Понятие маркетинга, его основные элементы;
Маркетинг – происходит от англ market – рынок и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система эк.деятельности – более широкое понятие. Маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности , направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Это определение опирается на следующие основные понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужда — чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны: тут нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и т.д. Они исходя от природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя неудовлетворенным и стремится либо найти объект способный удовлетворить нужду, либо попытаться заглушить ее.
Второе – потребности – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения не безграничны. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение исходя из его финансовых возможностей.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Однако запросы — показатель неустойчивый. Людям надоедают вещи, которые сейчас в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. Человек обычно выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.
Товары – это по сути дела наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги. Товаром можно назвать все то, что может оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду.
Обмен – основное понятие маркетинга как научной дисциплины, это акт получения какого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен. Для его совершения необходимо соблюдение пяти условий:
• Сторон должно быть как минимум две.
• Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.
• Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
• Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
• Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Эти пять условий создают только потенциальную возможность обмена. Состоится ли обмен, зависит от соглашения между сторонами о его условиях.
Сделка – это основная единица измерения в сфере маркетинга, представляющая собой коммерческий люмен ценностями на рынке между двумя сторонами. Сделка предполагает наличие ряда условий:
• по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов;
• согласованных условий ее осуществления;
• согласованного времени совершения;
• согласованного места проведения.
• Как, правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.
От понятия «сделка» можно перейти непосредственно к понятию «рынок»
Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
- Рынок - объективная основа маркетинга.
- Принципы рыночного механизма. Смотри №1.
- Характеристика рыночной среды;
- Понятие спроса, классификационные признаки;
- Конъюнктуры рынка;
- Специфика рынка России;
- Понятие маркетинга, его основные элементы;
- Эволюционные развития маркетинга;
- Концепции маркетинга, сущность социально-этического маркетинга;
- Принципы организации маркетинга в коммерческой структуре;
- Уровни управления маркетингом;
- Задачи и функции маркетинга;
- Виды маркетинга;
- Маркетинговая программа;
- Маркетинговые исследования, основные направления;
- Маркетинговые исследования покупательского поведения;
- Этапы организации маркетинговых исследований;
- Методы маркетинговых исследований;
- Информационная обеспеченность маркетинговых исследований;
- Признаки сегментации рынка;
- Критерии сегментации рынка;
- Товар, характеристика товара;
- Жизненный цикл товара, стратегии маркетинга;
- Товарная политика, её составные блоки;
- Ассортимент, виды и принципы создания;
- Товарный знак, маркировка и упаковка;
- Концепция нового товара;
- Место сервиса в товарной политике;
- Конкурентоспособность товара;
- Управление маркетингом на предприятии, концепция управления;
- Структура организационного построения службы маркетинга;
- Виды структур управления маркетингом;
- Стратегии маркетинга;
- Ценовые стратегии рыночного участия.
- Тактика маркетинга;
- Систем товародвижения, её основные компоненты.
- Оптовая торговля, функции.
- Розничная торговля, специфика розничной торговли.
- Система дистрибьюции, каналы распределения.
- Система стимулирования торговли.
- Сущность маркетинговых коммуникаций.
- 42. Реклама, виды и функции рекламы.
- Ярмарочно-выставочная торговля, этапы организации.
- Связи с общественностью, принципы организации.
- Задачи и функции паблик рилейшнз. См.44!
- Оценка эффективности маркетинговой деятельности.