1.8.2. Воздействие посредством голоса и музыки
К средствам аудиального воздействия относятся речь, музыка и звуковые эффекты.
«Музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Однако, музыка предназначена не только для развлечения. Она также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека» [Сиушкина 1999, 1]. Считается, что процессы, связанные с логикой и речью, происходят в основном в левом полушарии мозга, а восприятие музыки, как чувств и эмоций - в правом полушарии мозга.
Для того, чтобы объяснить механизм воздействия музыки на человеческий организм, необходимо рассмотреть, как человек воспринимает звук. Звуковые колебания воспринимаются либо через органы слуха, передающие полученную информа1#ш% особые участки мозга, либо колебания определенной частоты напрямую воздействуют на функционирование отдельных органов и организм в целом [Huron 1989].
В первом случае мозг, в зависимости от полученной информации, направляет органам сигналы, возникающие под её влиянием. Во втором случае механизм воздействия звуковых колебаний следующий. Каждый орган работает в своём особом режиме, биоритмы работы любого здорового органа лежат в определённом диапазоне частот, общем для подавляющего большинства людей. Например, частота работы сердца и гладкой мускулатуры внутренних органов близка к 7 Гц. Альфа- режим работы мозга - 4 - 6 Гц. Бета-режим - 20 - 30 Гц. При совпадении или приближении частоты звукового колебания к частоте биоритмов того или иного органа возникает хорошо известное всем явление резонанса (усиление колебаний) или антирезонанса (подавление колебаний). Возможны также случаи так называемого неполного резонанса (частичного совпадения колебаний) [Воздействие музыки на человека].
Колебания проявляются в ритме (или темпе) музыки, то есть в количестве ударов (тактов) в минуту. Так, ритм вальса составляет около 50-80 ударов в минуту, иными словами около 1 Гц. Музыка, предназначенная для релаксации и медитации, имеет гораздо более медленный ритм. Рок-н-ролл и родственные ему музыкальные формы имеют около 120 ударов в минуту, то есть около 2 Гц.
Музыка способна быстро вызывать чувства и эмоции невероятной силы. То, что в книге описывается многими предложениями, в музыке часто можно выразить всего лишь одним тактом или аккордом. Существуют наблюдения о том, как слуховое и зрительное восприятие связаны с действием, которое они производят: слуховое восприятие вызывает гораздо более сильный эмоциональный отклик, чем зрительное. Вид раненого животного или человека, которые страдают молча, возможно, не произведет особого впечатления на того, кто это видит. Но, если при этом человек или животное будут пронзительно кричать, то это обычно сильно затрагивает наблюдателя [Психология музыки].
Голос, как одно из составляющих любой видеорекламы, так же оказывает сильное воздействие на сознание человека Здесь стоит учитывать окраску голоса, принадлежность по тендерному признаку, тембр речи: «за кадром выигрышнее мужской голос - баритон, низкий "бархатный", тогда как тенор вызывает удивление» [Ворошилов 1999, 35].
Исследования ученых университета Шеффилда, которые были опубликованы в одном из номеров научного журнала Neurolmage, показали, что человеческий мозг гораздо лучше воспринимает мужскую речь, чем женскую речь. Исследователи в своих наблюдениях использовали специальный сканер, который изучал мозговую деятельность 12 мужчин и 12 женщин, слушавших попеременно женские и мужские голоса. Оказалось, что они воздействовали на разные области человеческого мозга [Мужской голос предпочтительнее женского].
Женский голос является более музыкальным, и звучит на высоких частотах. Гамма этих частот заметно шире, чем в случае мужского голоса. А это означает, что мозгу гораздо сложнее расшифровывать женскую речь, чем мужскую. Следовательно, для рекламы лучше использовать мужской голос, так как сознание человека гораздо больше открыто для него. В это же время, женский голос является более приятным на слух, а информация, которая подается спокойным женским голосом, расслабляет.
Звуковые эффекты помогают человеку погрузиться в нужную обстановку, чтобы возникло ощущение непосредственного участия. Согласно А.Ю. Вуйма звуковые эффекты могут быть разделены на два вида:
Создающие эффект присутствия. Они имитируют звуки, которые присущи событиям, происходящим в ролике. Например, событие происходит в лесу, тогда пение птиц, шум ветра в кронах деревьев, создадут эффект присутствия. Хруст чипсов, сухариков. Голоса животных в рекламе для животных. Но, необходимо учитывать тот факт, что детальное воспроизведение подобных звуков помешает восприятию рекламы. Например, если сзади героя стоит холодильник, то звуковое сопровождение работы холодильника будет лишним, так как он будет подавлять основную идею рекламного ролика.
Символизирующие что-либо. Такие звуки напрямую не связаны с рекламируемым товаром или событиями ролика. Во-первых, это может быть звук, который используется во всех роликах фирмы и служит своеобразным отличительным знаком. Во-вторых, некоторые звуки ассоциируются у большинства людей с тем или иным явлением. «Так, например, радио «Ультра» запустило рекламные блоки своего радио со звуковым эффектом, взятым из программы ICQ, что постоянно заставляет обращать на себя внимание и символизирует что-то новое и долгожданное» [Вуйма 2004, 29].
Таким образом, нами в модель воздействия будут включены музыка, с частотой ритма < 1Гц < 2Гц, мужской голос и женский голос низкой частотности, а так же звуковые эффекты, которые создают иллюзию присутствия.
- Глава1. Вербальное и невербальное воздействие в рекламе
- 1.1. История рекламы
- 1.8. Невербальные средства воздействия
- 1.8.1. Воздействие посредством цвета
- 1.8.2. Воздействие посредством голоса и музыки
- 1.8.3. Параязык
- 1.9. Модель эффектиквого вербального и невербального воздействия в рекламе
- Глава 2. Вербальное и невербальное воздействие в аглоязычной
- 2.1. Вербальные и невербальные средства воздействия в англоязычной рекламе косметики
- 2.2. Результаты анализа англоязычной рекламы косметики
- Глава 3. Вербальное и невербальное воздействие в русскоязычной
- 3.1.Вербальные и невербальные средства воздействия в русскоязычной рекламе косметики
- 3.2. Результаты анализа- русскоязычной рекламы косметики
- 3.3. Сравнение вербальных и невербальных средств воздействия в англоязычной и русскоязычной рекламах косметики
- 1.4. Схема построения собственной русскоязычной рекламы косметики
- 3.4. Эффективность использования вербального и невербального воздействия