Вопрос 2. Стратегический маркетинг
В условиях быстро меняющейся внешней среды и ужесточения конкуренции на финансовом рынке успешная деятельность банка во многом зависит от правильно выбранной стратегии развития, которая показывает, как достигнуть поставленной целей, определить, где, когда и как банк будет предоставлять услуги клиентам.
Стратегическое планирование коммерческого банка – это не детально разработанная программа деятельности, а обобщенная концепция его целей и средств, причем постоянно корректируемая в соответствии с изменениями внешней среды.
Концепция формирования стратегии банка основывается на глубоком понимании структуры и тенденций развития рынка банковских услуг, на объективной оценке клиентов и конкурентов, собственных конкурентных преимуществ банка и его позиции на рынке.
В настоящее время на смену политике предоставления однотипных банковских услуг приходит политика дифференциации услуг и клиентов, наступает время выработки стратегических решений по поводу сегментации рынка клиентов и услуг, принципов кредитной и инвестиционной политики, приемлемого для банка соотношения риска и доходности, уровня ликвидности и т.д.
Разработка и реализация долгосрочной стратегии развития банка осложняется множеством факторов и ограничений, к которым относятся денежные ресурсы, техническая база, круг клиентов, опыт и квалификация сотрудников, но главная трудность отсутствие методической базы.
Успешная стратегия на конкурентном рынке определяется, сочетанием трех составляющих:
- правильно выбранными долгосрочными целями;
- пониманием конкурентного окружения;
- реальной оценкой собственных ресурсов и возможностей организации, ее конкурентных преимуществ.
Маркетинг прошел следующую эволюцию, от функционального маркетинга (маркетинга ориентированного на продукт), маркетинга микса (маркетинга ориентированного на клиента), до стратегического маркетинга (оценки внешней среды).
В стратегическом маркетинге акцент смешивается с потребителя или продукта на внешнее окружение организации. Для успешной деятельности банка маркетолог должен знать не только клиентов, но и конкурентов, законодательную базу, экономические, политические и социальные факторы макросреды, которые определяют эволюцию рынка и маркетинга.
Стратегический маркетинг, направленный на удовлетворение всех заинтересованных в деятельности банка фирм и отдельных лиц не означает отказ от прибыли, которая, собственно и может быть основным источником средств для инвестиций, выплаты дивидендов и вознаграждений менеджерам и служащим.
Процесс разработки стратегия развития банка состоит из следующих этапов:
- целевые установки банка;
- анализ внешней среды;
- внутренний анализ (аудит);
- конкурентные преимущества банка;
- уточнение целей и задач;
- формирование стратегии на альтернативной основе.
Целевыми установками банка могут быть достижение приемлемой доли на рынке по отдельным видам услуг и в целом по банковскому рынку, достаточная прибыль, финансовая устойчивость, поддержание определенного уровня ликвидности.
Сама стратегия развития банка определяется двумя основными элементами: направлениями роста и конкурентными преимуществами банка на выявленных рынках.
Возможными подходами к определению стратегических альтернатив могут быть следующие:
- для стратегии роста – использование матрицы И. Ансофа (развитие рынка, новые рынки, новые продукты, диверсификация);
- для стратегии достижения конкурентных преимуществ – использование функциональных стратегий (активы, пассивы, кадры, информация, технологии). Использование ресурсов (капитал, филиалы, имидж);
При выборе направлений роста у банка есть несколько альтернатив: совершенствование деятельности, товарная экспансия, рыночная экспансия, диверсификация.
Основными направлениями достижения конкурентных преимуществ банка являются: дифференциация, фокусирование, синергизм, низкие издержки, первопроходцы.
Дифференциация предлагаемых услуг и снижение величины затрат это ценовая стратегия низких издержек, разработанная М.Портером, является общей стратегией и имеет универсальный характер.
Важные направления достижения конкурентных преимуществ – ранний выход на рынок с новой услугой (стратегия первопроходца) и фокусирование на определенной группе клиентов или виде услуг. В этом случае банк становится специализированным.
Синергизм, означающий повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов или сфер деятельности, в банковской отрасли проявляется при создании холдингов, предоставлении синдицированных кредитов, однако он не имеет широкого распространения, как в производственных отраслях.
При выборе конкретных стратегических решений необходимо принимать во внимание такие факторы, как соответствие целям организации и выполняемость этих решений.
Разработка маркетинговой стратегии – сложный процесс, основанный на определенной методологии анализа внешней среды, выявлении конкурентных преимуществ банка в этой среде и принятии финансовых решений относительно товаров и рынка. При разработке стратегии внимание необходимо уделять желаниям и потребностям клиентов, использовать всю возможную информацию о целевом рынке.
- Тема 1. Понятие и сущность системы маркетинга в банке
- Вопрос 1. Теория маркетинга
- 1.2. Виды маркетинговой деятельности
- Вопрос 2. Специфика банковской деятельности с позиции маркетинга
- Вопрос 3. Основные составляющие банковского маркетинга
- Вопрос 4. Основные концепции маркетинговой деятельности
- Тема 2. Комплекс маркетинга в банке (маркетинг-микс)
- Вопрос 1. Банковский продукт
- 1.1. Жизненный цикл банковского продукта (услуги)
- Вопрос 2. Рынок
- Вопрос 3. Политика продаж: ценообразование и система доставки банковских продуктов
- Тема 3. Банковская конкуренция. Внешняя среда в системе оказания банковских услуг
- Вопрос 1. Возникновение конкуренции в банковском деле. Понятие банковской конкуренции
- Вопрос 2. Сфера и уровни банковской конкуренции
- Вопрос 3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция
- Вопрос 4. Ценовая и неценовая конкуренция
- Тема 4. Исследования в банковском маркетинге
- Вопрос 1. Маркетинговые исследования
- Вопрос 2. Анализ клиентской базы
- Тема 5. Коммуникационная стратегия и продвижение банковских услуг
- Вопрос 1. Продвижение банковских услуг (теоретический аспект)
- Вопрос 2. Реклама
- Вопрос 3. Личное продвижение банковских услуг. Персональная продажа
- Тема 6. Управление и маркетинг
- Вопрос 1. Маркетинг в системе управления банком
- Вопрос 2. Стратегический маркетинг