logo
Д распечатать 5-6

2.3. Формирование ассортимента ооо «Синтез»

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1) Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.

2) Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

3) Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4) Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей. В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах.

В основу действующего в магазине ассортиментного перечня положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах.

Данные таблицы 2.6 и рисунка 2.8 отображают ассортиментные группы товаров магазина и его структуру.

Таблица 2.6

Структура ассортимента магазина за 2013г.

Наименование

Количество наименований

Удельный вес, %

Товары короткого хранения

1399

27

Товары длительного хранения

1093

21

Алкогольная продукция

811

16

Пиво, напитки, табак

963

19

Заморозка

53

1

Фрукты, овощи

269

5

Нон фуд

588

11

Итого

5176

100

Рис. 2.8. Структура ассортимента магазина за 2013 г.

Данные таблицы и рисунка говорят о том, что наибольшую долю в ассортименте магазина занимают товары короткого хранения. На втором месте товары длительного хранения. На третьем – пиво, напитки, табак.

Определим основные показатели ассортимента магазина.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты.

(2.1)

где Гф – фактическое количество товарных групп товаров, имеющихся в продаже;

Гн – общее количество групп товаров.

В магазине Гф = 7, если анализировать потенциально возможное количество групп товаров, то количество существующих товарных групп, предлагаемых к реализации поставщиками магазина, но не реализуемых магазином насчитывает около 11.

Кш=7/11=0,64

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.

(2.2)

где Рф – фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; Рн – общее количество разновидностей, предусмотренных условием договора с поставщиками.

Кг=5176/5630=0,92

Устойчивость ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже:

(2.3)

где ,,- фактическое количество разновидностей на момент отдельных проверок;

- количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

n – количество проверок.

В таблице 2.7 отображены результаты проверок ассортимента за 2013г.

Таблица 2.7

Результаты проверок ассортимента

Наименование

Количество наименований

I

квартал

II

квартал

III

квартал

IV

квартал

Товары короткого хранения

1376

1389

1395

1398

Товары длительного хранения

1092

1090

1089

1082

Пиво, напитки, табак

958

922

955

963

Алкогольная продукция

811

810

808

811

Фрукты, овощи

269

266

259

269

Нон фуд

584

586

588

588

Заморозка

53

52

48

53

Итого

5143

5115

5142

5164

Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента:

Куст=(5143+5115+5142+5164)/(5176*4)=0,99

Таким образом, из анализа ассортимента магазина, можно сделать следующие выводы.

Наибольшую долю в ассортименте магазина занимают товары короткого хранения – 27%. На втором месте товары длительного хранения – 21%. На третьем – пиво, напитки, табак – 19%.

Показатель широты ассортимента – 0,64 или 64%, говорит о том, что магазин не использует все возможности своих поставщиков.

Показатель глубины ассортимента показывает, что в настоящее время глубина ассортимента не достаточно высока: в ассортиментном перечне товаров, реализуемых магазином присутствует не весь ассортимент, предусмотренный договорами поставок.

Показатель устойчивости ассортимента по результатам поквартальных проверок за 2013 год показал, что ассортимент реализуемых товаров достаточно устойчив, коэффициент устойчивости равен 0,99, что даже выше оптимального – 0,8. Это может говорить не только о хорошей организации поставок, но и о том, что многие позиции ассортимента пользуются недостаточным спросом.

Анализ показателей ассортимента говорит о том, что необходимо его расширение и обновление, увеличение широты ассортимента, включения в ассортимент новинок, расширение ассортимента за счет предлагаемых поставщиками групп товаров, но не заказываемых магазином для реализации.