logo search
!!!!!!399607_5186F_shpory_kommercheskaya_deyate

42. Психология и этика коммерческой деятельности

Любой коммерсант должен овладеть навыками профессио­нального поведения, следуя этикету делового человека. Последний включает:

- правила представления и знакомства;

- правила ведения деловых бесед;

- правила деловой переписки и телефонных перегово­ров;

- требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

- требования к речи;

- знание делового протокола и т. п.

Правила представления и знакомства. Необходимо попри­ветствовать своего

собеседника первым, предпочтительно обра­щаясь к нему по имени и отчеству. По именам можно обра­щаться только к молодым людям, если они не возражают против такого обращения. Обращение в деловой обстановке принято только на «Вы». При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через посредство человека, устраивающего встречу. Мужчи­на всегда представляется женщине первым, младших по возра­сту следует представлять более старшим, а не наоборот.

Правила ведения деловых бесед:

- высказывайтесь кратко и по существу;

- опирайтесь только на факты, а не домыслы;

- не увлекайтесь деталями;

- ищите пути урегулирования сложного вопроса, а не его обострения;

- при встрече с агрессивно настроенным партнером избегай­те конфликтов.

Правила деловой переписки и телефонных переговоров. Де­ловое письмо

должно быть кратким и понятным. Всякое письмо следует начинать с обращения «уважаемый». Затем следует имя и отчество или фамилия.

От­вечать следует не позднее чем через 5 дней. В случае задержки попросить извинения и объяснить причину несвоевременного от­вета

(письма должны быть аккуратно оформлены).

Разговор по телефону должен быть коротким, вежливым и касаться только

существа дела. Представляясь по телефону, необходимо четко назвать не только фамилию, но и имя и отчество. Помните: если телефонная связь прервалась, перезванивает тот, кто звонил. Не ведите частных разговоров в присутствии кого-либо.

Широкое распространение на практике получили визитные Карточки. Они позволяют избежать недоразумений в обращении к человеку. Вручая кому-либо визитную карточку, вы тем са­мым показываете стремление и в будущем поддерживать дело­вые и личные контакты.