Вопрос 6. Выбор структуры комплекса коммуникаций
Следующим этапом в разработке коммуникационной стратегии является выбор структуры комплекса коммуникаций. Она представляет собой сочетание отдельных элементов продвижения (рекламы, личной продажи, пропаганды и стимулирования сбыта) в комплексе коммуникационной стратегии предприятия.
Очень редко используется только один элемент коммуникаций. В большинстве случаев предприятие стремится применить наиболее эффективное их сочетание. Для этого в первую очередь необходимо определение сильных и слабых сторон каждого элемента, чтобы знать, что можно ожидать от каждого из них.
Достоинства рекламы:
- привлекает большой, географически разбросанный рынок;
- доносит до потребителя информацию о фирме и продуктах;
- контролируется предприятием;
- хорошо сочетается с другими элементами коммуникаций и повышает их эффективность;
- может многократно повторяться для одной и той же аудитории;
- может видоизменяться с течением времени;
- обеспечивает броское и эффективное представление продукта и фирмы;I
- небольшие рекламные расходы в расчете на одного потенциального клиента.
Недостатки рекламы:
- не способна на диалог с потенциальным клиентом;
- стандартизированность рекламных обращений не позволяет найти подход к каждому потенциальному потребителю;
- не может обойтись без бесполезной аудитории, т.е. тех, для кого она не предназначена;
- требует больших общих расходов.
Достоинства личной продажи:
- обеспечивает личный контакт с клиентом и способна на диалог с ним;
- вызывает ответную реакцию со стороны потенциального потребителя;
- может приспосабливаться к требованиям отдельных потребителей;
- значительно сокращается бесполезная аудитория;
- концентрируется на четко определенных сегментах рынка;
- удерживает постоянных клиентов.
Недостатки личной продажи:
- неэффективна для информирования клиентов, так как персонал фирмы может иметь дело с ограниченным их числом;
- высокие издержки в расчете на одного потенциального потребителя;
- не может охватить большой, географически разбросанный рынок;
- требует значительного расширения штата сотрудников фирмы, занимающихся сбытом.
Достоинства стимулирования сбыта:
- приводит к кратковременному росту сбыта и дополняет рекламу и личные продажи;
- содержит явное побуждение к совершению покупки;
- привлекает внимание потенциальных потребителей, предлагая им какую-либо уступку;
- делает четкое предложение незамедлительно совершить покупку.
Недостатки стимулирования сбыта:
- невозможность постоянного применения (так, если фирма будет использовать скидки с цены длительное время, то покупатели могут сделать заключение либо о низком качестве продукта, либо о. изначально завышенной цене);
- может использоваться только как дополнительный элемент;
- высокие расходы для фирмы.
Достоинства пропаганды:
- в большинстве случаев дает потенциальным покупателям достоверную информацию;
- воспринимается потребителями более объективно, чем информация, исходящая непосредственно от фирмы (эффект «взгляда со стороны»);
- охватывает широкий круг потенциальных потребителей;
- создает возможности для эффектного представления продуктов и (или) фирмы.
Недостатки пропаганды:
- высокая стоимость отдельных пропагандистских мероприятий;
- нерегулярность, разовость публикаций;
- пресса может акцентировать внимание потенциальных потребителей на второстепенных, несущественных характеристиках проектов и (или) фирмы;
- отсутствие у фирмы гарантий формирования положительного отношения к ней и предлагаемым на рынок услугам.
Таким образом, каждый элемент коммуникаций должен применяться строго по назначению с учетом тех ограничений, которые он им на себя накладывает. При этом необходимо определить условия эффективности того или иного элемента.
Общее (бюджетное) условие эффективности всех элементов комплекса коммуникаций выглядит достаточно просто: затраты на конкретный элемент продвижения должны быть меньше (или по крайней мере раины) прироста доходов, полученных в результате их использования. Так, бюджетное ограничение для небольших фирм отсекает многие виды дорогостоящей рекламы. Другие условия эффективности зависят от таких факторов, как особенности продвигаемого продукта и стадия его жизненного цикла, уровень конкуренции на рынке, степень готовности потенциальных потребителей обратиться к услугам туристского предприятия, а также конкретных условий, сложившихся в определенный момент на рынке.
- Лекция № 1. Тема: «Сущность, содержание, основные понятие маркетинга в туризме» (2 часа).
- Вопрос 1
- Вопрос 2. Социально-экономическая сущность маркетинга
- Вопрос 3. Специфика маркетинга услуг
- Вопрос 4. Сущность и содержание маркетинга в туризме
- Лекция № 2. Тема: «Исследование среды маркетинга туристского предприятия » (2 часа).
- Вопрос 1. Понятие среды маркетинга.
- Вопрос 2. Анализ внутренней среды.
- Вопрос 3. Изучение внешней среды.
- Вопрос 1. Структура туристского продукта.
- Вопрос 2. Позиционирование продукта
- Вопрос 3. Жизненный цикл туристского продукта
- (4 Часа). План
- Вопрос 1. Формирование сбытовой стратегии.
- Вопрос 2. Каналы сбыта туристского продукта.
- Вопрос 3.Выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними.
- Лекция № 5. Тема: «Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг» (2 часа).
- Вопрос 1. Ориентация на потребителя — основной принцип маркетинга.
- Вопрос 2. Факторы, оказывающие влияние на потребителей туристских услуг
- 1. «Осторожные» (Prudent)
- Вопрос 3. Мотивы поведения потребителей
- Вопрос 4. Характеристика процесса принятия решения о приобретении туристских услуг
- Вопрос 5. Оценка степени удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей
- Лекция № 6. Тема: «Маркетинговая ценовая стратегия туристского предприятия» (2 часа).
- Вопрос 1. Цена в комплексе маркетинга туристского предприятия
- Вопрос 2. Внешние факторы процесса ценообразования
- Вопрос 3. Постановка целей ценообразования
- Вопрос 4. Выбор метода ценообразования
- Вопрос 5. Определение и реализация ценовой стратегии
- Вопрос 1. Конкурентная среда туристского предприятия
- Вопрос 2. Элементы анализа конкурентов
- Вопрос 3. Построение конкурентной карты рынка
- Матрица формирования конкурентной карты рынка
- Лекция № 8. Тема: «Маркетинговая коммуникационная стратегия туристского предприятия» (2 часа).
- Вопрос 1. Сущность маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 2. Целевые аудитории коммуникаций
- Вопрос 3. Элементы комплекса коммуникаций
- Вопрос 5. Определение адресата и целей коммуникаций
- 2. Формирование имиджа фирмы
- Вопрос 6. Выбор структуры комплекса коммуникаций
- Вопрос 7. Разработка бюджета и анализ результатов коммуникационной стратегии
- Лекция № 9. Тема: «Личная продажа в комплексе маркетинговых коммуникаций» (2 часа).
- Вопрос 1. Личная продажа в маркетинге туристского предприятия
- Вопрос 2. Процесс личной продажи
- Вопрос 3. Прием клиента и установление контакта
- Вопрос 4. Выявление потребностей клиента
- Вопрос 5. Представление продукта
- Вопрос 6. Преодоление возможных возражений
- Вопрос 7. Осуществление продажи и последующий контакт с клиентом