logo
SWOT-анализ предприятия

2.3 Эффективность применения SWOT-анализа в ООО «Надежда» МПЗ «Родник»

Основным смыслом SWOT-анализа является правильное определение, чем именно является для организации та или иная характеристика, сильная или слабая сторона, возможность это или угроза. Заключительным, четвертым, этапом является обобщение данных о фирме и о рынке, и формулирование выводов. 15, 142

Как показал анализ матрицы SWOT у ООО «Надежда» МПЗ «Родник» больше слабых сторон, нежели сильных, что вызвано как тяжелым финансовым положением, так и отсутствием маркетингового отдела. Положение осложняется тем, что если маркетинговую деятельность организации можно наладить, то финансовое положение можно лишь несколько стабилизировать.

Так учитывая сложившуюся ситуацию в ООО «Надежда» МПЗ «Родник» можно сделать следующие выводы.

Учитывая, имеющиеся сильные стороны у организации и возможности рынка организация имеет следующие преимущества (поле силы и возможностей):

ѕ Возможность завоевания новых покупателей за счет имеющейся возможности выхода на новые рынки (в данном случае - более приближенные к производителю) и за счет такой сильной стороны, как сравнительно низкие цены;

ѕ У организации есть возможность сотрудничества с новыми организациями (в данном случае сельскохозяйственными) с целью реализации им сырья собственного производства - солода;

ѕ Такие преимущества, как качество продукции и сравнительно низкие цены с использованием рекламных технологий могут создать благоприятный образ организации и тем самым завоевать рынок.

Из вышеперечисленных сочетаний сильных сторон организации и возможностей рынка приемлемыми для ООО «Надежда» МПЗ «Родник» все полученные альтернативы могут быть развиты, причем реализация солода сельскохозяйственным предприятиям района уже получила свое развитие. Выход за пределы района дадут организации дополнительных клиентов для реализации солода и расширение рынка сбыта для основной продукции.

Вторым полем матрицы SWOT-анализа является поле силы и угрозы. На данном этапе определяются те угрозы, которые могут сломать или уменьшить сильные стороны организации. И, наоборот, с помощью сильных сторон организация может преодолеть угрозы. К таким ситуациям в ООО «Надежда» МПЗ «Родник» относятся:

ѕ Своевременность поставок материалов может быть подорвана разорением поставщиков;

ѕ Усиление конкуренции может привести к дальнейшему снижению цен, что повлияет на получаемую прибыль;

ѕ Наличие в организации современного оборудования убережет дорогостоящей покупки нового или от дорогого ремонта;

ѕ Наличие собственного солода убережет организацию цен на него (в настоящее время в крае остро встал вопрос обеспеченности пивоваренных заводов солодом).

Самая низкая вероятность возникновения имеет угроза усиления конкуренции, так как по статистике в Алтайском крае из 24 пивоваренных заводов всего четыре пивзавода имеют собственные солодовни (Барнаульский пивзавод, Немецкого района, Родинский и Каменский), что позволило снизить издержки на приобретение сырья, у остальных настолько маленькие мощности, что они работают только на свой район. Основными лидерами в крае являются Барнаульский и Волчихинский районы. Основной причиной усиления конкуренции может стать наращение мощностей лидеров и объединение юго-западных производителей края.

Самым опасным полем для любой организации является поле слабостей и угроз. Это же касается и ООО «Надежда» МПЗ «Родник» так как у данной организации очень много слабых сторон, пагубность которых подкрепляется угрозами со стороны рынка. Это поле для Каменского пивоваренного завода характеризуется следующим:

ѕ При учете вкусов потребителей отсутствие рекламы не удержит покупателей, при изменении их предпочтений, так как они просто не будут информированы;

ѕ Усиление конкуренции может еще больше уменьшить долю ООО «Надежда» МПЗ «Родник» на рынке, или может привести к выходу из отрасли;

ѕ Несоответствие вкусовых характеристик пива может увеличить недоверие покупателей к марке;

ѕ Изменение предпочтений покупателей потребует больших денежных средств для изменения производства, которыми организация не обладает;

ѕ Налаженные связи с поставщиками могут оборваться, а поиск новых приведет к дополнительным расходам.

ѕ Тяжелое положение организации может быть ухудшено низким уровнем доходов населения;

В Каменском районе действительно низкий уровень доходов населения, что сказывается на потребительской корзине.

Четвертое поле является самым большим, так как у организации слабых сторон больше, чем сильных, и имеется много возможностей для их устранения. Данное поле включает в себя:

ѕ Выход на новые рынки (близлежащие) приведет к росту прибыльности производства, за счет экономии на транспортных расходах;

ѕ Повысить квалификацию персонала можно за счет курсов по повышению квалификации. Повышение квалификации персоналов приведет к налаженной работе всех отделов;

ѕ Рост безработицы (в данном случае) может способствовать найму более квалифицированного персонала;

ѕ Привлечь новых клиентов можно с помощью открытия собственных торговых точек с элементами развлечения (спортивный канал). этому способствует наличие пустующих помещений, пригодных для этого;

ѕ Модернизация бутылки (0,5 или 0,8 л.- для напитков, воды и изменение формы - для пива) помогут привлечь внимание покупателей;

ѕ Использование недорогих способов стимулирования (проведение промо-акций) поможет быстро повысить спрос на продукцию. доступность данных акций заключается в их простоте, так что, ООО «Надежда» МПЗ «Родник» сможет сам их провести, а затраты будут составлять лишь приобретение материалов и призов, оплата работы промоултера.

