитала, целевые установки банка, количественная и качественная характеристика клиентов, отношение работников банка и учредителей к маркетингу.
В идеальном банке, ориентированном на рынок, все службы работают вместе на достижение единой цели банка и все ориентированны на клиента. В реальной жизни такая ситуация встречается довольно редко. В действительности в каждом подразделении банка есть специалисты, которые имеют собственный взгляд на свою работу и работу банка, поэтому служба маркетинга должна постоянно взаимодействовать со всеми подразделениями, собирая информацию там и доводя до них свою информацию о конъюнктуре рынка, пожелания клиентов и т.д. Специалисты службы маркетинга должны принимать участие в разработке новых банковских продуктов и установлении цен на них. Однако необходимо отметить, что эффективность использования принципов маркетинга в банке во многом зависит от организации управленческого учета. В рыночных условиях банки параллельно с нормативно заданным бухгалтерским учетом развивают для целей внутреннего руководства управленческий учет, в основе которого лежит планирование денежных потоков по времени и объемам.
Для эффективного управления необходимо иметь данные по затратам и прибыльности каждого вида услуг применительно к каждому клиенту, что в действительности осуществить довольно сложно. Данные управленческого учета используются при установлении цен на услуги, при оценке эффективности введения новых услуг или открытии новых филиалов. Конечно, окончательное решение по продуктам и сегментам рынка руководство принимает с учетом множества неформализуемых факторов, но в основе этого решения лежат данные маркетинговых исследований и управленческого учета, с помощью которого можно определить прибыльность, как самих услуг, так и отдельных счетов.
На российском рынке банковских услуг наметились признаки борьбы за клиентов в части банковского обслуживания, привлечения средств. Необходимым элементом этой борьбы является банковский маркетинг
Исходным этапом развития маркетинговой деятельности в банке является анализ сложившейся рыночной ситуации, особенности банковской клиентуры, конкурентов, а также непосредственных возможностей самого банка и его отделов. Необходимо определить привлекательные и одновременно доступные для банка целевые сегменты на рынке клиентов и услуг. Определив в наиболее общем виде группы потенциальных клиентов на основе их отношения к продуктам, которые может преложить банк, можно начинать целевой маркетинг, ориентированный на конкретных клиентов, а изучив конкурентов, можно проводить позиционирование услуг банка на рынке по сравнению с услугами основных конкурентов.
Для маркетинга важным является проблема филиальной сети. Эффективно использовать средства автоматизации и другие технические нововведения можно только в крупномасштабном банковском деле. Поэтому банки вынуждены увеличивать число клиентов, выходя на новые и более удаленные рынки, следовать за своими клиентами, увеличивая число счетов, операций и услуг.
В некоторых российских коммерческих банках управление маркетинга находится в ведении президента банка. Встречаются комбинированные варианты, когда служба рекламы и паблик рилейшенз подчиняются непосредственно управляющему, а другие функции службы маркетинга находятся в ведении управления развития, которое отвечает за развитие банковских технологий, налаживание работы внешних подразделений, расширение перечня консультационных услуг.
Однако для реальной оценки уровня развития маркетинга и его влияние на управление банком необходим более детальный анализ выполняемых службой маркетинга функций и должностных инструкций ее работников.
Анализ западного и российского опыта банковской деятельности позволяет сделать вывод о необходимости формирования специальной службы маркетинга в банке, имеющей свои особые задачи.
В отличие от планово-аналитического управления служба маркетинга должна собирать и анализировать всю информацию о внешней среде, освободив от этого планово-аналитическую службу, основной задачей которой являются планирование и оценка эффективности деятельности банка и его подразделений на базе развития системы управленческого учета.
Главной и довольно трудной задачей маркетинга является изучение и прогнозирование спроса на банковские услуги – существующие и новые.
Следующая задача службы маркетинга банка – изучение клиентов.
И, наконец, перед службой маркетинга стоит задача создания и ведения банка данных о конкурентах, где аккумулируется систематическая информация по конкурентам: перечень услуг, сведения о ценах и тарифах, структуре доходов, крупных клиентах, рейтинг надежности и другая важная информация.
Прогнозировать конъюнктуру финансового рынка в условиях реальной конкуренции, при наличии множества клиентов и услуг значительно сложнее, поэтому объективно появляется потребность в развитии системы маркетинга как средства мониторинга, анализа и прогнозирования внешней среды и как необходимого элемента адаптивной системы управления коммерческим банком.
- Тема 1. Понятие и сущность системы маркетинга в банке
- Вопрос 1. Теория маркетинга
- 1.2. Виды маркетинговой деятельности
- Вопрос 2. Специфика банковской деятельности с позиции маркетинга
- Вопрос 3. Основные составляющие банковского маркетинга
- Вопрос 4. Основные концепции маркетинговой деятельности
- Тема 2. Комплекс маркетинга в банке (маркетинг-микс)
- Вопрос 1. Банковский продукт
- 1.1. Жизненный цикл банковского продукта (услуги)
- Вопрос 2. Рынок
- Вопрос 3. Политика продаж: ценообразование и система доставки банковских продуктов
- Тема 3. Банковская конкуренция. Внешняя среда в системе оказания банковских услуг
- Вопрос 1. Возникновение конкуренции в банковском деле. Понятие банковской конкуренции
- Вопрос 2. Сфера и уровни банковской конкуренции
- Вопрос 3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция
- Вопрос 4. Ценовая и неценовая конкуренция
- Тема 4. Исследования в банковском маркетинге
- Вопрос 1. Маркетинговые исследования
- Вопрос 2. Анализ клиентской базы
- Тема 5. Коммуникационная стратегия и продвижение банковских услуг
- Вопрос 1. Продвижение банковских услуг (теоретический аспект)
- Вопрос 2. Реклама
- Вопрос 3. Личное продвижение банковских услуг. Персональная продажа
- Тема 6. Управление и маркетинг
- Вопрос 1. Маркетинг в системе управления банком
- Вопрос 2. Стратегический маркетинг