1.3.1 Анализ рынка плавленых сыров
Российский рынок сыров является неотъемлемой частью рынка молочной продукции в России. Количество производителей плавленого сыра постоянно увеличивается за счет появления мелких и средних предприятий, мощностью от 1- до 100 тонн в год. Ежегодное производство плавленых сыров за последние 6-7 лет составляло в среднем 300 тонн. Максимальные объемы производства были зафиксированы в 2006 году, в 2007 году производство было минимальным за последние семь лет (Рис. 1).
год .
Рисунок 1 – Производство плавленых сыров в России
По регионам страны выпуск плавленых сыров распределен неравномерно. Области с наибольшим производством представлены в таблице 6. Предприятия - лидеры по производству плавленых сыров представлены в таблице 7.
Таблица 6 - Области с наибольшим производством плавленых сыров
Регион | Объем производства плавленых сыров в 2009 г., тыс. т. |
Воронежская обл. | 37,8 |
Московская обл. | 34,4 |
Рязанская обл. | 16,8 |
Алтайский край | 16,3 |
Ивановская обл. | 11,2 |
Москва | 10,9 |
Тамбовская обл. | 8,1 |
Омская обл. | 6,8 |
Псковская обл. | 6,8 |
Краснодарский край | 6,1 |
Республика Татарстан | 6,1 |
Таблица 7 - Предприятия - лидеры по производству плавленых сыров
Предприятие | Объем производства, т | 2009 г. к 2008 г., % |
ЗАО «Янтарь» (Воронежская обл.) | 36175 | 100 |
ООО «Хохланд Руссланд» (Московская обл.) | 27002 | 131 |
ОАО « Рязанский завод плавленых сыров» | 16522 | 104 |
ЗАО «Московский завод плавленых сыров «Карат» | 12118 | 106 |
ОАО «Орбита» (Тамбовская обл.) | 8101 | 102 |
ОАО «Маслосырзавод «Порховский» (Псковская обл.) | 5852 | 122 |
ОАО «Вамин - Татарстан» (Республика Татарстан) | 5837 | 113 |
ООО «Омский завод плавленых сыров» (Омская обл.) | 5731 | 81 |
ООО «Лакталис Истра» (Московская обл.) | 5319 | 145 |
Тимашевский молочный комбинат (Краснодарский край) | 4673 | 144 |
Большая доля продаж плавленого сыра приходится на восемь основных производителей - вместе они производят 2/3 продукции данного сегмента рынка. Первенство удерживают: ЗАО «Янтарь» (Воронеж, «Городской, «Янтарный, «Орбита»), Ноhland AG (Германия, ООО «Хохланд Руссланд», Московская обл., «Hohland», «Almette»), ОАО «Рязанский завод плавленых сыров (Рязань, «Переяславль»), ЗАО «Московский завод плавленых сыров «Карат» («Дружба», «Янтарь», «Коралл»), ОАО «Орбита» (Тамбовская обл.), ОАО «Маслозавод «Порховский» (Псковская обл.), ООО «Омский завод плавленых сыров» (Омск, «Омичка»), ООО «Лакталис Истра» (Московская обл., «Президент»).
Следует отметить, что существовавшее несколько десятилетий соотношение твердые: плавленые сыры 2:1 изменилось в пользу плавленых и составляет 1,4:1 [10]. Наблюдаемый рост объемов выпуска плавленых сыров объясняется изменившейся ситуацией в отрасли, характеризуемой возникновением новых производств по инициативам, которые продиктованы желанием получить быстрый результат, а особенности технологии плавленых сыров обеспечивают эту возможность. Поэтому интерес к их производству вполне обоснован.
В 2009 г. плавленый сыр поставлялся в 14 стран, причем самые большие объемы в Украину и Казахстан (табл. 8).
Таблица 8 - Страны экспортеры плавленых сыров
Страна- получатель | Экспорт плавленых сыров в 2009 г. | |
Количество, т | Стоимость, тыс. долл. | |
Азербайджан | 900 | 1952,5 |
Армения | 96 | 354,6 |
Болгария | 104 | 329,6 |
Грузия | 159 | 355,5 |
Казахстан | 1877 | 6285,5 |
Киргизия | 233 | 890,0 |
Молдавия | 107 | 398,9 |
Монголия | 77 | 310,7 |
США | 33 | 149,8 |
Таджикистан | 42 | 25,5 |
Туркмения | 37 | 32,3 |
Узбекистан | 33 | 58 |
Украина | 1794 | 6586,9 |
Прочие | 1 | 4,5 |
Всего | 5492 | 17763,9 |
Одновременно осуществляется импорт плавленого сыра в Россию, лидирует здесь Финляндия, на ее долю приходится более 2/3 (72 %) от общего объема поставок, далее - Франция (16 %), Украина (8 %) и Польша (2%). Доля других стран не превышает 2 %.
Для дальнейшего увеличения выработки плавленых сыров имеются все предпосылки. В частности, достаточность производственных мощностей и наличие необходимого оборудования на российском и зарубежных рынках, обширный ассортимент плавленых сыров как по составу, так и по вкусу и консистенции, что обусловливает потребительский спрос [10].
Основной фактор, препятствующий дальнейшему наращиванию объемов производства плавленых сыров, ограниченность сырьевых ресурсов и прежде всего сычужных сыров. В то же время темпы роста объемов производства плавленых сыров опережают темпы роста объемов сычужных (рис. 2).
год .
Рисунок 2 – Производство сыров в России
Следовательно, есть резерв увеличения выработки плавленых сыров без значительного наращивания объемов сычужных[33].
- 1 Литературный обзор
- 1.1 Перспективы развития и современное состояние переработки подсырной сыворотки
- 1.1.2 Современное состояние производства и использования подсырной сывортки
- 1.1.3 Инновационные способы переработки подсырной сыворотки
- 1.2 Анализ ароматобразующих веществ
- 1.2.1 Современные методы анализа ароматобразующих веществ
- 1.3.1 Анализ рынка плавленых сыров
- 1.3.2 Тенденции производства обогащенных и функциональных плавленых сыров
- 2 Методы и методики экспериментальных исследований
- 2.2 Материально-техническое обеспечение
- 2.3 Методы экспериментальных исследований
- 3 Результаты исследований
- 3.1 Обоснование выбора компонентов
- 3.2.2 Оптимизация массы модификаторов электродов пьезосенсора
- 3.2.3 Оценка чувствительности пленок модификаторов пьезосенсоров к ароматобразующим веществам подсырной сыворотки
- 3.2.4 Оценка качества подсырной сыворотки и микропартикулята сывороточных белков
- 3.3 Разработка рецептуры и совершенствование технологии плавленого сыра с улучшенными потребительскими свойствами
- 4 Экономическая часть
- 4.1 Бизнес-план
- 4.2 Расчет производственной мощности
- 4.3 Калькулирование себестоимости товарной продукции