logo search
вкр

1.8.1. Воздействие посредством цвета

Воздействие посредством цвета хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах. Но это воздействие до конца не изучено.

Говоря о психологическом влиянии цвета, важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.

Учеными различаются три вида воздействия посредством цвета на человека: физическое воздействие, оптическое воздействие и эмоциональное воздействие [Серов 1997]. При физическом воздействии цвет оказывает влияние на физиологию человека. Было выявлено, что под действием красного цвета учащается пульс и ритм биения сердца, возникает возбуждение. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. При оптическом воздействии рассматриваются иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом. Эти явления могут менять внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления, мы можем условно разделить все цвета на две большие группы: красный цвет и синий цвет, так как в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.

При психологическом воздействии цвета оказывается влияние на чувства, переживания, которые испытывает человек под влиянием того или иного цвета. Г. Цойгнер считает, что «абсолютно зеленое» является самым спокойным цветом. Он никуда не движется, не имеет оттенков эмоций. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым. Оттенки синего дают элементы покоя. Белый цвет определяется автором, как «некраска». При воздействии на психику человека он воспринимается, как «начало, полное возможностей». Черный воспринимается, как нечто без возможностей, мертвое пятно. Красный цвет воспринимается человеком, как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой [Цойгнер 1971].

Выбор предпочтительного (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный [Серов 1997].

Кроме этого, согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта. Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и, как бы, "подогревая" его. Голубой, синий, фиолетовый, черный — визуально отдаляют объект, уменьшают и "охлаждают" его [Базыма 2001].

Однако, стоит отметить культурные различия, которые могут возникнуть при работе с цветовой гаммой. В Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый — с процветанием, зеленый — с надеждой, голубой — с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный — символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет, в Болгарии — темно-зеленый и коричневый, в Пакистане — изумрудно-зеленый, а в Голландии — оранжевый и голубой, В Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный — честность, а белый, в отличие от общепринятого европейцами символа чистоты и святости, ассоциируется с подлостью и лживостью. В России предпочтителен красный цвет, который исторически ассоциируется с богатством и любовью [Цвет и культура].

Можно сделать вывод, что в русскоязычной и англоязычной культурах красный цвет и его оттенки, синий цвет и его оттенки, зеленый цвет и его оттенки, оранжевый цвет и его оттенки, белый цвет и его оттенки будут обладать наибольшим психологическим воздействием. Именно эти цвета и их оттенки будут включены в модель в качестве невербальных средств воздействия.