logo search
Маркетинг в туризме / Лекции

Вопрос 1. Личная продажа в маркетинге туристского предприятия

Личная (персональная) продажа, предполагающая индивидуальное общение работника туристского предприятия с клиентами, широко распространена в туризме. В контакт с клиентами в роли продавцов вступают практически все сотрудники фирмы. Средствами такого общения являются беседы по телефону, послания по почте и личное общение с клиентами. Абстрактность туристских услуг, сложность их восприятия предъявляют особые требования к персоналу. Сотрудники туристского предприятия должны вызывать доверие, уметь убеждать и квалифицированно консультировать потребителей.

Значение личной продажи трудно переоценить при решении таких задач, как формирование предпочтения и убеждения клиентуры, побуждение к приобретению туристского продукта. Она используется при необходимости непосредственного воздействия на целевую аудиторию, установления с ней тесных отношений и побуждения к определенным действиям.

Личная продажа может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, она используется для налаживания планируемых взаимоотношений с потребителями. С другой — это непосредственное осуществление сбытовых операций. Последний подход позволяет рассматривать личную продажу как одну из форм прямого сбыта туристского продукта («директ-маркетинг»).

Если свести личную продажу к ее простейшему выражению, станет ясно, что речь всегда идет о ситуации, в которой присутствуют две стороны: тот, кто предлагает услугу, и тот, кто предположительно испытывает в ней потребность. Сам же акт продажи, следовательно, может быть выражен в категориях теории коммуникации (рис. 1).

Коммуникационные особенности личной продажи состоят в следующем:

- в отличие от других элементов маркетинговых коммуникаций личная продажа предполагает непосредственный, прямой характер и |взаимоотношений продавца и покупателя;

- наличие двусторонней связи, диалоговый режим обучения |позволяют гибко реагировать на запросы клиента, оперативно вносить коррективы в характер и содержание коммуникаций;

Рис. 1. Личная продажа как элемент маркетинговых коммуникаций

- личностный характер персональной продажи позволяет установить долговременные отношения между продавцом и покупателем, которые могут принимать различные формы (от формальных до дружеских) в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

- сам процесс личной продажи заставляет потенциального покупателя чувствовать себя в определенной степени обязанным за то, что с ним провели коммерческую беседу. Он испытывает сильную потребность прислушаться и определенным образом отреагировать на предложение, даже если вся его реакция будет заключаться лишь в высказывании личной благодарности;

- благодаря наличию личного контакта с потенциальным покупателем достигается стимулирование сбыта продуктов с учетом индивидуальных особенностей клиента;

- личная продажа — единственный вид маркетинговых коммуникаций, непосредственно заканчивающийся продажей туристских услуг.

Личная продажа принимает разнообразные формы. Рассмотрение их основывается на типологии продавцов, предложенной Р. Блэйком и Дж. Мутоном. Она исходит из идеи, что любого продавца можно достаточно охарактеризовать по степени его заинтересованности в продаже и степени внимания к клиенту. Если отложить первый показатель на оси абсцисс, а второй — на оси ординат, получится типовая характеристика того или иного продавца (рис. 2).

Рис. 2. Типовые характеристики продавцов

Исходя из указанных характеристик, можно выделить несколько типов продавцов (рис. 3):

Рис. 3. Типы продавцов

Подобным образом может быть идентифицирован и клиент, но при этом на оси ординат откладывается показатель степень интереса клиента к продавцу (рис. 4, 5).

Рис. 4. Типовые характеристики клиентов

Соединение двух типологий, характеризующее встречу продавца и покупателя, дает возможность получить новую типологию форм или стилей продажи (табл. 1).

Рис. 5. Типы клиентов

Таблица .1

Стили личной продажи и ее атмосфера

Стиль клиента

1.1

1.9

5.5

9.1

9.9

1.1

Апатия

Пассивность

Уравновешенность

Безразличие («не все ли равно»)

Разоча­рование

0

+

+

-

0

продавца

1.9

Досадная

потеря

времени

Терпение

продолжительное время

Безмятежность,

спокойствие,

ясность

Болтовня

Раздражительность

+

0

0

Стиль

5.5

Конфор­мизм

Трудность, сопротивление

Рутина или скука (механический акт продажи)

Обезличивание

Обман

0

+

+

0

0

9.1

Зависимость

Сильная напряженность

Распущенность

Мистификация

Пререкание

+

+

+

+

+

9.9

Академизм

Принуждение, непонимание

Легкость

Доверие

Удовлетворение

Условные обозначения:

«+» — возможно эффективно;

«О» — среднее между эффективным и неэффективным;

«—» — возможно неэффективно.