ѕ За счет исследования потребностей покупателей и их дальнейший учет при производстве приведут к улучшению конкурентной позиции организации на рынке.

Из предложенных способов наименее затратными являются исследование рынка и проведение акций по стимулированию сбыта, модернизация формы бутылки и этикетки. Больших затрат требует повышение квалификации персонала, так как курсы по обучению находятся в г. Барнауле.

Самым дорогостоящим, но перспективным способом является открытие собственной торговой точки. Для реализации проекта потребуется много денег на ремонт помещения, покупку оборудования и мебели, к тому же это дополнительные налоги. Для реализации этой идеи у ООО «Надежда» МПЗ «Родник» пока нет денежных средств.

Следует отметить, что проведение данных мероприятий возможно лишь при наличии квалифицированного специалиста по маркетингу, при исследовании и анализе рынка.

Первым важным преимуществом использования SWOT-анализа является то, что он служит основой в разработке стратегии развития фирмы. SWOT-анализа занимает следующее положение в разработке стратегии:

33

Схема 2. - Стратегическое планирование фирмы. 12, 113

Итак, из матрицы SWOT-анализа видно, какими преимуществами и какими недостатками обладает организация, кроме того, для данной организации были выявлены возможности и угрозы на данном рынке. Обобщенный анализ данных показателей показал, какое место занимает на рынке ООО «Надежда» МПЗ «Родник» какими преимуществами он обладает, и что может использовать, для дальнейшего развития. Первым положительным моментом использования SWOT-анализа является:

§ наглядный анализ организации,

§ анализ возможностей и угроз рынка,

§ перспективы развития организации на данном рынке.

ООО «Надежда» МПЗ «Родник» выбрала для себя изначально стратегию диверсификации, проявившейся в расширении ассортимента (производство питьевой воды, реализация солода, смещение специализации с пива на напитки). Данная стратегия была правильной, но не получила своего развития в силу определенных обстоятельств:

ѕ стратегия не была продумана до конца,

ѕ отсутствие рекламной поддержки и информированности потребителей,

ѕ недостаток денежных средств ограничил развитие,

ѕ отсутствие уникальности.

Вся деятельность маркетинга осуществляется в соответствии с плановыми заданиями, разработанными на основе планирования и соответствующего анализа и развития фирмы и рынка. Маркетинговое исследование базируется в свою очередь на стратегии фирмы, которая основывается на результатах маркетинговых исследований и необходимости достижения цели. 23, 256

Стратегия - комплекс базовых решений и принципов, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей и направленных на достижение генеральной цели фирмы. 24, 378

Для определения стратегии развития используется комплексный маркетинг, объединяющий себе анализ спрос на товар, этап ЖЦТ, цели и инструменты маркетинга. Для построения данной стратегии необходим анализ внутренней среды фирмы и внешней, что дал нам SWOT-анализ. Таким образом, при разработке стратегии маркетинга исходные данные уже получены (графы матрицы SWOT-анализа), теперь предстоит объединить полученную информацию и разработать стратегию.

Формирование стратегии включает в себя 5 этапов:

1. определение вида спроса,

2. определение этапа ЖЦТ,

3. определение целей маркетинга в данной ситуации,

4. тип стратегии,

5. инструменты маркетинга, используемые при данной стратегии.

Проанализируем положение ООО «Надежда» МПЗ «Родник» по данным пунктам. 21, 158

1. Вид спроса - негативный. Данная ситуация вызвана появлением на рынке сладкого сорта пива, которое не нашло своего предпочтения среди покупателей. Значительно снизилось доверие потребителей и к торговой марке. Теперь даже если пивоваренный завод откажется от производства данного сорта пива, то потребителей уже придется переубеждать в достоинствах своего продукта, вновь завоевывать доверие к проверенному качеству.

2. Этап ЖЦТ. Так как планируется полная модернизация товара от вкусовых свойств до упаковки, то этапом ЖЦ будет этап выведения на рынок. Данный этап характеризуется незнанием покупателя товара, его заинтересованностью в нем. Данный этап должен сопровождаться сильной рекламной поддержкой.

3. Исходя из п. 1. следует, что организация потеряла (значительно уменьшила) свою долю рынка, потеряла доверие к марке и фирме. Поэтому целью маркетинговой стратегии станет создание спроса заново, переубеждение потребителя (данная цель будет достигнута, если пивзавод откажется от производства данного сорта пива).

4. Тип стратегии - конверсионный маркетинг.

5. К основным инструментам маркетинга для данной стратегии относятся: интенсивная реклама, пробный маркетинг, выставки-продажи, дегустации, презентации, модернизация товара или упаковки, совершенствование методов продажи.

Как уже говорилось, данная стратегия была начата пивоваренным заводом, но не была доведена до конца. В частности, была проведена политика диверсификации, то есть расширен ассортимент, смена специализации (но уровень специализации остался средним, то есть производство других видов продукции не оставили без внимания), также были изменены этикетки на бутылках как пива, так и напитков. На этом развитие стратегии было приостановлена за неимением денежных средств. То есть следует предложить меры по дальнейшему развитию и совершенствованию стратегии развития маркетинговой политики.